Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_yaz_2_klassnachalnaya_forma_slov_e.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1

Смоленская область

Разработка урока по русскому языку по теме:

«Продолжаем определять начальную форму слов» 

2 класс

 УМК «Перспективная начальная школа»

Автор: Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

Цели  и задачи урока: укрепление представления о начальной форме слов:  

                     определение  начальной формы у слов-названий  действий (учить

                     задавать вопросы к сказуемому, выраженному глаголом, и учить

                   ставить глаголы в начальную форму); развитие способности

                   правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения  

                   изученного; вырабатывание  умения работать с толковыми и

                     обратными словарями; воспитание в учениках средствами урока  

                   уверенность в своих силах.

Оборудование: учебник «Русский язык» - 2 класс, часть 3 (Н.А.Чураковой),    

                    тетрадь для самостоятельной работы №2 (Т.А.Байковой и

                      О.В.Малаховской), обратный словарь (учебник «Русский язык» -  

                     2 класс, часть 2 (М.Л.Каленчука).

         Ход урока.

1.Организационный момент.

Заходите, дети в класс,

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок,

Рты закрыли на замок.

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

     1) Отгадай загадку:

      Если б не было его, не сказал бы ничего (Слово).

     2) Игра «Найди лишнее слово».

       Кефир, молоко, сыр, творог.

       Город, село, Москва, деревня.

       Деньги, грабли, брюки, лыжи.

       Сапоги, варежки, чулки, ясли.

     3) «Угадай слово»:

      Смор1ина, ви3на, элек3к, 40а, 3буна, Р1а.

     - Все ли имена существительные изменяются по числам?

     - Найдите имена существительные, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

     - А что вы можете сказать о других именах существительных?

    4) Игра «Будь внимателен».

    Лист, молоко, перо, ножницы, крыло, воздух, кефир, шахматы, Москва, сахар, солома.

- Все ли имена существительные изменяются по числам?

- Найдите имена существительные, которые изменяются по числам. Напишите их во множественном числе.

- А что вы можете сказать о других именах существительных?

Вывод: в русском языке есть имена существительные, которые могут иметь форму только единственного числа или только множественного числа

3. Проверка домашнего задания.

    Упр.7, стр.6

     На доске написано домашнее задание и дети проверяют, правильно ли они его выполнили (самопроверка).

 4. Определение темы урока учащимися и сообщение цели урока.

     Откроем содержание учебника и найдём название нашей темы. Вспомните предыдущую тему.

     Верно, тема нашего урока «Продолжаем определять начальную форму слов».

5. Работа по теме.

     1) Учитель (обобщает): «Тема урока «Учимся определять начальную форму слов-названий действий» и учебная задача – научиться ставить глаголы в начальную форму)»;

     - Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих действия, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос?   

    2) Подсказка Летучей Мыши.

     Слова-названия действий в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

     3) Упр.10 стр.17 (Учебник, часть 2)

     - Выписывать из текста слова, называющие действия, столбиком;

     - справа от каждого слова написать его начальную форму с вопросом:

             Он (что делает?) украшает – (что делать?) украшать

             плоды (что делают?) созревают – (что делать?) созревать

             птицы (что делают?) поедают – (что делать?) поедать

  1. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.8, стр.7.

Мы щенка в воде и мыле ( … )

Два часа мочалкой мыли ( … ).

- Определите, какое из выделенных слов является словом-названием

предмета, а какое – словом-названием действия;

- В скобках напишите их начальную форму.

               Мыле – мыло            мыли – мыть

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 8, стр.13.

        - Прочитайте отрывок из стихотворения:

        Я коня водой пою,

        Песню солнышку пою

- Что необычного в этих стихотворениях? Неужели выделенные слова

 означают одно и то же?

        - Что означает слово пою в первой строчке? Можете поставить это слово в начальную форму?

      Миша определил её так    →   что делать? – пить

      Маша определила её так   →   что делать? – поить

      - С кем вы соглашаетесь?

      - Что означает слово «пою» во второй строчке? Поставьте его в начальную форму.(Пою-петь).

 6. Физкультминутка «Лошадка».

    Ты скачи, скачи, лошадка,

    Скок, скок, скок, скок.

    По дорожке ровной, гладкой,

    Скок, скок, скок, скок.

    Ты скачи всё прямо, прямо,

    Скок, скок, скок, скок.

    Мимо дома, стой – тут яма,

    Цок, цок, цок, цок.

7. Закрепление.

     1) Работа в тетради для самостоятельной работы №2.

Упр.9, стр.8.

         Бык бодается с быком,

         Убегает все кругом.

         Береги, бегун, бока

         От бодливого быка.

- Найдите в тексте слово, которое дано в разных формах, выпишите их вместе с предлогами;

      (Кто?)______(с кем?)_______(от кого?)_______                    

- Выпишите две группы родственных слов;

     (Что делает?)________        (Что делают?)________

     (Какого?)___________        (Кто?)______________

     2) Упр.7, стр.12. Учебник, часть 3. Самостоятельная работа.

        Работа в группах.

8. Итог урока.

- Так над какой темой урока сегодня мы работали?

- Что такое начальная форма слова?

  Приведите примеры, сформулируйте выводы.

9. Домашнее задание.

  Упр.26, стр.13. Выписывать слова-названия действий, рядом написать начальные формы этих слов вместе с вопросами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

Разработка урока по русскому языку по теме: «Заседание клуба на котором все учились задавать вопросы» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по русскому языку по теме: «Заседание клуба на котором все учились задавать вопросы» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...