Урок по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ирина Николаевна Дроздюк
  1. дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
  2. отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
  3. формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
  4. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Закрепление материала.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4 классе в технологии уровневой дифференциации.

Тема: Простое и сложное предложение. Повторение.

Цель: научить применять новые знания в знакомой учебной ситуации и в новой учебной ситуации.

Цели

- способствовать  формированию знаний о простых предложениях, в том числе с однородными членами, о сложных предложениях и формированию умения различать простые предложения от сложных и правильно  ставить в них запятые;

- создать условия для  развития речи, логического и творческого мышления , умения доказывать свое мнение.

- создать условия для воспитания эстетической культуры;

-способствовать воспитанию правильной самооценки учащихся.

Уровневые цели для учащихся:

  1. знать отличительные особенности предложений разных по виду, случаи постановки запятой;
  2. уметь находить грамматическую основу и правильно ставить знаки препинания;
  3. уметь доказывать.

Оборудование: доска, карточки 3-х уровней для самостоятельной работы.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Предлагает проверить рабочее место. Сообщает условия работы на уроке.

- Урок русского языка. *Работаем по плану:*

1. Выбираем

2. Вспоминаем

3. Упражняемся

4. Применяем

5. Оцениваем

6. Дорабатываем

Выполняем задания на карточках, проверяем по образцу, в конце урока самостоятельная работа.

Проверяют наличие дидактического материала.

План читают про себя.

2. Целеполагание и мотивация

Предлагает прочитать тему урока  хором.

-Мы начинаем повторение пройденного за этот год материала. Тема сегодняшнего урока одна из самых сложных. В чем состоит трудность, узнайте из стихотворения?

Из – за нас карают строго

Грамотеев молодых –

Тех, кто ставит слишком много

Или мало….(запятых).

В чем состоит трудность?

(Быть или не быть запятой –вот главный вопрос урока).

Обращает внимание на уровневые цели, предлагает выбор целей. Подсчитывает количество учащихся, выбравших цели на     «4»-

          «5»-

Для того чтобы  в конце урока получить *

 «5» - вам необходимо:

  1.  знать чем отличается  простое от сложного предложения.
  2. уметь находить грамматическую основу предложения и  правильно  ставить запятые.
  3. выполнять задания творческого характера, доказывать свое мнение.

Для «4» - 1 и 2 цели.

Запишите на полях оценку, к которой будете стремиться.

-Кто сегодня поработает на «5»?

 -На «4»?

Записана на доске: «Простое и сложное предложение. Повторение».

Выбирают программу действий, записывают в тетрадь.

Запись на доске.

3.

Актуализация

А) Применение знаний в знакомой ситуации

Б) Применение знаний в незнакомой ситуации.

Давайте вспомним:

-Какие предложения называются простыми?сложными?

Обращает внимание на карточку 1. *

1уровень

Что общего в этих предложениях?

А) Наступает весна, просыпается природа.

Б) Ближний сугроб напитался водой, и капли стали тенькать. (Как вы понимаете значение слова тенькать? Тенькать -  см. «Толковый словарь»)

В) Звонко и разноголосо запели птицы. 

Какие это предложения?

Проверка. Оценивать на полях – без ошибок, с ошибками.

2уровень

Игра «3 лишний».

-Какое предложение, по вашему мнению, является лишним?

 -Как соединяются части в сложном предложении?

-Чем разделяются простые предложения в сложном?

Проверка фронтальная. Оценивать на полях – без ошибок, с ошибками.

3уровень

(Работа с предложениями б и в)

-Почему в предложениях б и в

 в одном случае стоит запятая, а в другом нет? Объясни.

- Какие союзы употребляются в сложном предложении?

-Перед какими союзами всегда ставится запятая?

Оцените на полях. (легко – трудно)

Итог: Что необходимо помнить при записи простого или сложного предложения? Кому удалось заработать 3 плюса?

1 основу, 2 и более основ.

 тема, наличие грамматических основ.

В – простое с однородными, А – сложное бессоюзное.

-при помощи интонации, союзов.

-запятой.

(слайд)

-и, –а, -но.

 

-а, -но.

-Когда ставится( не ставится запятая)

4. Закрепление.

А для того, чтобы решить быть или не быть запятой в предложении с союзами недостаточно только знать отличие простого предложения от сложного, надо уметь выделять грамматические основы.

