Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Красна речь пословицей"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Широких Ирина Геннадиевна

Перед проведением внеклассного мероприятия, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает название-пословицу, делает эмблемы. Во время игры команды выполняют интересные задания, связанные с пословицами. Оценивает работу команд жюри. За каждое задание команды получают определённое количество ягод, которые складывают в кузовок. Выигрывает та команда, которая лучше знает русский язык и наберёт больше ягод в кузовок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.САРАТОВА

КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

2 класс

учитель: Широких Ирина Геннадиевна

САРАТОВ

2021

1.Программа: Н.В.Нечаева. Русский язык. 1-4 класс

2.Учебник: Н.В.Нечаева.Русский язык.2 класс

3.Дополнительная литература: 

 В.И.Даль. Пословицы русского народа. – М.: Олма-пресс, 1997

 В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

4.Тип урока: обобщение и систематизация знаний

5.Форма урока: деловая игра

6.Цели урока:

                1) Обогатить речь детей пословицами и поговорками; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях; обобщить знания учащихся о пословицах.                                                                                                                                                                                                                                                                                

2) Способствовать развитию речи, памяти, внимания и мышления.

3) Воспитывать культуру речи, интерес к предмету, чувство товарищества.

7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.

Дидактический материал: мультимедийная презентация; 4 кузовка с ягодами; портрет В.И.Даля; В.И.Даль. Пословицы русского народа; эмблемы команд с названием пословицей; карточки с заданиями для каждой команды; берестяные грамоты.

План урока

Этап урока

Формируемые УУД

Организация класса.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Закрепление изученного (работа в группах).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

Рефлексия

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

8. Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)

- Сегодня на уроке вам предстоит выяснить, насколько хорошо вы овладели знаниями, полученными за год. Надеюсь, что сегодняшняя работа будет такой же успешной, как и на прошлых уроках! А если у кого-то ещё остались вопросы, вы сможете сегодня их для себя разрешить. Желаю вам удачи!

Слайд 2.

II. Постановка темы и целей урока. (3 мин)

- Прочитайте предложения. Что их объединяет?

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

- Что называется пословицей? Сформулируйте тему.

Слайд 3.  

-Тема нашего урока «Красна речь пословицей». Как вы её понимаете?

- Сформулируйте цель урока.

- Какой русский учёный в середине прошлого века собрал и издал 31 000 русских пословиц?

Слайд 4,5.  

- Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги – словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.

- Найдите лишнюю пословицу.

Слайд 6.  

- Девизом нашей игры будет пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Сегодня каждая команда будет собирать ягодки в свой кузовок. Кто соберёт больше ягод, тот и выиграет. А я вам советую: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

III. Представление команд. (5 мин)

Слайд 7.  

- Настало время познакомиться с командами. Каждая команда представляет своё название – пословицу и объясняет её выбор.

  1 команда – «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

  2 команда – «Один за всех и все за одного»

  3 команда – «Человек без друзей, что дерево без корней»

  4 команда – «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок 1-2 ягоды.

IV. Этапы соревнования.

Слайд 8.  

1.Разминка. Игра «Кузовок». (5 мин)

- Каждый ученик записывает на полоске бумаги пословицу. Учитель по очереди подходит к каждой команде с кузовком, ученики называют пословицы и кладут их в кузовок со словами: «Я кладу в кузовок пословицу …»

  Подведение итогов. Каждая команда кладёт в свой кузовок столько ягод, сколько было названо разных пословиц.

Слайд 9.  

2.Пословицы «шутят». (5 мин)

                         Пословица, тебя мы знаем,

                         Но не такою ты была:

                         Неужто буква озорная

                         Вновь чьё – то место заняла?

Слайд 10.  

- Узнайте пословицы и объясните смысл.

Задание 1.

Один в золе не воин.

(Ответ: Один в поле не воин.)

Задание 2.

Терпение и пруд всё перетрут.

(Ответ: Терпение и труд всё перетрут.)

Задание 3.

Сашу маслом не испортишь.

(Ответ: Кашу маслом не испортишь.)

