Статья "Орфоэпические ошибки младших школьников и их родителей"
статья по русскому языку

Рогозина Екатерина Алексеевна

Данная статья описывает результаты проведённого исследования с учащимися и их родителями. Целью исследования являлось определение соответствия нормам литературного произношения речи младших школьников и их родителей, а также определение степени влияния ошибок устной речи родителей на речь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орфоэпические и акцентологические ошибки

младших школьников и их родителей

Под речевой ошибкой следует понимать любое непреднамеренное отклонение от норм литературного произношения. В работе «Речевые ошибки и их предупреждение» С. Н. Цейтлин в зависимости от отношения к двум основным формам речи выделяет ошибки, свойственные только устной форме речи: орфоэпические (связанные с произношением) и акцентологические (связанные с ударением) [Цейтлин 1982: 12].

Значимость следования нормам литературного произношения утрачивается в современном обществе, число речевых ошибок возрастает, следовательно, действие среды оказывает отрицательное воздействие на формирование правильности речи ребенка. Целью нашей работы было определение соответствия нормам литературного произношения речи младших школьников и их родителей, а также  определение степени влияния ошибок устной речи родителей на речь детей.

Базой исследования являлись начальные классы ГБОУ СОШ №404 Колпинского района Санкт-Петербурга, в эксперименте приняло участие 52 человека в возрасте от 7 - до 8 лет, ученики 1 «А», 1 «Б» классов, а также родители учащихся (51 человек). Всего было обследовано103 человека.

Исследование проводилось по двум направлениям. Для определения соответствия норме литературного произношения речи младших школьников и их родителей были разработаны анкеты для родителей и компьютерная презентация для индивидуальной работы с учащимися.

Анкета, предлагаемая родителям, была создана на основе изучения орфоэпического минимума младшего школьника, представленного в виде орфоэпического словаря в учебниках по русскому языку программы «Школа России». Были отобраны 26 слов:щавЕль, свЁкла, столЯр, тУфля, тОрты, бАнты, шофёры, шАрфы, Искра, докумЕнт, водопровОд, киломЕтр, портфЕль, пара носков, пара чулок, пара джинсов, много оладий, много крАнов, скворечник, грейпфрут , трамвай, пирожное, звонИт, пирожное, поскользнуться, пришёл из школы.

Для выявления соответствия норме литературного произношения речи детей была разработана компьютерная презентация -с использованием того же языкового материала, но представленного в занимательной форме.

Сравнение результатов анкетирования родителей и индивидуальных бесед учащихся позволило не только сравнить процентный показатель правильности речи взрослых и речи детей, сравнить их наиболее распространённые ошибки, но и сделать вывод о влиянии речи родителей на речь детей. Появилась возможность проанализировать ответы родителя и его ребёнка, выявить общие ошибки или различия в произношении.

По результатам исследования не были выявлены ни родители, ни дети, которые в полной мере усвоили произношение слов из орфоэпического минимума младших школьников. Родители допускают от 3 до 14 ошибок, а учащиеся от 7 до 15. Правильность речи родителей исчисляется от 46% до 88%, а их детей от 45% до 73%. Таким образом, и дети, и родители нуждаются в коррекционной работе по повышению правильности речи. Небольшая разница в показателях родителей и детей доказывает, что для родителей подобная работа не менее важна, так как их показатели ненамного превышают показатели детей.

Сравнивая показатели правильности речи учащихся и детей, можно сделать вывод о том, что взрослые все же допускают меньше ошибок, чем дети. Обработав результаты исследования и посчитав отношение количества правильных ответов к общему числу всех ответов, было выявлено 67% нормативного произношения слов взрослыми и 59% детьми. 

