Правила и упражнения по русскому языку, 2 класс.
материал по русскому языку (2 класс)

Правила по русскому языку,2 класс (задания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_i_upr_po_rus_yaz_2_klass.docx544.85 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Дорогой друг!        3

ЗВУКИ И БУКВЫ        4

УДАРЕНИЕ        8

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ        10

ПЕРЕНОС СЛОВ        12

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА        15

СОЧЕТАНИЯ ЖИ—ШИ        17

СОЧЕТАНИЯ ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ        19

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК        22

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН        25

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА        27

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА        29

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА        32

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ        35

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ        38

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ        40

ГЛАГОЛ        43

ПРЕДЛОГ        48

ПРЕДЛОЖЕНИЕ        50

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!        54

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Перед тобой рабочая тетрадь. В ней ты должен выполнить различные задания по русскому языку .

Тетрадь разбита по темам, которые ты изучаешь в школе . Каждая тема начинается с повторения того или иного правила . Затем идут упражнения .

Если какое-то задание покажется тебе трудным и ты не сможешь выполнить его самостоятельно, обра- тись за помощью к родителям или к своему учите- лю . Кроме того, в конце тетради помещён раздел

«Проверь себя!», в котором приведены ответы ко всем упражнениям .

Надеемся, что эта рабочая тетрадь поможет тебе твёрдо запомнить все орфографические правила, на- учит грамотно писать, а также пополнит твой сло- варный запас и расширит твой кругозор .

Желаем  тебе

только хороших и отличных отметок по всем школьным предметам!

ЗВУКИ И БУКВЫ

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

На письме звуки обозначаются буквами .

Гласный звук при произнесении не встре- чает преград, произносится только с голосом:

[а], [о], [и], [э], [ы], [у].

Согласный звук при произнесении встреча- ет преграду, произносится с шумом:

[б], [г], [к], [м], [т], [ш].

Упражнение 1. Напиши слова .

1 . [сабака] —                                                                 2 . [т’итрат’] —           

3 . [шыстой’] —                                                              4 . [каропка] —                                                               5 . [сарока] —           

6 . [б’ижал] —           

7 . [пал’то] —           

8 . [з’ил’оный’] —           

9 . [харошый’] —                                                        10 . [афтобус] —           

Упражнение 2. Выпиши сначала буквы, которые обозначают гласные звуки, а потом буквы, которые обозначают согласные звуки .

Гласные:         Согласные:           

Парные

согласные

звонкие:

[б]        [в]

[г]        [д]

[ж]

[з]

глухие:

[п]        [ф]

[к]        [т]

[ш]

[с]

Непарные согласные

звонкие: глухие:

[л]

[х]

[м]

[ц]

[н] [ч’]

[р] [щ’]

[й’]

Упражнение 3. Выпиши слова, в которых есть бук- вы, обозначающие только звонкие согласные звуки .

Мороз, паровоз, клей, чайка, лампа, лань, со- вет, заяц, бабочка, заря, город, лимон, герой, жёлудь, банка, бумага, новинка, гиря, роман, точки, линия, жизнь, календарь .

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

В русском языке есть твёрдые и мягкие со- гласные звуки .

Твёрдость согласных  звуков  обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким зна- ком (ь) .

Запомни!

[ж], [ш], [ц] всегда твёрдые!

[ч’], [щ’], [й’] всегда мягкие!

Упражнение 4. Выполни задание по образцу . Образе ц: [б] — [б’]: бой — бить.

1 . [в] — [в’]:           

2 . [г] — [г’]:           

3 . [д] — [д’]:           

4. [з] — [з’]:           

5. [к] — [к’]:           

6. [л] — [л’]:           

7. [м] — [м’]:           

8. [н] — [н’]:           

9. [п] — [п’]:           

10. [р] — [р’]:           

11. [с] — [с’]:           

12. [т] — [т’]:           

13. [ф] — [ф’]:           

УДАРЕНИЕ

Упражнение 5. Прочитай. Подчеркни ударные сло- ги.

Сорока, барабан, километр, задача, правило, сейчас, портфель, магазин, арбуз, рассказ, ста- туя, задание, словари, разговор.

Упражнение 6. Составь и напиши словосочетания с данными словами.

  1. Стрелки — стрелки:           

  1. Замок — замок:           

  1. Кружки — кружки:           

  1. Белки — белки:           

  1. Рожки — рожки:           

  1. Ирис — ирис:           

  1. Поля — Поля:           

Упражнение 7. Напиши слова в алфавитном по- рядке. Поставь знак ударения.

Хвоя, предмет, договор, алфавит, инструмент, красивее, щавель, средство, поняла, звонят, сто- ляр, квартал, досуг.

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ

Упражнение 8. Выпиши слова, состоящие из двух слогов.

Ворона, страница, клей, кисель, занятие, велосипед, техника, апрель, класс, пуговица, кнопка, мимоза, бутылка, сок, тряпка, прода- вец, свеча, резинка, строчка, брюки, рисунок, телевизор, диван, сметана, фартук, апельсин, груша, кастрюля.

