Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гольтяпина Инна Васильевна

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме

« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kursy.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме

« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

*** Личностные 

- формирование мотивации к учению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развитие у учащихся навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

*** Метапредметные

- Познавательные 

а) развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов и самим представлять информацию в виде схемы, таблицы.

б) выявлять сущность, особенности учебного объёкта и на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

- Регулятивные

а) развитие умений прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

б) развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

в) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные:

а) развитие умений слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

*** Предметные

а) Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слова, находить корни с чередующимися согласными

Материально – техническое обеспечение:

Мультимедийное оборудование, экран, презентация,

Картинки – модели осенних листьев;

Таблица самооценки ( лестница успеха) + сигнальные карточки

Ход урока

Этапы урока,

цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап:

цель - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс с использованием метода эмоционального стимулирования

(мотивация учебной деятельности)

Звучит тихая мелодия, вокруг – картинки осенних листьев.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Послушайте красивые строчки из стихотворения поэта К. Бальмонта

Слайд № 1 Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Учитель:

О каком времени года говорится? Что говорится о деревьях?

Учитель: Вот и сегодня к нам на урок прилетели листочки с деревьев из нашего леса и устроили ЛИСТОПАД. Весь урок в нашем классе будут летать эти листочки и предлагать нам задания, с которыми, я думаю, мы с вами успешно справимся, потому что никогда не забываем девиз уроков…

Учитель: Для удобства вы разделены на группы.

Учащиеся слушают, настраиваются на урок

Отвечают на вопросы

Называют пословицу

«Одна пчёлка немного мёду натаскает» 

(Нужно трудиться дружно, помогая друг другу, тогда и результат будет успешным)

2. Актуализация знаний

цель - включение учащихся в активную мыслительную деятельность на основе актуализации имеющихся знаний и представлений учащихся об изучаемой теме

Листочек № 1 – Минутка чистописания

Учитель: Отгадайте загадку

Весной – веселит, летом – холодит,

Осенью – питает, зимой – согревает

Учитель: назовите в слове «дерево» непарный согласный звук

Давайте красиво пропишем:

Рр Рр Рр ро ро ро рлрлрл

Листочек № 2 Словарная работа

От каких деревьев листочки упали нам на классную доску?

Запишите их названия, поставьте в словах ударения, выделите безударные гласные.

Назовите. Что общего у этих слов?

Учитель: чем отличаются слова?

Листочек № 4 - Повторение изученного во 2 классе.

Учитель: По названиям листьев этих деревьев будут называться ваши 3 группы. Но для этого листочек № 4 просит порадовать осенние листья. Подберите и запишите несколько однокоренных слов.

1 группа – к слову «берёза»

2 группа – к слову «осина»

3 группа – к слову «рябина»

Учитель: Для того, чтобы правильно выполнить задание, нужно обязательно хорошо знать тот учебный материал, о котором мы сегодня будем говорить. Кто догадался? Учитель: верно, но что вы об этом уже знаете?

4.1. Составьте кластер к понятию «Корень слова»

3 ученика работает у доски (от каждой группы)

Корень – это главная часть слова и общая часть

однокоренных слов. В корне заключён общий смысл

всех однокоренных слов.

Однокоренные слова – это слова близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

4.3.Выполните просьбу листочка – подберите однокоренные слова к представленным словам.

Отгадка – ДЕРЕВО 

Учащиеся: звук «Р»

Выполняют задание минутки чистописания

Активно участвуют в диалоге с учителем

Учащиеся пишут:

(1 у доски с комментированием)

Берёза, осина, рябина. 

Примерные ответы – все слова называют деревья лиственные, во всех словах – 3 слога и ударение падает на 2-ой слог)

Примерный ответ - слова разные по смыслу, у них разные безударные гласные, разные корни.

Учащиеся: О корне и об однокоренных словах.

3 ученика составляет кластер,

4.2. остальные ребята заполняют таблицу «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х- что мы хотим узнать

У – что мы узнали и что осталось узнать

Что такое корень

Новые сведения о корне

?

Что такое однокоренные слова

Как находить в слове корень

Ребята по группам выполняют задание, доказывают правильность выполнения и проверяют на экране презентации

3.Формулирование проблемы, открытие новых знаний –

цель - формирования умения решать проблемы и планировать свои действия по реализации намеченного плана.

