Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (2 класс)

Дидактический материал к урокам русского языка для учащихся 1- 4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Михайлова Э.Г.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

            У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего - то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.

            Так, очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогает такое упражнение, как замена словосочетания одним словом, например:

  • Как одним словом можно назвать жителей страны? (народ)
  • Как называется крупный населенный пункт? (город)
  • Как называет главный город в стране? (столица)

 Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос кто?  или что?

Другое задание. Замените словосочетание одним словом:

  • промежуток времени в 60 минут; (час)
  • военнослужащий, стоящий на посту; (часовой)
  • комната для занятий в школе (класс).

            Тут же дано задание: поставить ударение, найти родственные слова (час, часовой), записать на одной строке, выделить корень, составить с одним из данных слов предложение, разобрать его по членам (прежде записать в тетради).

            В результате слово несколько раз повторяется в разных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

            Приведу еще несколько упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей и проводимых на разных этапах урока при изучении определенных тем программы.

Замените одним словом из четырех букв:

Приятель - … (друг), солдат - … (боец), работа - … (труд)

           Замените словосочетания одним словом:

Храбрый человек - … (храбрец)

Богатый человек - … (богач)

Сильный человек - … (силач)

           Можно дать дополнительное задание: найти родственные слова, повторить правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.

Угадай слово:

  • к.р.нд.ш (карандаш), д.ж.рн.й (дежурный), л.ст.п.д (листопад), з.м.шк. (зимушка).
  • показать карточки, на которых написан первый слог нужного слова, учащиеся записывают составленные слова, например: начинающиеся на слог го-
    (город, горох, гореть, горизонт);

Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).

             Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. Например, провожу картинный диктант. Показываю картины на которых нарисованы: ворона, скворец, береза, тетрадь, кровать, картофель, площадь. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. Дети используют эти слова в следующем  задании по вариантам.

1 вариант: найдите и запишите существительные первого склонения;

2 вариант: найдите и запишите существительные второго склонения;

3 вариант: найдите и запишите существительные третьего склонения.

             Следующее задание: измените существительные, поставив их в родительном, дательном и предложном падежах, выделите окончания.

             В результате проведенной работы учащиеся записали слова, повторили их правописание, определили склонение существительных; повторили падежные окончания существительных трех склонений.

 Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры.  Рассмотрим некоторые.

 Игра «Собери слово». Я ее провожу при закреплении темы «Состав слова».

  • Запишите слово, в котором корень, как в слове красить, суффикс, как в слове березка, приставка, как в слове пошел, окончание, как в слове рейка (покраска).
  • Его суффикс найдешь в слове лесник, приставку – в слове попрыгал, а корень – в слове дорожка (подорожник).

             Таким же образом можно образовать и слова находка, посадка, побелка, подарки и др. Дети с удовольствием анализируют, ищут, составляют слова.  

   Одним из известных видов грамматической игры является  кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. С большим интересом ребята разгадывают и сами составляют ребусы, кроссворды.

 Кроссворды составляю по темам: на определенный вид орфограмм или с использованием лексического значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы). Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное, на что указывает соответствующее задание. Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.

         Тема: «Безударные гласные, не проверяемые ударением». Данная орфограмма является сквозной в курсе начальной школы. Из этих слов, принадлежащих к наиболее активному пласту общеупотребительной лексики, можно составить множество кроссвордов.

б

По горизонтали:

1. С хозяином дружит, домик сторожит, живет под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)

2. Непоседа птица эта, одного с березой цвета. (Сорока)

По вертикали:

3. Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)

4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

5. Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар)

    Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.

  • Ф (шарф)          

ПЕ                      

Л      (ПЕНАЛ)            

Не последнее место в развитии интереса на уроках русского языка занимает работа с загадками.

Что это за грибы?

Он в осиннике родился

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем. (Подосиновик)

Лета первая примета:

Под березой, в холодке,

Гриб коричневого цвета                                               

На пятнистом корешке. (Подберезовик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опёнки)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые… (лисички).

 Прочитав загадки и отгадав их (подосиновик, подберезовик, лисички, опенки), дети отвечают на вопросы:

– По какому признаку названы грибы? (Дети: по месту, где растут; по внешнему виду; по сходству с другими предметами.)

Можно дать задание разобрать слова по составу, подобрать однокоренные слова.

  Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому изучаемому материалу, а, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Привожу  пример этимологической характеристики словарного слова:
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».