Упражнение 9. Напиши в скобках количество сло- гов в каждом слове.

Закат  (  ),  корона  (  ),  грусть  (  ),  останов- ка  (   ),  якорь  (   ),  музей  (   ),  предложение ( ), обед ( ), вечер ( ), грузовик ( ), свето-

фор (  ), отметка (  ), цветок (  ), чтение (  ), отдых ( ).

Упражнение 10. Перепиши слова, разделяя их на слоги.

Авиатор, стихи, природа, звери, санки, море, прут, ключик, диктант, проталина, кактус, ле- бедь, месяц, осень, этаж, волосок, работа.

ПЕРЕНОС СЛОВ

ВСПОМНИ ПРАВИЛА!

Слово переносится с одной строки на дру- гую по слогам:

зи-ма, ко-ро-ва,  ба-ра-бан.

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку:

апель-син,  пе-ние.

Нельзя переносить слова, состоящие из од- ного слога:

глаз, рост, хвост.

Буква й при переносе не отделяется от пред- шествующей гласной буквы:

чай-ка, пой-ду, лей-ка.

Мягкий знак (ь) при переносе не отделяется от предшествующей согласной буквы:

школь-ник, столь-ко, конь-ки.

Упражнение 11. Выпиши слова, которые перено- сить нельзя.

Закладка, помощь, стрелка, стая, огород, сне- говик, яхта, кольцо, овощ, запах, лапка, яма, страх, подоконник, гайка, грелка, струя, огонь, козлёнок, будка, журнал.

Упражнение 12. Прочитай. Найди слова, которые неправильно разделены для переноса. Выпиши их, разделяя для переноса правильно.

За-гад-ка, зая-ц, фа-соль, пол-ьза, стран-ник, о-шей-ник, во-ро-та, чи-та-тель, ска-мей-ка, ох- ранн-ик, крыль-цо, ар-буз, лож-ка, ку-паль-ник, а-вто-бус, пе-ше-ход, рель-сы, ум-ни-ца, лен-тя- йка, кон-церт.

Упражнение 13. Перепиши слова, разделяя их для переноса.

Картон, тонна, троллейбус, грамота, кофей- ник, август, гонщик, стадион, здание, подарок, кукушка, линейка, лента, соседка, земляника.

ЗАГЛАВНАЯ  БУКВА

Упражнение 14. Выпиши из предложений слова, раскрывая скобки.

  1. Наша (К, к)орова (З, з)орька даёт много молока. Моя (Б, б)абушка очень любит её и на- зывает своей (К, к)ормилицей. 2. Мой (Д, д)руг (В, в)ася учится  в  школе,  которая  находится на (Т, т)ранспортной улице. 3. Моя (М, м)ама много читает. Её любимый  (П,  п)исатель  — (Л, л)ев (Т, т)олстой. 4. Вчера мы с (П, п)апой

ходили в зоопарк. Больше всего мне понравил- ся (Л, л)ев (Я, я)ша.

Упражнение 15. Вставь подходящие по смыслу слова.

Меня зовут        . Я живу в городе                . Мою маму зовут                . По профессии она                . Около нашего города протекает река                   

         . Моя бабушка живёт в де- ревне                . У бабушки есть коза

          и корова                . Моя сестра                ходит в детский сад. Её любимую куклу зовут                        .

СОЧЕТАНИЯ  ЖИ—ШИ

Упражнение  16.  Выпиши  слова,  в  которых  буква

и после ж, ш ударная.

Машина, широкий, жить, крошить, положи, животное, жижа, зашивать, поджигать, верши- на, жираф, жидкость, жилет, шипеть, шимпан- зе, шишка, скажи, стрижи.

Упражнение 17. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Составь и напи- ши 3 предложения с любыми из данных слов.

Ш…птать (                                        ), ж…дковатый (        ),  ш…повник  (                ), ш…стьдесят (                        ),  ж…лище  (                        ), ш…рстяной (                                ), ж…реть (                        ), ш…тьё (                ), ш…рина (                ).

СОЧЕТАНИЯ  ЧА—ЩА,  ЧУ—ЩУ

Упражнение 18. Вставь сочетание ча или ща. С двумя словами составь и напиши предложения.

пи… …ть        защи… …ть

сту… …ть        кри… …ть

вор… …ть        про… …ть

вра… …ть        мол… …ть

Упражнение 19. Вставь подходящие по смыслу слова. Используй слова для справки.

  1. На даче мама вырастила сочный          

         .  2.  Нельзя                        , ког- да ты ешь! 3.        летала над мо- рем. 4. Не открывай дверь                людям!

  1. Бабушка  связала  мне  тёплые  шерстяные

         . 6. В тёмном            хранятся старые вещи. 7. Катя налила в          

            крепкий        .  8.            

           мальчик не мог поднять гирю. 9. В день рождения я получила             подарок.

С л о в а д л я с п р а в к и: ч…жие, ч…й, ч…вкать, ч…лан, ч…шка, щ…вель, ч…йка, ч…лки, ч…десный, щ…плый.

Упражнение 20. Напиши слова, которые начина- ются с сочетания час.

час         час         час         час         час         час         час         

Упражнение 21. Разгадай ребусы. Составь и напи- ши предложения со словами-отгадками.

1.

2.

1.        .

2.        .

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ  МЯГКИЙ  ЗНАК

Упражнение 22. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Король, октябрь, читальный, питьё, дождь, зверь, олень, птичья, соболь, скользкий, вол- чье, свинья, портфель, рысь, ружьё, треуголь- ник, бельё, зеркальце, спальня, крылья, про- рубь, муравьи.

Упражнение 23. Распредели слова по двум столби- кам: 1) слова с мягким знаком — показателем мяг- кости согласных; 2) слова с разделительным мягким знаком.

Беличья, пальчик, мальчик, вьюн, жильё, смельчак, шитьё, заячье, долька, воробьи, пла- тье, сельский, апрельский, горький, медвежья, свекольный.

Ь — показатель

мягкости согласных

Разделительный  Ь

Упражнение 24. Вставь, где необходимо, мягкий знак.

  1. Девочки танцуют пол…ку. Я положил книгу на пол…ку. 2. Осторожно, не ударься об угол… стола. Шахтёры добывают угол…. 3. Дедушка

приготовил кол…я для забора. Мой друг Кол…я учится в пятом классе. 4. Беспокойная гал…ка села на дерево. Морская гал…ка — это мелкие гладкие камушки.

Упражнение 25. Вставь подходящие по смыслу слова. Используй слова для справки.

  1. Я        новую блузку.
  2. Я никогда не        животных.
  3. Я        воду в банку.
  4. Я        горячий чай.

С л о в а        д л я        с п р а в к и:        п…ю,        б…ю,        ш…ю, л…ю.

СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН

Упражнение 26. Вставь подходящие по смыслу слова. Используй слова для справки.

  1.            — моя лучшая подруж- ка.
  2. Малыши любят играть в        .
  3. Если будет прохладно, надень           

         .

  1. У моей сестры новая кожаная           

         .

  1. Утром было прохладно и        .

С л о в а        д л я        с п р а в к и: кофточка, сумочка, Сонечка, песочница, облачно.

Упражнение 27.  Прочитай.  Обозначь  орфограмму

«Правописание сочетаний чк, чн».

  1. В люстре перегорела лампочка. 2. На небе зажглись золотые звёздочки. 3. Моя мама ра- ботает в цветочном магазине. 4. Мальчик ку- пил ручки и карандаши. 5. Мой брат собирает игрушечные машинки. 6. В японском ресторане принято есть палочками.

Упражнение 28. Распредели слова по двум стол- бикам: 1) слова, в которых ь пишется; 2) слова, в которых ь не пишется.

Скол…зко, корзиноч…ка, книжеч…ка, стра- нич…ка, корен…, столич…ный, собач…ка, си- рен…, молоч…ный, окун…, карамел…, крыл…цо.

Ь  пишется

Ь не пишется

ОДНОКОРЕННЫЕ   СЛОВА

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ!

Однокоренные слова — это слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение:

дом — домик, бок — боковой.

Общая часть родственных (однокоренных) слов называется корнем:

гора, горка, горочка, горный, предгорье, пригорок.

Упражнение 29. Выпиши слова, родственные сло- ву год. Выдели корень.

Годик, погода, пригодиться, негодный, годи- на, погоди, годовой, новогодний, непогожий.

Упражнение 30. Подбери и напиши по 2 слова, родственных данным словам. Выдели корни.

  1. Гриб  —           
  2. Нос  —           
  3. Свет —           
  4. Бег —           
  5. Кот —           
  6. Стол  —           
  7. Глаз —           

Упражнение 31. Соедини родственные слова.

  1. сливочный        слива сливовый        сливки
  2. ножка        нож

ножик        нога

  1. цветной        цветок цветочный        цветастый
  2. угольный        уголь угловой        угол
  3. лисичка        лис

листочек        лист

  1. город        пригород

горка        гористый

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Упражнение 32. Соедини слова с безударными глас- ными и проверочные слова. Вставь пропущенные бу- квы.

г…рбатый        мёд

р…гатый        гром

гл…застый        нос

м…довый        глаз

л…тровый        смех

гр…мовой        литр

н…сатый        горб

см…шной        рог

Упражнение 33. Вставь пропущенные буквы. На- пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму. С одним из слов составь и напиши предложение.

  1. Х…л…дильник —        .
  2. В…ч…реть —        .
  3. З…л…неть —        .
  4. Г…л…дать —        .
  5. П…м…гать —        .
  6. В…л…сатый —        .
  7. Б…р…датый —        .

Упражнение 34. Вставь пропущенные буквы. Под- черкни проверочные слова.

  1. Незн…комый — знай, зной.
  2. Л…сица — лес, лис.
  3. В…ренье — вар, вор.
  4. Гр…бец — грёб, гриб.
  5. П…вец — петь, пить.
  6. Просл…влять — слава, слово.

Упражнение 35. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфо- грамму.

Л…докол (        ), перел…теть (        ), в…дяной (                ), з…мовать (        ),

…сенний (                                                ), кр…чать  (                ), г…родской (                                        ), …конный (                ), с…нева (                                ),  д…ска  (        ), б…гун (        ),  …гровой  (        ), м…ршировать  (                                                        ),  ч…совой  (        ), пл…сать  (                        ),  стр…лять  (        ), п…карня (                                                ), зв…нок (                ), тр…щать (                                                ), ч…стюля (                ), тр…сти (                ).

Составь и напиши 2 предложения с любыми из этих слов.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

Упражнение 36. Составь и напиши словосочетания с данными словами.

  1. Код — кот:           

.

  1. Луг — лук (овощ):           

.

  1. Род — рот:           

.

  1. Дог — док:           

.

  1. Пруд — прут:           

.

Упражнение 37. Распредели слова по двум стол- бикам: 1) слова, в которых выделенная согласная обозначает звонкий звук; 2) слова, в которых выде- ленная согласная обозначает глухой звук.

Чижи, ерши, колёса, паровозы, рукава, уроки, гаражи, ежи, камыши, соки, столбы, дороги.

Звонкий звук

Глухой звук

Упражнение 38.  Реши  кроссворд  на  орфограмму

«Парные согласные на конце слова».

  1. Недруг.
  2. Самое большое морское животное.
  3. Инструмент, которым режут.
  4. Место, где живёт много людей.
  5. Орган зрения.
  6. Сильный холод.
  7. Торжественный смотр войск.
  8. Двенадцать месяцев.

Какое слово у тебя по- лучилось в выделенной строке? Напиши его.

Упражнение 39. Вставь пропущенные буквы. На- пиши проверочные слова. Обозначь орфограмму «Пар- ные согласные на конце слова».

Завтра… (                ), подаро… (                        ), прика…  (                ),  пиро…  (                ), автобу… (                        ),  дроз…  (                ), крю… (        ), приве… (        ), жи-

ра… (        ),  зали…  (        ),

хле… (        ), росто… (        ),

гру… (        ), сиро… (        ).

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Упражнение 40. Выпиши из словосочетаний слова, раскрывая скобки. Подчеркни двойные согласные.

Скоростное шо(сс, с)е, автомобильная коло(нн, н)а, ру(сс, с)кий язык, ко(нн, н)ый спорт, друж- ный кла(сс, с), дли(нн, н)а брюк, творожная ма(сс, с)а, театральная ка(сс, с)а, новый тро(лл, л)ейбус, су(мм, м)а чисел, ко(лл, л)екция бабо- чек, дро(жж, ж)и для выпечки, телегра(мм, м)а от бабушки, играть в во(лл, л)ейбол, заболеть гри(пп, п)ом, панора(мм, м)а города.

Упражнение 41.  Реши  кроссворд  на  орфограмму

«Двойные согласные».

  1. Дорожка в парке.
  2. Несколько человек.
  3. Пассажирская платформа на железнодо- рожной станции.
  4. Игра с клюшкой и шайбой.
  5. День недели после пятницы.
  6. Человек, который едет в транспорте.
  7. 1000 килограммов.

6

1

2

3

4

5

7

Какое слово у тебя получилось в выделенном столб- це? Напиши его.

Упражнение 42. Выполни задание по образцу. Образе ц: цена — ценный подарок.

  1. Луна —        .
  2. Картон —        .
  3. Камень —        .
  4. Огонь —        .
  5. Лимон —        .
  6. Балкон —        .

Составь и напиши 2 предложения с любыми слово- сочетаниями.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Упражнение 43. Напиши по 5 имён существитель- ных, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Кто?  —  мальчик,           

Что? — портфель,           

Упражнение 44. Выпиши парами имена существи- тельные-синонимы.

Образе ц:  запах  —  аромат.

Мороз, ученик, кружка, парк, труд, закон, работа, дорожка, жара, блюдо, машина, зной,

тарелка, лентяй, автомобиль, сквер, холод, чаш- ка, школьник, правило, аллея, бездельник.

Упражнение 45. Распредели имена существитель- ные по двум столбикам: 1) слова, которые отвечают на вопрос кто? 2) слова, которые отвечают на вопрос что?

Гвоздика, водитель, директор, календарь, сви- тер, чайка, игрушка, камень, попугай, медведь.

Кто?

Что?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Упражнение 46. Выполни задание по образцу.

Образе ц: красивый, красивая, красивое, краси- вые.

1. Новый,        ,        ,        .

2.        ,        , белое,        .

3.        , милая,        ,        .

4.        ,        ,        , отличные.

Упражнение 47. Подбери к именам существитель- ным подходящие по смыслу имена прилагательные.

  1. Стол (какой?)           
  2. Туча  (какая?)           
  3. Кукушка (какая?)           
  4. Море  (какое?)           
  5. Небо  (какое?)           
  6. Друзья (какие?)           
  7. Родители (какие?)           

Упражнение 48. Выпиши имена прилагательные, которые обозначают вкус предмета. Составь и напи- ши предложения с данными словами.

Скользкий, горький, великий, зелёный, стек- лянный, сладкий, бумажный, огромный, кис- лый, ужасный, прекрасный, солёный, смешной, цветной, липкий, кисловатый.

Упражнение 49. Подбери к именам прилагатель- ным антонимы. Используй слова для справки.

  1. Громкий  —           
  2. Кривой —           
  3. Толстый —           
  4. Низкий —           
  5. Злой —           
  6. Грустный —           
  7. Тёмный —           
  8. Редкий —           

С л о в а        д л я        с п р а в к и: частый, светлый, доб- рый, тихий, весёлый, прямой, высокий, худой.

Составь с тремя антонимами предложения и на- пиши их.

ГЛАГОЛ

Упражнение 50. Выполни задание по образцу. Образе ц: дуть — дул, дула, дуло, дули.

1. Мыть —        ,        ,        ,

         .

2.                , лила,        ,

         .

3.                ,        ,

         , били.

4.        — грел,        ,        ,

         .

5.                ,        , выло,

         .

Упражнение 51. Распредели глаголы по двум стол- бикам: 1) слова, которые отвечают на вопрос что де- лал? 2) слова, которые отвечают на вопрос что сде- лал?

Звонил, поговорил, нарисовал, склеил, решал, свистел, прошептал, объяснял, заметил, посмот- рел, красил, чистил, повесил, пролил, слушал, пел, печатал, нашёл, складывал.

Что делал?

Что сделал?

Упражнение 52. Выпиши глаголы, которые отве- чают на вопрос что сделала?

Закрыл, ответила, подписали, пошло, готови- ла, вымыла, погладила, резали, убирал, забыл,

повернуло, принесли, купила, заплатил, развер- нул, светила, заболела, плакали.

Упражнение 53. Подбери к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Используй слова для справки.

Лает        . Воет        . Греет        . Цветёт        . Плывёт        . Лечит        . Летит        . Мяукает        . Едет        . Звонит        .

С л о в а д л я с п р а в к и: ветер, сирень, собака, птица, машина, солнце, лодка, врач, котёнок, теле- фон.

Упражнение 54. Соедини глаголы-антонимы.

открыть        уйти

прийти        найти

потерять        включить

вспомнить        вылететь

выключить        спуститься

влететь        любить

подняться        закрыть

ненавидеть        забыть

Упражнение 55. Распредели слова по трём стол- бикам: 1) имена существительные; 2) имена прила- гательные; 3) глаголы.

Газета, лежать, белый, активный, учиться, школьник, Виктор, любимый, доброта, мчаться, страна, шёлковый, поливать, болтливый, отдох- нуть, математика, перелётный.

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Упражнение 56. Составь текст, используя данные глаголы. Озаглавь его и напиши.

Праздновать, пригласить, выбрать, купить, приготовить, испечь, приехать, прийти, пода- рить, смеяться, веселиться, радоваться, шутить, танцевать, играть, желать.

         .

Упражнение 57. Надпиши над выделенными сло- вами, к какой части речи они относятся.

  1. Солнце уже село, и туристы поспешили в лагерь. Наше село находится на берегу реки.
  2. Мама купила новое мыло. Море мыло при- брежные камни. 3. Для строительства нужна ос- трая пила. Катя пила вишнёвый сок. 4. В мае солнышко светило особенно ярко. Луна — это ночное светило. 5. В этой книге собраны леген- ды, были и небылицы. Вы были когда-нибудь в Японии?

ПРЕДЛОГ

Упражнение 58. Выпиши имена существительные с предлогами.

  1. Сегодня по телевизору покажут новый фильм. 2. Около школы находится стадион.
  1. По дороге домой я купил продукты. 4. Мама испекла торт к празднику. 5. В воскресенье мы ездили за город. 6. По вторникам я хожу в бас- сейн. 7. Мы любим играть в хоккей.

Упражнение 59. Перепиши предложения, раскры- вая скобки.

  1. (В)комнату (в)бежал взволнованный маль- чик. 2. (На)доске (на)писаны примеры. 3. (К)ки- оску (подо)шли женщины. 4. Бабушка (по)ста- вила вазу (в)сервант. 5. (До)начала концерта осталось пять минут. 6. Летом я (по)еду (к)другу (в)Ялту. 7. Я (про)читал книгу (за)две недели.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Упражнение 60. Прочитай. Спиши текст, разделяя его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак препинания.

Мы с бабушкой часто гуляем осенью в пар- ке как красива золотая осень природа оделась в жёлтые и красные наряды разноцветные ли- стья покрывают аллеи и шуршат под ногами ветерок слегка колышет верхушки деревьев о

чём он шепчет он напоминает о будущей суро- вой зиме.

ВСПОМНИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ!

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Подлежащее — это главный член предло- жения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отве- чает на вопрос кто? или что?

Сказуемое — это главный член предложе- ния, который обозначает, что говорится о под- лежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что делали? что сделает? что сделают?

что делают?


что?


что?

В парке растут тополя и берёзы.

Упражнение 61. «Собери» предложения и напи- ши их.

  1. бабушка, посадить, розы, перед, дом

  1. мама, день, рождение, на, торт, шоколад- ный, испечь, мой

  1. пойти, класс, третий, сентябрь, я, первое, в

  1. папа, работать, завод, на, мой, инженер

  1. отдыхать, прошлое, лето, семья, на, море, наша

Упражнение 62. Допиши предложения.

  1. Каждое утро я        .
  2. Мы с друзьями любим играть           

         .

  1. Мой младший брат        .
  2. Осенью птицы        .
  3. Я увлекаюсь        .

Упражнение 63. Подчеркни в предложениях под- лежащее и сказуемое.

1. К концу осени мы переедем в новую квар- тиру. 2. Рабочие закончат строительство дома в мае. 3. Эта книга рассказывает о приключени- ях отважных мореплавателей. 4. Экскурсия по Эрмитажу продолжалась два часа. 5. Тёмные тучи заволокли небо. 6. На уроке труда мы лепили из пластилина домашних животных.

  1. Кошка выскочила в открытое окно.

Упражнение 64. Найди и подчеркни в предложе- ниях подлежащее.

  1. Бабушка купила новый сервиз. 2. Ветер с шумом распахнул окно. 3. Сестра подарила мне красивую куклу. 4. Лампа упала со стола на пол.
  1. Гусеницы питаются листьями деревьев.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Упражнение 1. 1 — собака; 2 — тетрадь; 3 — шес-

той; 4 — коробка; 5 — сорока; 6 — бежал; 7 — паль- то; 8 — зелёный; 9 — хороший; 10 — автобус.

Упражнение 2. Гласные: а, и, у, ы, э.

Согласные: д, ж, з, й, л, р, ф.

Упражнение 3. Лань, заря, лимон, герой, бумага, гиря, роман, линия, жизнь.

Упражнение 4. Например:  1.  Завод  —  зовёт.

  1. Год — гиря. 3.  Дай — дядя.  4. Заяц —  зебра.

5. Кот — кит. 6. Лак — соль. 7. Мал — мил. 8. Нос — нёс. 9. Пост — пёс. 10. Ров — рёв. 11. Сад — сядь.

12. Торт — тётя. 13. Факел — кофе.

Упражнение 5. Сорока, барабан, километр, задача, правило, сейчас, портфель, магазин, арбуз, рассказ, статуя, задание, словари, разговор.

Упражнение 6. Например: 1. Стрелки часов — меткие стрелки. 2. Старинный замок — замок в дверях.  3.  Вымыть  кружки  —  закрасить  кружки.

4. Лесные белки — яичные белки. 5. Рожки козы — сварить рожки. 6. Голубой ирис — сладкий ирис.

7. Бескрайние поля — сестра Поля.

Упражнение 7. Алфавит, договор, досуг, звонят, инструмент, квартал, красивее, поняла, предмет, средство, столяр, хвоя, щавель.

Упражнение 8. Кисель, апрель, кнопка, тряпка, свеча, строчка, брюки, диван, фартук, груша.

Упражнение  9.  Закат  (2),  корона  (3),  грусть  (1),

остановка (4), якорь (2), музей (2), предложение (5),

обед (2), вечер (2), грузовик (3), светофор (3), отмет-

ка (3), цветок (2), чтение (3), отдых (2).

Упражнение 10. А-ви-а-тор, сти-хи, при-ро-да, зве- ри, сан-ки, мо-ре, прут, клю-чик, дик-тант, про-та- ли-на, как-тус, ле-бедь, ме-сяц, о-сень, э-таж, во-ло- сок, ра-бо-та.

Упражнение 11. Стая, овощ, яма, страх, струя, огонь.

Упражнение 12. За-яц, поль-за, ошей-ник, охран- ник, ав-то-бус, лен-тяй-ка.

Упражнение 13. Кар-тон; тон-на; трол-лейбус, троллей-бус; гра-мота, грамо-та; ко-фейник, кофей- ник; ав-густ; гон-щик; ста-дион, стади-он; зда-ние; по-дарок, пода-рок; ку-кушка, кукуш-ка; ли-нейка, линей-ка; лен-та; со-седка, сосед-ка; зем-ляника, земля- ника, земляни-ка.

Упражнение 14. 1 — корова, Зорька, бабушка, кор- милицей. 2 — друг, Вася, Транспортной. 3 — мама, писатель, Лев, Толстой. 4 — папой, лев, Яша.

Упражнение 16. Машина, жить, крошить, по- ложи, жижа, вершина, жидкость, шишка, скажи, стрижи.

Упражнение 17. Шептать (шепчет), жидковатый (жидкий), шиповник (шип), шестьдесят (шесть), жилище (жить), шерстяной (шерсть), жиреть (жир), шитьё (шить), ширина (ширь).

Упражнение 18.  Пищать,  стучать,  ворчать,  вра-

щать, защищать, кричать, прощать, молчать.

Упражнение 19. 1 — щавель. 2 — чавкать. 3 —

чайка. 4 — чужим. 5 — чулки. 6 — чулане. 7 — чашку, чай. 8 — щуплый. 9 — чудесный.

Упражнение 20. Например: часы, часовой, часов- щик, частокол, частный, частица, часто.

Упражнение 21. 1. Часовня. 2. Щупальца.

Упражнение 22. Питьё, птичья, волчье, свинья, ружьё, бельё, крылья, муравьи.

Упражнение 23. Ь — показатель мягкости соглас- ных: пальчик, мальчик, смельчак, долька, сельский, апрельский, горький, свекольный.

Разделительный Ь: беличья, вьюн, жильё, шитьё, заячье, воробьи, платье, медвежья.

Упражнение 24. 1. Девочки танцуют польку. Я положил книгу на полку. 2. Осторожно, не ударься об угол стола. Шахтёры добывают уголь. 3. Дедушка приготовил колья для забора. Мой друг Коля учится в пятом классе. 4. Беспокойная галка села на дерево. Морская галька — это мелкие гладкие камушки.

Упражнение 25.  1  — шью.  2  — бью.  3  — лью.

4 — пью.

Упражнение 26.  1  —  Сонечка.  2  —  песочнице.

3 — кофточку. 4 — сумочка. 5 — облачно.

Упражнение 27.  1  —  лампочка.  2  —  звёздочки.

3 — цветочном. 4 — ручки. 5 — игрушечные. 6 — палочками.

Упражнение 28. Ь пишется: скользко, корень, си- рень, окунь, карамель, крыльцо.

Ь не пишется: корзиночка, книжечка, страничка, столичный, собачка, молочный.

Упражнение 29. Годик, година, годовой, новогод- ний.

Упражнение 30. Например: 1. Гриб — грибной, грибник. 2. Нос — носик, носатый. 3. Свет — светлый, светить. 4. Бег — бегун, бежать. 5. Кот — котик, котё- нок. 6. Стол — столик, столовая. 7. Глаз — глазной, глазастый.

Упражнение 31. 1. Сливочный — сливки, сли- вовый — слива. 2. Ножка — нога, ножик — нож.

  1. Цветной  —  цветастый,  цветочный  —  цветок.
  2. Угольный — уголь, угловой — угол. 5. Лисичка — лис, листочек — лист. 6. Город — пригород, гор- ка — гористый.

Упражнение 32. Горбатый — горб; рогатый — рог; глазастый — глаз; медовый  —  мёд;  литровый  — литр; громовой — гром; носатый — нос; смешной — смех.

Упражнение 33. 1. Холодильник — холод, холод- ный. 2. Вечереть — вечер, вечерний. 3. Зеленеть — зелень, зелёный. 4. Голодать — голод, голодный.

  1. Помогать — помощь, помощник. 6. Волосатый — волос, волосики. 7. Бородатый — бороды, бородка.

Упражнение 34. 1. Незнакомый — знай. 2. Лиси- ца — лис. 3. Варенье — вар. 4. Гребец — грёб.

5. Певец — петь. 6. Прославлять — слава.

Упражнение 35. Ледокол (лёд), перелететь (полёт), водяной (воды), зимовать (зимы), осенний (осень), кричать (крик), городской (город), оконный (окна), синева иний), доска оски), бегун (бег), игровой (игры), маршировать (марш), часовой (час), плясать (пляска), стрелять (стрелы), пекарня (печка), звонок (звон), трещать (треск), чистюля (чисто), трясти (тряска).

Упражнение 36. Например: 1. Пятизначный код,

чёрный  кот.  2.  Деревенский  луг,  репчатый  лук.

  1. Дворянский род, открытый рот. 4. Огромный дог, портовый док. 5. Заросший пруд, ивовый прут.

Упражнение 37. Звонкий звук: чижи, паровозы, рукава, гаражи, ежи, столбы, дороги.

Глухой звук: ерши, колёса, уроки, камыши, со- ки.

Упражнение 38. 1. Враг. 2. Кит. 3. Нож. 4. Город.

5. Глаз. 6. Мороз. 7. Парад. 8. Год. Ключевое слово:

виноград.

Упражнение 39. Завтрак (завтракать), подарок (по- дарки), приказ (приказать), пирог (пироги), автобус (автобусы), дрозд (дрозды), крюк (крюки), привет

                

(приветы), жираф (жирафы), залив (заливы), хлеб (хлеба), росток (ростки), груз (грузить), сироп (си- ропы).

Упражнение 40. Шоссе, колонна, русский, кон- ный, класс, длина, масса, касса, троллейбус, сумма, коллекция, дрожжи, телеграмма, волейбол, гриппом, панорама.

Упражнение 41. 1. Аллея. 2. Группа. 3. Перрон.

  1. Хоккей. 5. Суббота. 6. Пассажир. 7. Тонна. Клю- чевое слово: аппетит.

Упражнение 42. Например: 1 — лунная ночь; 2 — картонная коробка; 3 — каменное здание; 4 — ог- ненный взгляд; 5 — лимонный сок; 6 — балконная дверь.

Упражнение 43. Например: мама, дедушка, врач, курица, кошка;  книга,  клей,  роза,  яблоко,  карти- на.

Упражнение 44. Мороз — холод; ученик — школь- ник; кружка — чашка; парк — сквер; труд — работа; закон — правило; дорожка — аллея; жара — зной; блюдо — тарелка; машина — автомобиль; лентяй — бездельник.

Упражнение 45. Кто? — водитель, директор, чай- ка, попугай, медведь.

Что? — гвоздика, календарь, свитер, игрушка, камень.

Упражнение 46. 1. Новый, новая, новое, новые.

2. Белый, белая, белое, белые. 3. Милый, милая, милое, милые. 4. Отличный, отличная, отличное, отличные.

Упражнение 47. Например: 1 — новый; 2 — чёр-

ная; 3 — лесная; 4 — тёплое; 5 — синее; 6 — луч- шие; 7 — любимые.

Упражнение 48. Горький, сладкий, кислый, солё- ный, кисловатый.

Упражнение 49. 1 — тихий; 2 — прямой; 3 — ху-

дой; 4 — высокий; 5 — добрый; 6 — весёлый; 7 — светлый; 8 — частый.

Упражнение 50. 1. Мыть — мыл, мыла, мыло, мыли. 2. Лить — лил, лила, лило, лили. 3. Бить — бил, била, било, били. 4. Греть — грел, грела, грело, грели. 5. Выть — выл, выла, выло, выли.

Упражнение 51. Что делал? — звонил, решал, свистел, объяснял, красил, чистил, слушал, пел, пе- чатал, складывал.

Что сделал? — поговорил, нарисовал, склеил, прошептал, заметил, посмотрел, повесил, пролил, нашёл.

Упражнение 52. Ответила, вымыла, погладила, купила, заболела.

Упражнение 53. Лает собака. Греет солнце. Плывёт лодка. Летит птица. Едет машина. Воет ветер. Цветёт сирень. Лечит врач. Мяукает котёнок. Звонит теле- фон.

Упражнение 54. Прийти — уйти. Потерять — найти. Вспомнить — забыть. Выключить — вклю- чить. Влететь — вылететь. Подняться — спуститься. Ненавидеть — любить.

Упражнение 55. Существительные: газета, школьник, Виктор, доброта, страна, математика.

Прилагательные: белый, активный, любимый, шёл- ковый, болтливый, перелётный. Глаголы: лежать, учиться, мчаться, поливать, отдохнуть.

глаг.

Упражнение 57. 1. Солнце уже село, и туристы

сущ.

поспешили в лагерь. Наше село находится на берегу

сущ.        глаг.

реки. 2. Мама купила новое мыло. Море мыло при-

брежные камни. 3. Для строительства нужна острая

сущ.        глаг.

пила. Катя пила вишнёвый сок. 4. В мае солнышко

глаг.        сущ.

светило особенно ярко. Луна — это ночное светило.

сущ.

5. В этой книге собраны легенды, были и небылицы.

глаг.

Вы были когда-нибудь в Японии?

Упражнение 58. 1 — по телевизору; 2 — около школы; 3 — по дороге; 4 — к празднику; 5 — в воскресенье, за город; 6 — по вторникам, в бассейн; 7 — в хоккей.

Упражнение 59. 1. В комнату вбежал взволно- ванный мальчик. 2. На доске написаны примеры.

3. К киоску подошли женщины. 4. Бабушка поста- вила вазу в сервант. 5. До начала концерта осталось пять минут. 6. Летом я поеду к другу в Ялту. 7. Я прочитал книгу за две недели.

Упражнение 60. Мы с бабушкой часто гуляем осе- нью в парке. Как красива золотая осень! Природа оде- лась в жёлтые и красные наряды. Разноцветные ли- стья покрывают аллеи и шуршат под ногами. Ветерок

слегка колышет верхушки деревьев. О чём он  шеп- чет? Он напоминает о будущей суровой зиме.

Упражнение 61. Например: 1. Бабушка посадила розы перед домом. 2. На мой день рождения мама испекла шоколадный торт. 3. Первого сентября я пойду в третий класс. 4. Мой папа работает инже- нером на заводе. 5. Прошлым летом наша семья от- дыхала на море.

Упражнение 63. 1. К концу осени мы переедем в новую квартиру. 2. Рабочие закончат строительство дома в мае. 3. Эта книга рассказывает о приклю- чениях отважных мореплавателей. 4. Экскурсия по Эрмитажу продолжалась два часа. 5. Тёмные тучи заволокли небо. 6. На уроке труда мы лепили из пластилина домашних животных. 7. Кошка выско- чила в открытое окно.

Упражнение 64. 1. Бабушка купила новый сервиз.

2. Ветер с шумом распахнул окно. 3. Сестра подари- ла мне красивую куклу. 4. Лампа упала со стола на пол. 5. Гусеницы питаются листьями деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Статья "Тексты с применением орфографических правил на уроках русского языка"

В статье представлены примеры текстов с применением орфографических правил.....

правила в таблицах. русский язык. начальная школа

таблицы правил по русскому языку...

Правила-памятка по русскому языку

Правила-памятка по русскому языку 2-3 класс...

Правило. Части речи. Русский язык.

Правила по русскому языку: части речи ( сущ, прил, гл.)...