Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_1_klass_russkiy_yazyk.docx78.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова?».

Тема урока: Сколько значений может быть у слова?

Тип урока: урок  открытия  нового знания

Цель: познакомить с однозначными и многозначными словами.

Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать развитию речи учащихся, обогащению словаря; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи. Воспитательная задача?

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!
Кто готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2.Актуализация знаний.

- Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Мы учимся не просто писать, а правильно и красиво писать. Поэтому на каждом уроке проводим минутки чистописания.

- Сначала разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Минутка чистописания

Игра «Доскажи словечко»

Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут) 

Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)

- С какой буквы начинаем писать эти слова? (Г)

- Пропишем в тетради букву Г

Гг Гг Гг

3.Самоопределение к деятельности.

Ребята, у нас на уроке несколько гостей. Угадайте первого гостя.

Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а… (гусь).

Правильно, это гусь и он Ребята посмотрите нам гусь прислал письмо, давайте узнаем, что в нем.

Ребята 1 «А» класса, я к вам пришел за помощью.  Помогите мне сделать непонятное задание. Ребята, поможем?

- Прочитайте записи (слайд 2): ВОРОНА, ДОМ, ПАРТА, СЦЕЯМ, ГЛАЗА, КАРАНДАШ

- Какая из данных записей лишняя и почему ?  ( СЦЕЯМ, т. К. не является словом)

- Составьте из данных букв слово. (Месяц) Что оно означает? (луна, время по календарю). Это словарное слово, написание которого мы должны запомнить.

- Среди остальных слов найдите слово, в котором один  и тот же звук повторяется 3 раза.                     ( КАРАНДАШ) Это тоже словарное слово. Запишите эти слова, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить и обозначьте ударение.  

Месяц, карандаш.

Молодцы ребята. Нам с вами гусь говорит спасибо.

Но следующее задание ему еще более непонятное.

- Послушайте стихотворение:

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.


Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
И огромный Носорог
Вместо носа носит рог.


Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

- О чем это стихотворение? О каких носах идет речь в стихотворении?

- Как вы думаете, о каких словах мы сегодня будем разговаривать?

Тема нашего урока: Сколько значений может быть у слова?

4. Открытие нового знания

-Сегодня на урок к нам пришли еще одни гости. Вы узнали их? Это герои мультфильма «Фиксики»-  Симка и Нолик. И они тоже попросили о помощи.   Вот о чем они нам рассказывают : «Ребята, с нами произошла удивительная история. Димдимыч попросил нас записать фильм на диск о том, как устроена мышка. Диск для нас он оставил на диване, но его нашла  Кусачка  и куда-то  унесла. Помогите, пожалуйста, определиться, что именно нам нужно найти».

- Какой из данных предметов нужен нашим друзьям, мы сможем понять, прочитав предложения:

В ящике стола мы нашли ватные диски.

Во дворе у машины чистые диски.

Вечером на небе мы видели диск луны.

На спортивной площадке начались соревнования по метанию диска.

- Все эти предметы называются одинаково – диски, но ни один из них не подходит для героев. Какой же диск тогда нужен Симке с Ноликом?

- Ну вот, с диском разобрались, теперь ответьте на такой вопрос:  Об устройстве какой мышки нужно записать фильм Нолику и Симке?

 

5. Физминутка

- Симка с Ноликом хотят вас отблагодарить и приглашают станцевать вместе с ними (ссылка на физминутку)

- Скажите, сколько значений имеют слова  ДИСК и МЫШКА - одно или несколько?

- Предположите, как могут называться слова, имеющие много значений?

- Слова, которые имеют много значений,  называются МНОГОЗНАЧНЫМИ, а слова, которые имеют только одно значение – ОДНОЗНАЧНЫМИ.

6. Закрепление новых знаний

- А теперь потренируемся в нахождении многозначных слов.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.

- Рассмотрите картинки.

- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова).

- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова).

- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.

- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте.

- Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

- А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.

1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета.

2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.

3) прекрасный, замечательный, умелый.

- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.

- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).

- Значит какое это слово? (Многозначное)

- А только по слову можно понять, что оно многозначное ? (Нет).

- Это можно понять только из предложения (о чём говорится в предложении) или по картинке.

7. Итог урока.

- С какой новой темой мы познакомились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?

8. Рефлексия учебной деятельности.

Поднимать зеленую или красную карточку.. Своей работой на уроке я…….. Если доволен, поднимите зеленый  квадратик, если не доволен – красный. И т.д.

  • Анкета

56564554


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...