Одушевленные имена существительные
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора: Брилева Анна Николаевна.

Место работы: МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза В.А. Лягина» г. Сельцо.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: русский язык.

Класс: 2а.

Тема урока: Одушевленные имена существительные.

Базовый учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Часть 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель: познакомить обучающихся с одушевленными именами существительными.

Задачи: учить находить одушевленные имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; развивать умение различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто?; воспитывать интерес к предмету, формировать потребность писать грамотно.

Планируемые результаты:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Личностные: демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Универсальные  учебные действия (метапредметные)        

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий, интерактивный комплекс.

Структура урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Технологии

Деятельность учащихся

Форма

работы

УУД

I.

Мотивирование к учебной
деятельности.
Цель:  создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

– Вот книжки на столе,

   А вот тетрадки.

   Не хочется играть

   Сегодня в прятки.

   Сегодня в классе у ребят

   Урок уж очень важный.

   А почему он важный –

   Скажет каждый!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Фронтальная

Коммуникативные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II.

Проверка
выполнения
домашнего
задания.
 Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.

Слова лексико-
тематической группы

Учитель организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

Информационно – коммуникационная технология

Зачитывают записанные слова лексико-
тематической группы.

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

III.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности        

Цель: формулирование с учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

Приём «Инсерт». Учитель предлагает заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

 Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Формулирование проблемы, планирование.

Технология развития критического мышления

Читают, предлагают формулировки цели
урока.

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое незнание.

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

Фронтальная

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV.

Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
 Цель: организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий. 

1. Имена существительные,
отвечающие
на вопрос: кто? Профессии
(упр. 80)

– Прочитайте стихотворение.
Назовите его.

– Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют?

– Запишите слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что?

Информационно – коммуникационная технология

Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. Находят имена
существительные. Изменяют форму слов, записывают по образцу.

Фронтальная

Познавательные: находят существительные. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных, обозначающих профессии людей. Регулятивные: учатся выполнять действия по алгоритму

2. Одушевленные имена существительные. Правило (учебник, с. 48)

Организует работу с правилом.

Проводит беседу по его содержанию. Организует создание кластера «Имя существительное».

Технология развития критического мышления

Читают и отвечают

на вопросы учителя. Создают кластер «Имя существительное».

Фронтальная

Познавательные: усваивают и воспроизводят правило,
приводят примеры.

3. Классификация слов – одушевленных имен существительных (упр. 81)

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Информационно – коммуникационная технология

Подбирают слова
к каждой группе.

Составляют предложение.

Парная

Познавательные: осуществляют классификацию слов,
обозначающих одушевленные предметы.

Коммуникативные: контролируют действия партнера.

Физкультминутка

Учитель показывает движения по тексту.

Здоровьесберегающая

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя.

Коллективная

4. Классификация. Одушевленные предметы. Отгадывание
загадок

– Отгадайте загадки:

    1. Не зверь, не птица,

        А нос как спица,

        Летит – кричит,

        Сядет – молчит.

        Кто его убьет,

        Свою кровь прольет.

    2. Черен, да не ворон,

        Рогат, да не бык,

        Шесть ног без копыт;

        Летит – воет,

        Упадет – землю роет.

    3. Тонко кружево плету:

        Не заметишь на лету.

        Кто в мою попался сеть,

        В ней останется висеть.

                                Б. Тимофеев

Предлагает отгадки объединить в одну группу и записать с вопросом

Информационно – коммуникационная технология

Слушают загадки,
отгадывают.

– Комар.

– Жук.

– Паук.

– Насекомые (кто?):
комар, жук, паук

Коллективная

Познавательные: воспринимают
на слух вопросы
учителя, анализируют услышанное.

Осуществляют классификацию слов,
обозначающих одушевленные предметы.

Наблюдают над лексическим значением слов.

Сравнивают, обобщают слова, делают
выводы.

Учатся задавать
вопрос к словам –
одушевленным
существительным.

Высказывают свое
мнение.

V.

Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепление усвоенных знаний и способов.

Работа в рабочей тетради (№ 52)

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Перед каждым словом запишите вопрос. Обозначьте ударение в словах

Информационно – коммуникационная технология

Вставляют пропущенные буквы. Записывают вопросы. Обозначают ударение в словах

Парная, инди-
видуальная

Познавательные: различают одушевленные и неодушевленные имена существительные, правильно
задают к ним вопросы. Умеют ставить
ударение

VI.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

– Закончите предложения:
•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Информационно – коммуникационная технология

Заканчивают предложения в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Фронтальная

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII.

Домашнее

задание. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слова, обозначающие профессии

Предлагает подобрать слова, обозначающие профессии людей на выбор (человек – человек, человек – природа, человек – техника) и записать их.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Фронтальная

Регулятивные: принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития.

Анализ урока

 

Данный  урок  по русскому языку является уроком №4 в системе уроков по разделу «Имя существительное». Тема урока: «Одушевленные имена существительные».

Цель: познакомить с одушевленными именами существительными.

Задачи: учить находить имена одушевленные имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; развивать умение различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто?; воспитывать интерес к предмету, формировать потребность писать грамотно.

Планируемые результаты:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Личностные: демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Универсальные  учебные действия (метапредметные)        

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: научить обучающихся находить имена одушевленные имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; развивать умение различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто?

Это урок открытия новых знаний.  Он включал в себя 8  этапов.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:  ннформационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, технологию развития критического мышления.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы и задания, соответствующие возрастным особенностям. Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядные, технические др. Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все обучающиеся научились находить имена одушевленные имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; развивать умение различать одушевлённые имена существительные с опорой на вопрос кто, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет предоставление права выбора и доступность поэтому не вызовет затруднения у учащихся. В целом урок можно считать успешным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные". Урок составлен по программе "Школа России" для учащихся 2 класса....

Русский язык неодушевленные и одушевленные имена существительные 2 класс

ГБПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева».     «Методика преподавания по русскому языку»Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Одушевленные имена существительные " (2 класс , УМК "Школа России"

Вашему вниманию представляю конспект урока по русскому языку на тему: " Одушевленные имена существительные " (2 класс , УМК "Школа России")...

Конспект урока "Одушевленные имена существительные"

Конспект урока "Одушевленные имена существительные"...

Имена существительные одушевленные и не одушевленные

тк по русскому 2 класс имена существительные одушевленные и не одушевленные...