Второе склонение имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroe_sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа России»)

ТЕМА: Второе склонение имен существительных

Цели урока:

-установить отличительные признаки имён существительных 2-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

-развивать внимание и память школьников, орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность

- Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА

 I Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

– Прочитайте задание 127. Образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1-го склонения.

– Прочитайте полученные имена существительные. Выделите корень в однокоренных словах.

1.Минутка чистописания.

Будь вежлив! Вежливость открывает все двери.

– Спишите предложения. Определите, какие это предложения по цели высказывания. Второе предложение разберите по членам предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Он науку изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется … (агроном).

АГРОНОМ – специалист в области земледелия. Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия». АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия».

Однокоренные слова: агрономия, агрономический.  Пословица: Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

На доске или плакате задание.

АТОБАР (работа)

ИСПАРТАНЬ  (пристань)

ЖУРДАБ (дружба)

ОЛСОВ (слово)

ОДМ (дом)

ЩОДАПЛЬ (площадь)

УШЛЕМЗА(зашумел)

- Расшифруйте слова, найдите лишнее слово и определите склонение.

– Сколько склонений существует в русском языке?

– Какое склонение существительных мы закончили изучать на прошлом уроке?

– Назовите, какие существительные относятся к 1-му склонению?

– Назовите, какие существительные относятся ко 2-му склонению?

– Какие существительные относятся к 3-му склонению?

– Отгадайте загадки.

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень.)         

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

– Определите склонение слов «поезд», «мыло», «олень». Запишите слова-отгадки и выделите в них окончания.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке мы с вами будем работать с существительными 2-го склонения единственного числа.

IV. Объяснение нового материала.

1.Работа по учебнику (упражнение 162,163)

Склонение – это постоянный признак.

-Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное, стоящее в косвенном падеже?

-Поставить в ед число, И. падеж, определить род, выделить окончание и определить склонение

-Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?

Алгоритм

|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|

.

VI.  Закрепление нового материала

1.Индивидуальная  работа по карточкам.

Карточка 1.

Выпишите имена существительные второго склонения.

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клен, вратарь, трамвай, костер, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолет, базар, молодежь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Карточка 2.

Допишите пословицы. Определите склонение вставленных имен существительных. Выделите окончания.

Без труда жить – только … коптить. Дело на всякого найдется, коли … не подкрадется. Мир осве-щ..ется … , а человек … Слезами … не поможешь. Если человек любит … , то все … у него успешно идут. Не сп..ши … , а сп..ши … .

Карточка 3.

– По какому принципу подобраны слова? Найдите среди них существительные, определите склонение.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Песок, песочный, песчаный, песочек.

Говор, разговорчивый, приговор, говорить, говорливый.

Весёленький, веселиться, веселость, веселить, развеселиться.

Карточка 4.

Дополните предложение подходящим по смыслу словосочетанием. Определите склонение существительных.

Вода в озере застыла…

Тихая луна плывет в серебристых облаках…

Глаза волчицы светились…

Солнце … закатилось за синюю гору.

Слова для справок: как два маленьких огонька; словно величавый лебедь; огненным колесом; как неподвижное темное зеркало.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Выполните тест. Отметьте существительные 2-госклонения и прочитайте слово.

А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото

– Какое слово получилось? (Молодец.)

– Достигли ли вы целей урока?

– Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?

– Какое задание вам особенно понравилось?

– В каком задании вы встретили затруднения?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, урок 4 класс Второе склонение имен существительных

Материал представляет собой технологическую карту урока, в которой отмечены характеристики деятельности учителя и учащихся, формируемые на уроке универсальные учебные действия.Цель урока: знакомство с...

Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Презентация к уроку. Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второ...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Второе склонение имен существительных

Данный урок разработан согласно требованиям нового ФГОС. Его можно использовать при разных УМК. Урок с использованием современных   информационных технологиями.  Групповая работа на уро...