Карточка 2. *

Уровень 1. (Все самостоятельно)

Кто может сделать задание самостоятельно, кому нужна помощь?

Выделите основы. Поставьте правильно запятые.

- Что называют основой предложения?

-Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею – словарная работа

Ей песенки поет.

 (С. Есенин)

-Зеленеет темный лес смотрит с ласковым приветом солнце жаркое с небес. (С. Дрожжин).

-Все зазеленело солнышко блестит жаворонка песня льется и звенит. (С. Дрожжин)

-Сады наполняются веселым щебетанием птиц.

Проверка фронтальная.

На выбор 2 или 3, запись в тетради.

Уровень 2.

Можно сделать в паре или индивидуально.

Из каждой пары простых  предложений составьте одно. Запишите схемы предложений.

А) Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи.

Б) Природа еще погружена в тишину. Скоро проснется лес.

В) На реке затрещали льдины. На реке двинулись льдины.

Проверка * по слайду.

Прочитайте, какие предложения получились. У кого получилась такая  схема?

Уровень 3. (Самостоятельно)

Придумайте и запишите  предложения на тему «Птицы весной» так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены предложения;

Б) простые предложения в составе сложного.

Проверка: зачитывают, оценивают.

Итог: 1. Чем отличается простое предложение с однородными от сложного?

2. С помощью каких союзов  соединяются части сложного предложения?

3. В каком случае перед союзом И не ставится запятая, (ставится запятая)?

Простое, осложнено однородными членами предложения.

Сложное

Сложное осложнено однородными  членами предложения.

Простое.

Посинел на реке лед, и в долинах зажурчали звонкие ручьи.

Природа еще погружена в тишину, но скоро проснется лес.

На реке затрещали и двинулись льдины.

5. Применение знаний

Учитель предлагает детям карточки с заданиями 3-х уровней. Переходим к следующему этапу. Карточка 3. *

Работаем самостоятельно. Можно выбрать любое задание: 1-«3», 2 – «4», 3 - «5».

Самопроверка и самооценка. Я потом поставлю рядом оценку.

Карточка 3

Задание 1.

Какое это предложение? Поставьте, где нужно запятую.

На солнце темный лес зардел

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский) (_______)

Задание 2. 

Из каждой пары  предложений составьте одно предложение. Составьте схемы предложений.

А) Лед на реках трескается. Лед на реках ломается.

Б) Еще земли печален вид. Воздух уж весною дышит.

Задание 3.

Придумайте и запишите  предложения на тему «Растения весной» так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены предложения;

Б) простые предложения в составе сложного.

Самопроверка, отметка на полях + или -.

Выбирают задание для самостоятельной работы (выбор 1 задания для самостоятельной работы)

5. Рефлексия.

Возврат к уровневым целям.

-Чему учились сегодня на уроке?

Обратите внимание на экран.

–Какие цели ставили? Достигли? Кто доволен своей работой на уроке? Почему? С какими трудностями встретились?

-Что нужно доработать?  

Фронтальная работа.

Различать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях.

6. Домашнее задание.

Карточка 4

  1. с. 91, упр. 373 (1) –«3»
  2. с. 91, упр. 374 (2) – «4»
  3. с. 92, упр. 376 – «5»

Выбирают задание.

Карточка 1

Задание 1.

Какие это предложения?

А) Наступает весна, просыпается природа.

Б) Ближний сугроб напитался водой, и капли стали тенькать. (Словарная работа – тенькать.)

В) Звонко и разноголосо запели птицы.

Задание 2. 

Какое предложение, по вашему мнению, является лишним?

Составить схему лишнего предложения.

Задание 3.

-Почему в предложениях в одном случае стоит запятая, а в другом нет? Объясни.

Карточка 2

Задание 1.

 Поставьте, где нужно запятую. Выделите основу

А) Ручей волной гремучею

     Все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею

     Ей песенки поет. (С. Есенин)

Б) Зеленеет темный лес смотрит с ласковым приветом солнце жаркое с    небес. (С. Дрожжин).

В) Все зазеленело солнышко блестит жаворонка песня льется и звенит. (С. Дрожжин)

Г) Сады наполняются веселым щебетанием птиц.

Задание 2. 

Из каждой пары простых  предложений составьте одно. Запишите схемы предложений.

А) Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи.