  Богатый словарный запас человека свидетельствует о хорошем знании им родного языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль.

            Использование вышеперечисленных грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

              В заключение хочу отметить, что применение разнообразных игровых, занимательных приемов в работе над трудными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Приложение.

  1. Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.

Крндш (карандаш)

Джрнй (дежурный)

Двчк (девочка)

Млк  (молоко)

Брз (береза)

  1. Замените одним словом.
  • Ящичек для ручек, карандашей (пенал)
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык)
  • Женский головной убор (платок)
  • Учащийся средней школы (ученик)
  • Комната для занятий в школе (класс)
  1.  Загадки, отгадки которых являются словарными словами.

Черный Ивашка,                        Расту в земле на грядке я,

Деревянная рубашка,                Красная, длинная, сладкая.

Где носом пройдет –                         (Морковь)

Там заметку кладет.                Как надела сто рубах,

(Карандаш)                                Захрустела на зубах.

                                                (Капуста)

На жарком солнышке подсох                Не царь, а в короне,

И рвется из стручков ...                        Не всадник, а со шпорами.

(Горох)                                                (Петух)

Русская красавица                        Маленький мальчишка

Стоит на поляне,                                В сером  армячишке

В зеленой кофточке,                        По дворам шныряет,

В белом сарафане.                        Крохи подбирает,

(Береза)                                        По ночам кочует –

                                                Зернышки ворует.

                                                        (Воробей)

Угадайте, что за шапка:                Голодна – мычит,

Меха целая охапка.                        Сыта – жует,

Шапка бегает в бору,                        Малым ребяткам

У стволов грызет кору.                        Молочка дает.

(Заяц)                                                (Корова)

С хозяином дружит,                        Льется речка – мы лежим.

Дом сторожит,                                Лед на речке – мы бежим.

Живет под крылечком,                                (Коньки)

Хвост колечком.

(Собака)

Всегда во рту,                                Без рук, без ног,

А не проглотишь.                        А ворота отворяет.

(Язык)                                                (Ветер)

У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

(Мороз)

  1. Игра «Слово - змейка».

Запишите 5 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

Например: вдруг – город – деревня – язык – капуста.

  1. Найди признак объединения слов в группу

ЯБЛОКО

БОЛОТО

ВДРУГ

ГЕРОЙ

УЛИЦА

РАКЕТА

ДОРОГА

МАШИНА

  1. Подбери антонимы - словарные слова

Поражение - победа

Медленно -  быстро

Враг -  товарищ

Жара - мороз

Прощай - здравствуй

Грустно - весело

Сегодня -  завтра

Отдых -  работа

  1. Подбери синонимы - словарные слова

Село - деревня

Папа -  отец

Путь -  дорога

 Боец -  солдат

Луна -  месяц

Дети -  ребята

Школьник -  ученик

Торжество -  праздник

  1. Из каждого названного слова взять только первый слог и образовать из данных слогов новое слово.

Воля, робот, бей (воробей).

Лира, сила, царица (лисица).

Вода, рокот, народ (ворона).

Солист, банан, карась (собака).

  1. Игра «Собери слово»

Запиши слово, в котором корень, как в слове поход, суффикс, как в слове указка, приставка, как в слове накрыл, окончание, как в слове лисичка (находка).

Запиши слово, в котором корень, как в слове белый, суффикс, как в слове дорожка, приставка, как в слове помыл, окончание, как в слове мышка (побелка).

Запиши слово, в котором корень, как в слове дорожка, суффикс, как в слове наушник, приставка, как в слове пошёл (подорожник).

Запиши слово, в котором корень, как в слове садовый, суффикс, как в слове дубки, приставка, как в слове подарки, окончание, как в слове печка (посадка).

  1.   Кроссворд. Отгадай загадки, запиши в клеточках отгадки.

1.Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик).

2.Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще (подберёзовик).

3.Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой, то в красной или в сероватой. Собирай, не мешкай, это… (сыроежка).

4.Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички).

 11. Вставь слоги, что бы они были концом первого слова и началом второго.

        Мет(ро)дина, раке(та)релка, воро(на)род.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс

Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе.ФГОС 2 класс

Упражнения направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Задания могут быть использованы как для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися в классе, так и в качестве...

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах.

Данная работа содержит дидактический материал к темам предмета русский язык в 1-4 класса. Материал помогает  увести учеников из области механического заучивания,  развивает логическое мышлен...