Формулировка проблемы:

Следующее задание листочка № 5 (выполняют по группам)

Найдите однокоренные слова, выделите корень

ПРОБЛЕМА:

Почему в однокоренных словах разные буквы?

СРАВНИВАЕМ вывод с авторским на странице учебника стр 42

Что мы учились делать? Планировать свои действия.

1 группа – речка, речной, речь, река, речушка

2 группа – уха, ухо, ушной, ушко.

3 группа – вода, водитель, вожу, водит, уводил

ВЫВОД: Наверное есть такое правило, о том, что в некоторых корнях однокоренных слов согласные звуки иногда могут заменяться другими.

Что будем делать дальше? Проговорим свои предположения и сравним с авторской позицией учебника. А затем поучимся находить корни с чередующимися согласными звуками.

ФИЗМИНУТКА «Танец с опавшими листьями под музыкальную презентацию»

4. Применение новых знаний 

цель - развитие умений применять новые знания в различных учебных ситуациях

Листочек № 6

Выполните упражнения

1 группа - № 41 на странице 41

Однокоренные ли это слова? Почему?

(Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья)

Какие звуки чередуются?

2 группа – упр № 42 стр 42

3 групп – упр 45 стр 45

Какие чередующиеся звуки в корнях однокоренных слов вам встретились?

Листочек № 6 Игра «Быстрый листопад» -

тест верно – неверно (+ или - )

  1. Корни в однокоренных словах всегда пишутся одинаково
  2. В корне однокоренных слов может происходить чередование 2 –х или 3-х звуков.
  3. Бывает чередование звуков Г/ Ж
  4. Бывает чередование звуков А/ У
  5. В корне однокоренных слов последний согласный звук может чередоваться.

САМОПРОВЕРКА по заданным критериям 

Активно включаются в учебный диалог

Дети выполняют и производят самопроверку по слайду презентации (критерии заданы)

ОТВЕТ: 1 - , 2 +, 3 +, 4 -, 5 +.

5. Итог урока, рефлексия

цель – осуществление учащимися контроля и самоконтроля в соответствии с выбранными критериями

Листочек № 7 – итог урока

а) Дополняем кластер

б) Дополняем таблицу ЗХУ

в) определяем, на какой лесенке находимся (самоконтроль)

Составляем синквейн

а) Дополняем кластер

б) Дополняем таблицу ЗХУ

в) определяем, на какой лесенке находимся (самоконтроль)

6. Задание на дом

цель – развитие умений самостоятельно применять полученные знания

По выбору:

  1. Упражнение 44 стр 44
  2. Составить и записать собственный синквейн к теме сегодняшнего урока.

Выбирают задание по желанию

ПОСЛЕСЛОВИЕ

к УРОКУ

какое главное, ключевое слово урока?

Ч Е Р Е Д О В А Н И Е

ДОПОЛНИТЕЛЬНО – при условии оставшегося времени на уроке

Листочек №

Учитель: Послушайте, какую интересную информацию подготовил для вас Валера о деревьях, листочки которых летали сегодня в нашем классе.

Рассказ – презентация ученика

Берёза – дерево – долгожитель. Она живёт 150- 320 лет. Это самое лекарственное дерево нашей страны. Весной из одного дерева за день может вытечь 50 литров ценного берёзового сока.

Осина живёт до 100 лет. Из этого дерева плетут корзины, делают деревянную посуду, а также изготавливают спички.

Рябина живет 300 лет. На Руси летом больных выносили и клали под рябину, т.к. считали, что «дух рябиновый отгоняет все болезни».

конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку 2 класса по теме: "Корень слова".

Цель:Дать представление о корне;Ознакомление  с  тем,  что  корни  в   однокоренных  словах пишутся одинаково.Оборудование:Картинки с ребусами; таблица «Словесн...

Русский язык. 2 класс Технологическая карта.Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

достижение планируемых результатов посредствомтехнологии проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.) 1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в ...

Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова

Дидактический материал  по русскому языку 3 класс по теме:  « Корень слова. Однокоренные слова...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"

Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме  "Корень слова"...

Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...