Меньше всего ошибок родители учащихся совершают в таких словах, как документ (2% ненормативного произношения), трамвай (2%), пиджак (2%), километр (5%), водопровод (93%), портфель (7%).  Затруднения вызвало произношение слов скворечник (62%), щавель (55%), пара джинсов (55%), банты (52%), краны (52%), поскользнуться (52%). Не вызвало затруднений у детей произношение слов документ (100% нормативного произношения), километр (100%), портфель (100%), шофёры (98%), пиджак (98%),  наиболее трудными для детей оказались слова поскользнуться (95% ненормативного произношения), пара чулок (81%), грейпфрут (79%),  шарфы(79%), торты (79%).  Чаще других учащиеся отказывались называть слова столяр, грейпфрут, чулки и эскалатор, отмечая, что незнакомы с этими словами.

Сравнивая показатели правильности произношения отдельных слов, были выявлены случаи превышения показателей детей показателя взрослых. В 11 случаях из 26 учащиеся показывают результаты выше, чем их родители, например, в таких словах, как свёкла, шофёры, скворечник.

Важно отметить, что ни родители,  ни учащиеся не видят аналогичности при запоминании орфоэпических и акцентологических норм или проводят аналогии неверно, поэтому процент ошибочного произношения слов велик. Так, например, слова туфля, торты, банты, шарфы можно было объединить в группу: ударение в этих словах на первом слоге. Легче образовать форму родительного падежа слов носки и чулки, если запомнить, что они имеют разные окончания. Однако результаты анкетирования показывают, что 73 % родителей верно произносят слова туфля и торты, ошибаясь в произношении слов банты (52% ненормативного произношения) и шарфы (47%). Правильно образуя форму родительного падежа слова чулки, – пара чулок (70 % нормативного произношения), 42% родителей ошибаются в образовании формы пара носков, действуя по аналогии чулки – пара чулок, носки – пара носок, или наоборот, носки – пара носков, чулки – пара чулков. Системный подход облегчает запоминание орфоэпических и акцентологических норм и позволяет избежать многих ошибок.

Тенденцию к отсутствию системы запоминания норм можно проследить и у учащихся. Так, усвоили нормативный вариант произношения слова туфля 50% детей, при этом торты, банты, шарфы  произносят неверно более 80% учащихся. Правильно образуют форму родительного падежа слова носки  83 % детей, а слова чулки всего 19 %.

Сравнение результатов каждого ребёнка и одного из его родителей показало, что не было ни одного случая, когда бы ошибки ребёнка не совпадали с ошибками взрослого. Учащиеся повторяют от 2 до 9 ошибок взрослых, что составляет 42% ошибок. В нашем исследовании принял участие только один взрослый - мама учащегося. В перспективе исследования было бы интересно проанализировать ошибки большего числа взрослых, окружающих ребёнка, тогда возможно, показатель совпадения ошибок детей и взрослых был бы выше.

К работе по повышению правильности речи следует привлечь не только учащихся, но и их родителей. Проведённое исследование доказало распространённость орфоэпических и акцентологических ошибок не только в речи учащихся, но и в речи их родителей.

Выявлена распространённость орфоэпических ошибок учащихся (38%), что доказывает необходимость проведения систематической работы по повышению правильности речи. В речи взрослых также выявлены орфоэпические и акцентологические ошибки (33%), и следовательно, в работу по повышению правильности речи необходимо включить и работу с родителями. 42% орфоэпических и акцентологических ошибок младших школьников совпадает с ошибками их родителей, значит, речевые ошибки взрослых влияют на речь детей.

Проводя систематическую работу по повышению правильности речи учащихся, привлекая и их родителей, можно добиться повышения показателя нормативного произношения слов.

Литература:

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. Изд. 4-е. – М.: URSS, 2013. – 192 с.

Рогозина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

В работе  представлены основные типы речевых ошибок , а самое главное - пути их устранения и предупреждения . Работа имеет большое практическое значение ,я думаю, пригодится учителям в их  п...

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

    Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Орфографические и графические ошибки младших школьников-билингвов и пути их предупреждения

В статье рассматриваются типы орфографических и графических ошибок младших школьников-билингвов и возможные пути предупреждения этих ошибок....

Произносительные и акцентологические ошибки младших школьников при чтении.

Данная статья рассказываето проблемах младших школьников  в правильном произношении слов и в постановке ударения....