Формирование основных орфографических умений
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Бушина Татьяна Павловна

В данной разработке описана технология формирования основных орфографических умений через использование орфографических разминок. Их можно проводить на каждом уроке русского языка со 2 по 4 классы. Орфографические разминки формируют правописную грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основные орфографические умения54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЗОШИБОЧНОГО ПИСЬМА.

Бушина Т. П., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 23 им. Ю. И. Батухтина

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предъявило новые требования к современному образованию. Основным механизмом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится системно-деятельностный подход. Он предполагает включение младших школьников в деятельностное освоение материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирование способности самостоятельно и успешно осваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

        Ранее  государственный стандарт предполагал, что в результате изучения предмета ученик должен: знать и понимать; уметь; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает, что выпускники начальной школы будут достигать определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные и метапредметные результаты едины для всех курсов, а вот предметные результаты специфичны для каждого учебного предмета.

        К предметным результатам изучения курса русского языка относят:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка.
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Для достижения безошибочного письма я применяю методику  формирования основных орфографических умений, разработанную М. С. Соловейчик и О. О. Харченко.  Данная методика предполагает формирование четырёх  основных умений:

  1. Умение ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания) – орфографическую зоркость;
  2. Умение устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи – орфографическое правило);
  3. Умение применять правило (верно выполнять предписываемый способ решения письменной задачи);
  4. Умение проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для формирования  комплекса указанных орфографических умений можно применять орфографические разминки, которые представляют собой набор слов или предложения, в которых допущены орфографические или пунктуационные ошибки.  Вначале разминка должна содержать только одну ошибку:

  1. шина, жыли, малыши, жираф.
  2. люстра, брюки, крюжка, тюлень.
  3. Я надел пальто ишапку.
  4. на улице сильный мороз.
  5. Дети пошли в школу
  6. Карандаши лежали коробке.
  7. Кот барсик спит.

Далее количество ошибок постепенно можно увеличивать. Полезно включать в данные разминки словарные слова, причём эти слова могут быть написаны правильно или содержать ошибку. Также можно включать словарные слова, не изучающиеся в данном курсе, чтобы учащиеся для проверки правильности написания обращались к различным источникам.

  1. сабака, кошка, акно, лисной.
  2. пабежали, лисёнок, сугроп, митро.
  3. харашо, машина, насталах, грип.
  4. начелась, москва, Иван, комнота.
  5. стол, берек, стикло, чесы.
  6. касманавт, сава, ученик, халодный.

Разминка проводится в начале урока. Четыре  слова записаны на доске. Ученикам надо обнаружить ошибки в словах, исправить их и объяснить, каким правилом орфографии они воспользовались, чтобы исправить эту ошибку или привести проверочное слово. Три слова написаны с ошибкой, одно написано правильно, причём правильное слово каждый раз стоит на новом месте. Предложенные слова охватывают весь диапазон изученных орфографических правил.

Также в дальнейшем при работе с орфографическими разминками  можно предложить  следующие задания:

  • Какое из этих слов должно быть в словаре? Почему?
  • Какое слово написано правильно?
  • К какому из этих слов проверочным будет…?
  • Как проверить словарное слово, которого нет в словаре учебника?
  • В каком слове допущена ошибка на правописание безударной гласной в корне (приставки, парной согласной в корне, непроизносимой согласной)?

При использовании в орфографических разминках предложений добавляются и изученные правила пунктуации. Например:

  • Дуют халодные реские ветры.
  • Стаит ясноя марозная погода.
  • Кто прилител к кармушке.
  • Ожыла лисная палянка
  • Сдесь абедают снегири синичьки.

Здесь, кроме изученных, можно предложить следующие задания:

  • Сколько всего ошибок обнаружили в предложении?
  • Есть ли здесь словарные слова (слова с приставками, предлоги, слова с парными согласными)?
  • Разбери предложение
  • Разбери слово … по составу
  • Почему между этими словами должна стоять запятая?
  • Составь 2-3 предложения продолжением данного.

 В среднем звене количество правил орфографии и пунктуации, необходимых школьнику при записи собственных или предложенных текстов, значительно увеличивается. Для овладения безошибочным письмом необходимо продолжить работу по формированию основных орфографических умений. В пятом классе возможны следующие задания для орфографических разминок:

  1. биру, забираю, прибиру, зобрал.
  2. загар, гареть, гаревать, обгареть.
  3. безпокойный, безцветный, безрассудный, безчувственный.
  4. Месяц светит но негреет.
  5. Наступила весна и прилетели птицы.
  6. Мальчик пришёл из школы, и начал делать уроки.

Как мы видим, чтобы найти в слове ошибку и исправить её, ученикам надо уметь:

  • обнаруживать орфограммы (для чего слово надо разобрать по составу, поставить ударение, найти безударные гласные или парные согласные, вспомнить правила пунктуации), то есть обладать орфографической зоркостью
  • устанавливать тип орфограммы  и соотносить её  с нужным правилом (безударную гласную в корне проверяем ударением, непроверяемое ударением  написание проверяем по словарю, правописание безударных гласных в приставке и суффиксе надо помнить, чтобы проверить правописание безударной гласной в окончании, надо определить склонение и падеж данного слова);
  • применять выбранное правило (правильно подбирать проверочные  слова, уметь находить слова в словаре, помнить, какие окончания  у существительных 1, 2 или 3  склонения в определённых падежах);
  • проверять написанное (правильно ли выполнил все предписываемые действия, не пропустил ли ошибку, действительно ли данное слово будет проверочным).

Важно, чтобы данная работа была продолжена и в последующие годы обучения. Использование привычных заданий и методик облегчает процесс адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено, снижая негативное воздействие таких факторов, как смена учителя и новые требования к учебной деятельности. Данные орфографические разминки не занимают много времени на уроке, они достаточно просты и  интересны всем ученикам, но в то же время целенаправленно формируют весь комплекс орфографических умений и способствуют повышению орфографической грамотности, что, в свою очередь, создаёт условия для овладения безошибочным письмом.

Литература.

  1. Борисенко И. В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. //Начальная школа. 2003.№7. с. 32-34.
  2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
  3. Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 172 с.
  4. Соловейчик М. С., Харченко О. О. материалы курса «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского язы...

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)

При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...

Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Переход учащихся из ...

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...