Задание 4.

Лось человека не красит.

(Ответ: Ложь человека не красит.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 11.

3.Собери пословицы. (5 мин)

- Соедините начало и конец пословиц.

1) Любишь кататься –

ы) там и радость.

2) Делу – время,

о) а врозь скучно.

3) Труд человека кормит,

д) а его добрые дела.

4) Вместе тесно,

ц) а нашёл – береги.

5) Не одежда красит человека,

м) люби и саночки возить.

6) Нет друга – ищи,

о) а потехе час.

7) Где труд,

л)  а лень портит.

Подведение итогов конкурса. Прочитайте слово в правом столбце, расставив буквы по порядку. (Должно получиться слово молодцы.) Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за верно выполненное задание.

Слайд 12,13.  

4.Отгадайте существительное, загаданное тройкой пословиц – подсказок. (5 мин)

Задание 1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он всё в лес глядит.

Его ноги кормят.

(Ответ: волк.)

Задание 2.

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

(Ответ: соловей.)

Задание 3.

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его.

(Ответ: здоровье.)

Задание 4.

Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведёт.

(Ответ: язык.)

- Прочитайте с отгаданным словом все пословицы. Объясните смысл одной из них.

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.

Слайд 14.  

5.Конкурс капитанов. (3 мин)

- Доскажи пословицу.

Задание 1.

Красна птица пером, а человек …

  1. лицом;

б) умом;

в) одеждой

(Ответ: умом.)

Задание 2.

Ласковое слово – что …

  1. весенний день;

б) летний день;

в) осенний день

(Ответ: весенний день.)

Задание 3.

Чтение – вот лучшее …

  1. развлечение;

б) обучение

в) учение

(Ответ: учение.)

Задание 4.

Маленькое дело лучше …

  1. большого праздника;

б) большого безделья;

в) большого дела

    (Ответ: большого безделья.)

Подведение итогов конкурса. Капитаны команд кладут в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.

Слайд 15.  

6.Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. (5 мин)

Задание 1.

Больше думай, _______________ говори.

(Ответ: Больше думай, меньше говори.)

Задание 2.

Век долог, да час _____________.

(Ответ: Век долог, да час короток.)

Задание 3.

Горькая правда лучше __________ лжи.

(Ответ: Горькая правда лучше сладкой лжи.)

Задание 4.

Новых друзей наживай, а _______________ не теряй.

(Ответ: Новых друзей наживай, а старых не теряй.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 16.  

7.Отгадайте пословицу по картинкам. (5 мин)

Ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слайд 17.  

Ответ: Волка ноги кормят.

Слайд 18.  

Ответ: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Слайд 19.  

Ответ: Один в поле не воин.

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 20.  

8.Прочитайте пословицу. (5 мин)

- Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной буквы и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией можно было бы прочитать пословицу.

З    А   Д   Я   Н   Д    Н

М   У   В   С   И   О   О

Я    З    А   Ь   Н   О   Г

А   Ц   Й   Ш  Е   П   О

М   О   Г    И  А   М   Й

И   П   О   Н   Е   Ш   Ь

Слайд 21.  

(Ответ: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 3 ягодки за правильный ответ.

V.Рефлексия. (4 мин)

- Какой теме был посвящён урок?

- Какую цель поставили?

- Достигли ли мы её? Докажите.

- Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей речи?

- Кто считает, что он усвоил тему урока? Хлопните в ладоши.

- У кого остались вопросы?

- Оцените работу своей команды на уроке.

- Капитаны, сосчитайте ягодки в кузовке.

Награждение команд.

Слайд 22.  

- Молодцы, все команды показали хорошие знания русского языка.

- Кончил дело - гуляй смело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Жемчужины речи"

Чтобы лучше понять историю и характер русского народа  мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выра...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Части речи.

Знакомство с частями речи  в игровой форме....

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."

Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ВОЛШЕБНИЦА - РЕЧЬ»

Наш родной язык - русский. «Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью» (А.И.Куприн) Знать свой язык обязан каждый человек. Давайте ...