Как определить корень в слове.
статья по русскому языку

 Федотова Ольга Александровна

Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

 Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как определить корень в слове.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Старый Оскол

  Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

 Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ.

ШЛА,   КАРТОФЕЛЬ,  ВЫНУТЬ         

В корнях есть чередование гласных:

ДОБРЫЙ,     ЗАДАБРИВАТЬ

 или чередование согласных:

ДРУГ, ДРУЖИТЬ,  ДРУЗЬЯ

Они содержат в себе беглые согласные:

ПЕНЬ,   ПНЯ

В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД, а сейчас ПРИРОД.

Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ, в других словарях корень СНЕГИРЬ.

Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.

ПРИМЕР:

НАРИСОВАЛ

Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове «НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.

РИСУНОК, РИСОВАНИЕ

Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.

Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.  

1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.

2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.

Примеры:

ПОЛЕТИТ

  1. Похоже начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО 

Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит в этом слове есть приставка.

  1. Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.

Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ

КРАСНЫЙ

  1. На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
  2. Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ. Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТА, глагол – ПОКРАСНЕТЬ. Получается корень КРАСН.

МОЛОДЁЖЬ

  1. На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
  2. Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ, глагол – ПОМОЛОДЕТЬ. Получается корень –МОЛОД.

ПОДГОВОРИЛА

  1. Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
  2. Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.

Теперь вы знаете, как находить корень в словах, и сейчас вам нужна практика.

Как определить корень в слове.

Федотова Ольга Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Старый Оскол

  Именно в нём чаще всего ошибаются учащиеся в начальной школе. Поэтому, как мы научимся выделять этот самый корень, зависит наша с вами грамотность.

 Умение вычленять корень является основополагающим в нашей с вами грамотности. В корнях находятся безударные гласные: гласный «И» и гласный «А». Корень – это значимая часть слова, которая содержит в себе лексическое значение слова. Лексическое значение – это смысл слова. Корень является одинаковым для родственных слов. Родственными словами мы называем те слова, которые обладают одним корнем. Корень – это самая трудно определяемая часть слова. Корней очень много. Они могут сливать с приставками и суффиксами, может состоять из слова, а может состоять из одной буквы. Если в приставках мы знаем, что они состоят их одной, двух, трёх букв, реже из пяти. В суффиксах тоже одна, две, три буквы реже больше. То корень может состоять из одной буквы или из множества букв. Есть одно слово в русском языке, где нет вообще корня – ВЫНУТЬ.

ШЛА,   КАРТОФЕЛЬ,  ВЫНУТЬ         

В корнях есть чередование гласных:

ДОБРЫЙ,     ЗАДАБРИВАТЬ

 или чередование согласных:

ДРУГ, ДРУЖИТЬ,  ДРУЗЬЯ

Они содержат в себе беглые согласные:

ПЕНЬ,   ПНЯ

В слове ПРИРОДА раньше был корень РОД, а сейчас ПРИРОД.

Разные словари показывают нам разные корни. В одних словарях в слове СНЕГИРЬ корень СНЕГ, в других словарях корень СНЕГИРЬ.

Наша задача понять, как можно разделить корень и суффикс, чтобы они не сливались и чтобы мы могли безошибочно писать. Особое внимание на написание слов нужно обращать на глаголы. Именно в глаголах есть безударные гласные в корнях и в глаголах сложнее всего определить корень, потому что он чаще всего маскируется приставками, суффиксами.

ПРИМЕР:

НАРИСОВАЛ

Разные части речи используют для своего образования разные суффиксы. Стоит перейти в другую часть речи, как отсекаются суффиксы, которые мешали в той части речи. Чтобы найти суффикс в слове «НАРИСОВАЛ», нам надо перейти в другую часть речи и посмотреть, как изменились суффиксы в другой части речи.

РИСУНОК, РИСОВАНИЕ

Обычно одного слова мало, нужно несколько слов, потому что есть суффиксы одинаковые в разных частях речи.

Нахождение корня слова всегда состоит из двух этапов.  

1 этап – разобраться с началом слова и понять является он приставкой или корнем.

2 этап – посмотреть, на что корень заканчивается и не спутать его с суффиксом.

Примеры:

ПОЛЕТИТ

  1. Похоже, начало слова на приставку? Да, похоже. Есть приставка – ПО 

Откидываем приставку по и смотрим, что осталось – ЛЕТИТ. Значит, в этом слове есть приставка.

  1. Где заканчивается это слово? Для этого меняем часть речи. ПОЛЁТ, ЛЁТЧИК.

Когда мы сравним эти слова, то получится, что корень ЛЕТ или ЛЁТ

КРАСНЫЙ

  1. На К у нас есть приставка, но она используется только в наречиях, следовательно в этом слове приставки нет.
  2. Определяем, какой корень в слове КРАСНЫЙ. Меняем часть речи. Существительное – КРАСНОТА, глагол – ПОКРАСНЕТЬ. Получается корень КРАСН.

МОЛОДЁЖЬ

  1. На М у нас приставки нет. Приставки в слове нет.
  2. Определяем, какой корень в слове МОЛОДЁЖЬ. Меняем часть речи, прилагательное – МОЛОДОЙ, глагол – ПОМОЛОДЕТЬ. Получается корень –МОЛОД.

ПОДГОВОРИЛА

  1. Здесь есть приставка ПОД, потому что есть слово – ГОВОРИЛА
  2. Определяем, где заканчивается наш корень. Меняем часть речи, существительное – ГОВОР, РАЗГОВОР. Получается корень – ГОВОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

Тест "Определяем начальную форму слов и основу предложения"

Тест разработан с целью контроля  знаний обучающихся по русскому языку (2 класс)...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Учимся определять начальную форму слова" (ПНШ)

Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закреплен...

Фрагмент урока по русскому языку в 1 классе по теме "Слово и слог. Как определить, сколько в слове слогов"

Во фрагменте урока представлен материал помогающий уточнить представление о слоге как части слова,  слогообразующей роли гласных, обучить учащихся выделению слогов и обозначению их в слове, класс...

План коспект урока по русскому языку: "Часть слова:корень. Однокоренные слова."

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова....