Правила-памятка по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сафиуллина Фарзия Рашидовна

Правила-памятка по русскому языку 2-3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_pravila.docx194.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика (фон – «звук»). Обозначение звуков на письме изучает графика (графо – «пишу»).
  1. Не путай звуки и буквы.

Гласных звуков 6:

[а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласных букв 10:

а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

  1. В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком  .

     Например: [сол] – соль.

  1. В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё.

     Например: кот, ковёр.

  1. В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове – безударные.
  1. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

     Согласных звуков больше – 36, потому что есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.

     Например: р – [р] (руль), р – ] (река).

  1. Буквы е, ё, ю, я  в начале слова (яма [йама]), в середине и в конце слова после гласных звуков (маяк [майак]; лилия [лилийа]) и после ь, ъ (полью [палйу]; съем [сйэм]) обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

     Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й’и].

     Например: соловьи [салав’й’и].

  1. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими.
  1. Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

     Например: ма[к] – ма[к – пишу мак.

  1. В сочетаниях жи – ши пишется буква и.

       В сочетаниях ча – ща пишется буква а.

       В сочетаниях чу – щу пишется буква у.

       Сочетания чк – чн пишутся без ь.

  1. Разделительный ь указывает, что следующие  за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: ] + гласный.

       Например: воробьи – [вараб’й’и]

  1. Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
  1. Слова переносят по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить на другую строку.

       Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? (мальчик, девочка, котёнок, окунь) и что? (тетрадь, метель, небо), называют предметы.

Эти слова называются имена существительные.

  1. Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные.

Например: (какой?)синий, (какое?)высокое, (какая?) гладкая, (какие?) громкие .

  1. Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что будет делать? Что сделает? – это глаголы.

Например: (что делать?) петь, (что будет делать?) будет читать, (что сделали?) прокатились.

  1. Признаки предложения:

- Состоит из слов;

-В предложении выражается законченная мысль.

  1. Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставят !) и невосклицательные.

Интонация – чувство, настроение, передаваемое голосом.

  1. Предложения по цели высказывания:

1.Повествовательное. (содержит рассказ, сообщение о чём - либо) Мой котёнок любит играть с клубком.

2.Вопросительное. (содержит вопрос) Ты пойдёшь играть?

3.Побудительное. (содержит приказ, просьбу, восхищение, удивление) Немедленно убери игрушки! Какой красивый рисунок!

  1. Окончание слова – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание обозначают так: . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Например: зима – зимой – зимы.

Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: . (стол)

  1. В русском языке есть  неизменяемые имена существительные, они не имеют окончания. У них одна форма слова.

Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.

  1. Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия (имена собственные) пишутся с прописной (заглавной) буквы:

сестра Надя, пёс Бим, город Пермь, гора Эверест, река Волга, Чёрное море, Красная площадь, село Иваново, озеро Байкал.

  1. Корень – общая часть родственных слов. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные (родственные слова).Корень обозначают так:

Например: лес – лесной – лесок - лесничий.

  1. Орфограмма – опасное место в слове. Она требует применения орфографического правила. (орфо – «правильное», грамма – «письмо»)
  1. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. (безударный стал ударным)

Например: [сады] – сад – сады; [паля] – поле – поля.

  1. Чтобы проверить глухой согласный звук на конце слова или в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р] , [й’].

Например: са[т] – сады – сад, тру[т] – трудный – труд.

Один: ро[к] – Много: рога.

Есть: зу[п] – Нет: зуба.

  1. Суффикс – часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс находится между окончанием и корнем. Суффикс обозначают так: .

Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной.

  1. Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать родственные слова и посмотреть, есть ли там этот звук. Опасные места: [сн] (cтн), [зн] (здн).

Например: изве[cн]ый – весть – известный, по[зн]ий – опоздать – поздний, чуде[сн]ый – чудеса – чудесный.

  1. Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». (ключик - ключика) 

Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает». (замочек - замочка)

Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость - мудрость)

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. (игривый - волевой)

В суффиксах –лив-, -чив- всегда пишется буква и. (пугливый, доверчивый)

  1. Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Например: мех + ов = меховой, шуба + к = шубка.

Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.

Например: бежать + при = прибежать.

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно – суффиксальным.

Например: при + море + ск = приморский

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения. Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.

Например: земля + е + мерить = землемер, снег + о + падать = снегопад.

  1. Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка имеет значение. Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Приставку обозначают так: ¬ .

Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход. 

  1. Основа слова – часть слова без окончания. Основа обозначается так:        .Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Например:  книги,  морозный, степь..

  1. Фонетический разбор слова

Умею, у-ме-ю [у м’ э й’ у]

[у] – гласн., безударный, б.(у);

[м’] – согл., мягк.([м]), непарн., звонк., б.(м);

[э] – гласн., ударн., б.(е);

[й’] – согл., мягк., непарн., звонк.

[у] – гласн., безуд., б.(у)

умею – 5 звуков, 4 буквы.

  1. Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)

Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения.

  1. Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________
  1. Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.
  1. Как находить подлежащее и сказуемое?

1. Найди слово в предложении, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос Кто? или Что?

3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков?

  1. Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

Например: Приехала сестра. Ученики слушают учителя.

  1. Обращение – слово, которое называет того, к кому ты обращаешься. Обращение всегда выделяется запятыми.

Например: Мама, здравствуй! Дорогие друзья, поздравляем вас.

  1. Второстепенные члены предложения – поясняют, уточняют, дополняют предложение.(определение, дополнение, обстоятельство)

Предложение с второстепенными членами называется распространённым. Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым.

Например: На столе лежит новая книга.

  1. Как найти второстепенные члены предложения?

1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

  1. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!!!!! Это уже предложение!!!
  1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно.), когда совершается действие (Он гулял вечером.), где совершается действие (Мы гуляли в саду.), по какой причине совершается действие (Я купил мяч для игры.). Подчеркивается так: скоро

Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

  1. Фразеологизм является одним членом предложения!!!

Он бежал (как?) со всех ног.

  1. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Подчеркивается так: красивый

Например: Сегодня дождливый день.

  1. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о собаке.
  1. После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. (пчёлы – пчела, жёлтый - желтеть) В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о. (шорох, шорты)
  1. Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Являются одним и тем же членом предложения.

Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий, лёгкий, летний.

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая.

  1. Схемы однородных членов предложения.

http://festival.1september.ru/articles/534449/img2.gif

  1. Союзы – «слова – помощники» в предложении, которые служат другим словам: а, но, да, и, или.

Союзы не являются членами предложения!!!

Союзы соединяют однородные члены предложения.

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения и союзами.

http://festival.1september.ru/articles/414975/full.h14.gif

  1. Части речи:

-существительное

-прилагательное

-глагол

-наречие

-местоимение

-числительное

-союз

-предлог

-частица

-междометие

Части речи – это группы слов, которые имеют общие признаки.

  1. Род имен существительных.

-Мужской род (м.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом он. (брат, пень)

-Женский род (ж.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом она. (мама, сирень)

-Средний род (ср.р.) – имена сущ., которые можно заменить словом оно. (солнце, яйцо)

  1. Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с ним в роде, числе и падеже!!!
  1. Имена сущ. изменяются по числам.

-форма единственного числа (ед.ч.) обозначает один предмет. (стол, тетрадь)

-форма множественного числа (мн.ч.) обозначает более одного предмета. (спички, коты)

  1. На конце имен сущ. женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак!!!

Например: дочь, дичь, рожь, печь.

  1. Падежи имён существительных.

      В русском языке 6 падежей: именительный родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

      Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имён существительных.

  1. Склонение – это изменение имён сущ. по падежам в единственном и во множественном числе.

Склонение определяется по форме единственного числа!!

Например: звёздами – звезда – 1 скл., закатами – закат – 2 скл., ночами – ночь – 3 скл.

                 

  1. Одушевлённые – имена сущ., которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос Кто? (петух, оса)

Неодушевлённые – имена сущ., которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира  и отвечают на вопрос Что? (луч, гроза)

  1. В окончаниях имен сущ. после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.

Например: свечой – тучей, борцом – пальцем.

  1. У существительных 1-го склонения в форме родительного падежа множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется!!!

             Туча – туч, роща – рощ.

  1. Имена прилагательные бывают: качественные, относительные и притяжательные.

-качественные – называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. (мягкий-мягче-самый мягкий). Можно подобрать антонимы!

-относительные – обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. (мясной, степной, абрикосовый). Не имеют краткой формы!Всегда образуются от сущ.

-притяжательные – указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи? (мамин, птичьи)

  1. В кратких формах имен прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется!!!!!
  1. Местоимение – слово, указывающее на предмет или признак, но не называющее его. (я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, кто, этот, все и др.)
  1. Личные местоимения:

-1 лицо (я, мы)- называют говорящего,

-2 лицо (ты, вы)- называют слушающего,

- 3лицо (он, она, оно, они).

Личные местоимения я, ты, он, она, оно, они, мы, вы изменяются по падежам.

  1. Если перед личным местоимением 3-го лица (он, она, оно, они) в косвенных падежах стоит предлог, к местоимению добавляется буква н.

Например: он – к нему, она – с ней, они – за ними.

http://eleklim.ucoz.ru/_bl/1/28392258.jpg

http://eleklim.ucoz.ru/_bl/1/28392258.jpg

http://festival.1september.ru/articles/537321/img7.JPG

http://festival.1september.ru/articles/537321/img7.JPG

Звуки

Звонкие

Глухие

Звуки

Звонкие

Глухие

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].

Звуки

Звонкие

Глухие

Звуки

Звонкие

Глухие

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].

Звуки

Звонкие

Глухие

Звуки

Звонкие

Глухие

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Парные

[б], [б], [в], [в],

[г], [г], [д], [д],

[ж], [з], [з].

[к], [к], [п], [п],

 [с], [с], [т], [т],

 [ф], [ф], [ш].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].

Непарные

], [л], [л], [м],

 [м], [н], [н],

[р], [р].

[х], [х], [ц], [ч],

].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила-памятки в стихах.

Памятки в стихах помогут легче и быстрее запомнить правописание безударных гласных в корне слова, части слова, части речи....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...