Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Альфия Ринатовна

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель урока: создание условий для закрепления изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока

дидактические:

- совершенствовать умение определять падеж;

- формировать умение определять падежное окончание в зависимости от типа склонения;

- организовать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

развивающие:

- способствовать развитию образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти;

- способствовать развитию умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, через организацию работы в парах и группе;

- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам, аккуратность, дисциплинированность.

Ресурсы: интерактивная доска, классная доска, смайлики, стикеры, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sindyukovoy_ar_russkiy_yazyk_3_klass.docx288 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Фрунзенский; пос.Фрунзенский, ул.Шоферская, 4; Синдюкова Альфия Ринатовна, учитель начальных классов

ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. А.И. Чаркина пос. Фрунзенский

Адрес: 446185, Самарская обл, Большеглушицкий р-н, п Фрунзенский, улица Шоферская, 4

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Учитель: Синдюкова Альфия Ринатовна, учитель начальных классов

Учебник, авторы:  УМК «Начальная школа 21 века» Русский язык 3 класс

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель урока: создание условий для закрепления изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока

дидактические:

- совершенствовать умение определять падеж;

- формировать умение определять падежное окончание в зависимости от типа склонения;

- организовать деятельность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

развивающие:

- способствовать развитию образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти;

- способствовать развитию умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей.

воспитательные: 

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, через организацию работы в парах и группе;

- воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к сверстникам, аккуратность, дисциплинированность.

Ресурсы: интерактивная доска, классная доска, смайлики, стикеры, карточки с заданиями.

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь обучающихся

Организационный момент

- Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте.

Мотивация к учебной деятельности

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Ребята, скажите и покажите с каким настроением вы пришли на урок?

- Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

- С веселым.

- С прекрасным.

- С хорошим.

Показывают смайлики.

- Обучающиеся желают удачи своему соседу по парте: «Удачи на уроке».

- Мы должны внимательно слушать учителя и старательно работать.

Словарная работа

Учитель показывает на доске таблицу.

- «Ребята, посмотрите на доску, так получилось, что слова у нас запутались, давайте попробуем их разгадать. У первого слова координаты 1а 3в. Что это за слово?»

- «Координаты второго слова 2в 3а. Какое слово получилось?»

- «Молодцы. 1г 3в 2а. Что это за слово?»

- «Верно. 1б 2г. Что получилось?»

- «Правильно. 4г 3б 1в. Какое слово получилось?»

- «Молодцы. 2б 3г 4а. Слово?»

- «Все верно. Координаты последнего слова 4б 2б 4в».

- «Вы верно отгадали все слова. Ребята, скажите, а есть ли среди этих слов лишнее?»

- «Какое это слово?»

- «Почему?»

- «А можно ли его преобразовать в имя существительное?»

- «Какое получится слово?»

- «Ребята, а посмотрите внимательнее, какие это слова?»

- «А почему они так называются?»

- «Совершенно верно. Их нужно только запомнить».

 Смотрят на доску.

- «Пальто».

- «Морковь».

- «Картофель».

- «Желать»

- «Беседа».

- «Горизонт».

- «Погода».

- «Да».

- «Желать».

- «Это глагол, а остальные имена существительные».

- «Да».

- «Желание».

- «Словарные слова».

- «Такие слова называются так, потому что написание букв в этих словах нельзя проверить по правилам».

Актуализация знаний

- «Сейчас я вам буду читать вопросы, а вы не раздумывая должны быстро на них отвечать. Спрашивать буду только тех, у кого будет самая красивая рука, с места выкрикивать ни в коем случае нельзя. Запомнили?»

- «Изменяемая часть слова …»

- «Часть речи, обозначающая предмет …»

- «Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся …»

- «Постоянный признак имён существительных… (род)»

- «Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? …»

- «К 3 склонению относятся имена существительные …»

- «Имена существительные бывают …»

«Ко 2 склонению относятся …»

- «Имена существительные изменяются по …»

- «Сколько падежей в русском языке?»

- «Молодцы. Справились с заданием».

Внимательно слушают учителя.

- «Да».

- «Окончание».

- «Имя существительное».

- «К 1 склонению».

- «Род».

- «Имя существительное».

- «Женского рода с нулевым окончанием».

- «Одушевленный и неодушевленные».

- «Слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием   -о, -е».

- «По числам и по падежам».

- «Шесть».

Целеполагание

- «Ребята, а вы умеете писать окончания имен существительных?»

- «А что для этого нужно знать?»

- «Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке будем продолжать делать?»

- «Правильно. Молодцы».

- «В течение урока мы посмотрим, умеете ли вы определять склонение и падеж имен существительных или нет. А также научились ли вы вставлять нужное падежно окончание у имен существительных».

- «Да».

- «Нужно знать три типа склонения имён существительных и их падежные окончания».

- «Закреплять знания в написании безударных падежных окончаниях имен существительных».

Закрепление знаний

- «На доске написано предложение. Прочитайте его».

- «Что в этом предложении вы заметили?»

- «Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа».

- «Спишите это предложение правильно».

- «Какие орфограммы вы нашли?»

- «Хорошо, соглашусь, есть такое правило. Но меня оно не убедило, я хочу написать жы, а не жи, почему еще я не могу этого сделать?»

- «Совершенно верно. Так, еще кто какие ошибки нашел?»

- «Почему?»

- «У всех так?»

- «Хорошо. Еще что не так в этом предложении?»

- «А зачем он так нужен? Какую функцию он выполняет?»

- «Правильно. Молодцы. Дальше смотрим на предложение, что еще тут не так?»

- «Почему?»

- «Все верно. Все орфограммы нашли в этом предложении?»

- «Почему мы ставим там запятую?»

- «Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения».

- «Хорошо. Молодцы»

Один обучающийся читает предложение.

Внимательно слушают.

- «Закружылись в белом вихри снежные хлопя понеслись по дороги».

- «В предложении допущены ошибки».

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Списывают предложение.

- «За место буквы ы, нужно писать жи, потому что есть правило жи-ши пиши с и».

- «Звуки Ж всегда твердый и не имеет своей пары по мягкости. А это значит, что он не нуждается в обозначении твердости при письме, а буква Ы обозначает именно эту функцию».

- «В слове вихри, окончание должно быть е».

- «Окончание е, потому что существительные, которые стоят в предложном падеже 3 склонения имеют окончание е».

- «Да».

- «В слове «хлопья» пропущен мягкий знак».

- «В данном слове мягкий знак выполняет разделительную функцию».

- «По дороге, окончание должно быть е».

- «Это существительно стоит в дательном падеже 1 склонения, следовательно, окончание будет е».

- «Нет, еще пропущена запятая, после слова хлопья».

- «Идет перечисление однородных членов предложения».

Один обучающийся делает разбор предложения, все остальные учащиеся внимательно его слушают и отмечают у себя в тетрадях.

Динамическая пауза

 - «Сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте и выйдете из-за парт».

- «Я буду называть существительные, а вы, услышав существительные 1-ого скл. - топаете, 2-ого скл. – хлопаете, 3-его скл. – приседаете. Запомнили?»

- «Зима (1)»

- «Снег (2)»

- «Пыль (3)»

- «Дорога (1)»

- «Даль (3)»

- «Мороз (2)»

- «Сказка (1)»

- «Серебро (2)»

- «Ладонь (3)»

- «Мышь (3)»

- «Вьюга (1)»

- «Город (2)»

- «Мама (1)»

- «Дождь (2)»

- «Тишь (3)»

- «Лёд (2)»

- «Радость (3)»

- «Горка (1)».

- «Молодцы. Садитесь на места».

Встают и выходят из-за парт.

- «Да».

Топают.

Хлопают.

Приседают.

Топают.

Приседают.

Хлопают.

Топают.

Хлопают.

Приседают.

Приседают.

Топают.

Хлопают.

Топают.

Хлопают.

Приседают.

Хлопают.

Приседают.

Топают.

Садятся за парты.

Закрепление знаний

- «Сейчас вы будете работать в парах. Пока я раздаю вам листки. Напомните мне правила работы в парах».

Раздает листки.

- «Правильно. Итак, вам нужно будет определить число, склонение и  падеж у имен существительных в словосочетаниях, которые написаны у вас на листках. Как мы определяем склонение?»

- «Все поняли задание?».

- «Выполняем. На это задание не больше 3 минут».

Контролирует выполнение работы.

- «Все выполнили?»

- «Тогда начинаем проверять с последней парты третьего ряда, читаете словосочетание, называете число, склонение и падеж друг за другом по цепочке».

- «Молодцы. Справились с заданием. Теперь откройте учебники на странице 127».

- «Упражнение 238. Прочитайте, что там нужно сделать».

- «Читаем пословицы».

- «Как вы понимаете 3 пословицу?».

- «Спишите эти пословицы, вставляя окончания имен существительных. Соответственно, что мы будем указывать у имен существительных?».

- «Правильно приступаем к выполнению задания».

- «Выполнили?»

- «Поменяйтесь друг с другом тетрадями, возьмите в руки карандаш».

- «Итак, читаем по цепочке пословицы, объясняем вставленные окончания имен существительных».

- «Поднимите руки, у кого есть ошибки».

Разбор ошибок, если есть.

- «Работать вместе.

Выслушивать мнение каждого.

Свое несогласие высказывать вежливо.

Если не понятно задание, нужно переспросить».

- «Ставим существительное в именительный падеж».

- «Да».

Выполняют задание.

- «Да».

- «В тяжелой сумке – ед. число, 1-ое склонение, предложный падеж.

Гоняться за мышью – ед. число, 3-е склонение, творительный падеж.

С земного цветка – ед. число, 2-ое склонение, родительный падеж.

По старой крыше – ед. число, 1-ое склонение, дательный падеж.

Хорошую погоду – ед. число, 1-ое склонение, винительный падеж.

В зеленой траве – ед. число, 1-ое склонение, предложный падеж.

Нет большой рыси – ед. число, 3-е склонение, родительный падеж.

По зимней дороге: ед. число, 1-ое склонение, дательный падеж.

Синим морем – ед. число, 2-ое склонение, творительный падеж.

Мудрому старику – ед. число, 2-ое склонение, дательный падеж.

Открывают учебники на странице 127.

Один учащийся читает задание, остальные внимательно слушают.

Один учащийся читает пословицы, остальные внимательно слушают.

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- «Склонение и падеж».

Учащиеся выполняют упражнение.

- «Да».

Меняются с соседом по парте тетрадями, берут в руки карандаш.

- «1. Лучше жить в тесноте, чем в обиде. В тесноте пишем окончание -е – 1-ое склонение, предложный падеж, в обиде окончание –е  - 1-ое склонение, предложный падеж.

2. При солнышке тепло, при матери добро. При солнышке – 2-ое склонение, предложный падеж, при матери – 3-е склонение, предложный падеж.

3. Кошке – игрушки, а мышке – слёзки. Кошке – 1-ое склонение, дательный падеж, мышке – 1-ое склонение, дательный падеж.

4. Без букваря и грамматики не учатся и математике. Математике – 1-ое склонение, дательный падеж.

5. Три вещи проверяются в трех случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе, дружба в нужде. В опасности – 3-е склонение, предложный падеж, в гневе – 2-ое склонение, предложный падеж.

6. По капельке – море, по былинке – стог. По капельке – 1-ое склонение, дательный падеж, по былинке – 1-ое склонение, дательный падеж».

Поднимают руки.

Подведение итогов

- «Ребята, чем сегодня на уроке мы с вами занимались?»

- «Научились ли мы это делать?»

- «Ребята, а умеем ли мы с вами определять склонение, число, падеж имен существительных?»

- «А как изменяются существительные?»

- «А что у имени существительного не изменяется?»

- «Правильно».

- «Повторяли правописание безударных падежных окончаний в именах существительных».

- «Да».

- «Да».

- «По числам и падежам».

- «Род».

Домашнее задание

-«Открываем дневники и записываем домашнее задание страница 127 упражнение 240». Вам необходимо найти имена существительные в этом упражнении и распределить их по группам, которые будут иметь одинаковые окончания, необходимо также обозначить падеж».

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

- А теперь предлагаю оценить свою работу на уроке! На партах у каждого есть стикер, вам необходимо наклеить стикер на ту часть сердца, которая больше всего вам подходит. В левом углу сердца поместят те ребята стикеры, кто работал слажено, старательно, в правом углу – кто работал дружно, а посередине – кто в следующий раз будет лучше.

-Сначала идет первый ряд, первый ряд оценивает свою работу на уроке!

-Затем идет второй ряд оценивать свою работу на уроке!

-Третий ряд помещает свои стикеры, оценивает себя!

-Всем спасибо за работу!

Первый ряд оценивает свою работу.

Второй ряд оценивает свою работу.

Третий ряд оценивает свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах".

Цели деятельности учителя:1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, п...

Конспект (технологическая карта) урока с АМО. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Методическая информация, технологическая карта урока с использованием активных методов обучения...

Оценка урока с использованием активных методов обучения (АМО) «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Параметры оценки, расшифровка параметров, подробное качественное обоснование оценки, экспертное заключение к уроку.Файл открывать XL...

Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.

Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс,  профиль класса/группа, количество ...

Правописание  безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний  Цель: 1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;  систематизировать знания о существенных п...