Б) Природа еще погружена в тишину. Скоро проснется лес.

В) На реке затрещали льдины. На реке двинулись льдины.

Задание 3.

Придумайте и запишите  предложения на тему «Птицы весной» так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены предложения;

Б) простые предложения в составе сложного.

Карточка 3

Задание 1.

Поставьте, где нужно запятую. Выделите основу предложения.

На солнце темный лес зардел

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский)

Задание 2. 

Из каждой пары  предложений составьте одно предложение. Запишите схемы предложений.

А) Лед на реках трескается. Лед на реках ломается.

Б) Еще земли печален вид. Воздух уж весною дышит.

Задание 3.

Придумайте и запишите  предложения на тему «Растения весной» так, чтобы союз И соединял:

А) однородные члены предложения;

Б) простые предложения в составе сложного.

Карточка 4

Домашнее задание

  1. с. 91, упр. 373 (1)
  2. с. 91, упр. 374 (2)
  3. с. 92, упр. 376

Ответы:

Прилетели грачи и на крыльях принесли весну. Наступил март, и прилетели первые вестники весны – грачи.

С каждым днем становится теплее, и на деревьях набухают почки. На проталинах появляются подснежники и молодая зеленая травка.

Комплексный самоанализ урока русского языка в 4 классе

Учитель: Алиева О. А.

Тема «Простое и сложное предложение.  Повторение». 

Это первый урок, которым начинается повторение изученного за год. 

Дидактическая цель: научить применять новые знания в знакомой учебной ситуации и в новой учебной ситуации.

Тип урока: практикум.

Цели по содержанию:

Образовательные:

- способствовать формированию знаний о простых предложениях, в том числе с однородными членами, о сложных предложениях и формированию умения различать предложения по видам и правильно  ставить в них запятые;

Развивающие:

- создать условия для развития речи, логического и творческого мышления, умения доказывать свое мнение.

Воспитательные:

- создать условия для воспитания эстетической  культуры;

-способствовать воспитанию правильной самооценки учащихся.

Уровневые цели для учащихся:

  1. знать отличительные особенности предложений разных по виду, случаи постановки запятой;
  2. уметь находить грамматическую основу и правильно ставить знаки препинания;
  3. уметь доказывать, выполнять творческое задание.

Оборудование: доска, карточки 3-х уровней для самостоятельной работы.

Для того чтобы реализовать на данном уроке отобранное содержание использовались следующие методы.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный,(творческий) на всех этапах урока.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: вопросы трех уровней, слово учителя, индивидуальные карточки с заданиями.

Для данного   урока было отобрано содержание учебника, дополнительной литературы. Содержание заданий на карточках соответствует целям по содержанию. Тематика предложений подобрана по принципу сезонности, с целью подготовки детей к написанию сочинения.

Контроль: фронтально - индивидуальный на каждом этапе урока, самоконтроль.

Приёмы: «яркое пятно», анализ, сравнение.

Оценка: качественная, количественная, самооценка.

Уроку практикуму соответствовала следующая структура урока.

1 этап «Организационное начало».

Цель: помочь учащимся подготовиться к познавательной работе.

2 этап «Целеполагание и мотивация»

Цель: сообщить тему занятия и подготовить учащихся к выбору программы своих действий. Приём: «Яркое пятно». Стихотворение  организует учащихся, настраивает на серьёзную, целенаправленную работу.

3 этап  «Актуализация знаний учащихся»  

Цель: разминка, создание ситуации успеха, связь с опытом ребенка.

Вопросы и задания репродуктивного уровня, конструктивного и творческого уровня.

4 этап «Закрепление»

Цель: систематизировать знания учащихся, подготовить их к выполнению самостоятельной работы. Использовались индивидуальные задания всех уровней сложности. Выбор задания, дальнейшая фронтальная проверка всех заданий способствовали продвижению в развитии каждого ученика, т. к. происходил процесс взаимообучения. Проверка фронтальная и по образцу учителя. Рефлексия.

5 этап «Применение»

Цель: выявление того, что необходимо еще доработать. Выбор задания есть, но обязательный программный минимум заложен в задания каждого уровня.

6 этап «Рефлексия»

Цель: учить умению анализировать свою деятельность и оценивать ее.

7 этап: Домашнее задание (уровневое)

Цель: доработать материал и повысить  уровень качества знаний по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Презентация к  уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...