Методический материал по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Виноградова Галина Ивановна

Конспект открытого урока по теме " Правописание парных согласных в середине слова" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русск.яз.22.82 КБ

Предварительный просмотр:

К о н с п е к т

открытого  урока  русского  языка

в 3 В классе  школы  № 327.

Учитель – Виноградова Галина Ивановна.

Тема : Правописание парных согласных в середине слова.

Цели: - закрепить знания учащихся о правописании слов с парными согласными                        на конце слов;

              - познакомить учащихся с правописанием слов с парными согласными в

                середине слов;

              - развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;

              - воспитывать любовь к русскому языку.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

 На доске слова: з…вод, м…дведь, гор…д, т…традка, м…роз.

- Что общего в этих словах? (имена существительные в единственном числе, нарицательные, с пропущенной безударной гласной)

- Какое слово может быть лишним? Почему? (медведь – одушевленное, тетрадка – сомнительная парная согласная в середине слова, мороз – парная согласная з, остальные – д).

- Давайте еще раз прочитаем эти слова. Послушайте, как звучат эти слова. Что вы заметили? (во всех словах парные согласные).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте.

- Какое из этих слов, с вашей точки зрения, лишнее? Почему? (тетрадка)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?

- Значит тема нашего урока «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова перед согласными».

- Прочитайте слова с парными согласными на конце слов. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в их написании. Подберите проверочные слова.

  1. Чистописание.

-Определите буквы, которые будем писать. Они находятся в имени существительном женского рода и обозначают в нем парные звуки. Какие это буквы?  (тетрадка)

- Посмотрите на эту цепочку. Найдите закономерность и продолжите:

тадддд   ттаддд  …….

  1. Словарная работа.
  1. На доске таблицы:

                 

                                                                         

-Попробуйте прочитать слово, которое здесь зашифровано. Запишите это слово в словарь. Подчеркните в этом слове парные согласные.

б) – Слово сапоги  пришло к нам из старославянского языка, оно образовано от слова сапа, что означает «труба».

-  Как вы думаете, почему этот предмет получил такое название?

(Детям выдаются карточки с фразеологизмами и их толкованием).

- А сейчас попытайтесь определить, какое значение имеет каждое из выражений левого столбика. Для этого найдите для каждого фразеологизма толкование из правого столбика.

Сапоги каши просят.                                Похожи друг на друга.

Два сапога – пара.                                        Зависит от кого-либо.

Сапожник без сапог                                Прохудились.

Под сапогом ходит.                        Делать для других, не имея для себя.

(проверка).

  1. Изучение нового материала.

На доске слова: зубки, травка, ногти, берёзка, ягодка, сторожка.

- Прочитайте слова. Что их объединяет между собой?

- Перед какими буквами находятся парные согласные?

- Произнесите в каждом слове парный согласный         звук в середине слова перед согласными. Назовите букву, которая обозначает этот звук.

- Что вы заметили при произношении парного согласного перед другим согласным?

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся в середине слова ?

- Подберите проверочные слова к словам, написанным на доске. Запишите.

- Правописание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными  - это орфограмма. Подчеркните  её в словах.

  1. Физкультминутка.

Назвали все слова вы по порядку.

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Лёгкие прыжки- раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два , три.

- Какие слова с парными согласными запомнили? Покажите буквы, которые надо писать в этих словах. Докажите. Как проверить парные согласные, которые стоят перед другими согласными?

  1. Закрепление.
  1. – Прочитайте слова. Найдите закономерность в записи слов. Запишите слова второй и третьей строк  в такой же последовательности.

Голу…ок   -  голу..ь, голу…ка.

(Сторо…ка, сторо…ит, сторо….

Зу…ок, зу…ки, зу.. .)

- Добавьте ещё одну строчку слов по такому же образцу.(проверка).

  1. – Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Постарайтесь запомнить. (Через 1 минуту стираются вторые слова).

- Ориентируясь на первое слово, напишите второе.

Пошёл на зарядку

Поливали морковку

Читали сказку

Газетные вырезки

- Прочитайте слова с парными согласными. Назовите проверочные слова

  1. На доске записано предложение  Шелестит ветвями берёзка

Распространите предложение по схеме:

__ . __ .__  шелестит                        ветвями                                 берёзка.

- Обозначьте в предложении части речи.

- Определите члены предложения.

- Назовите слова с парными согласными в середине слова. Подберите проверочные слова.

  1. Самостоятельная работа по карточкам разных уровней.

1 уровень.

- Из слов каждой строчки составьте новое слово, используя первые слоги. Подчеркните парные согласные в середине слов.

а) забор, гадкий, камера;

б) кролик, ватрушка, каша;

в) овчинка, царапинка;

г) русалка, башмак, канат;

д) пояс, годность, какаду.

2 уровень.

- Исправьте ошибки, напишите с проверочными словами.

Гласки, грутка, боротка, гипкий, блиский, ниский.

3 уровнь.

- Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Сосе…ка, шу…ка, шка…чик, верё…ка, блу…ка, бесе…ка, слё…ки, гри…ки, тра…ка.

4 уровень.

- Подберите антонимы. Запишите их вместе с проверочными словами.

Горький, далёкий, высокий, твёрдый, неровный, широкий, тяжёлый.

YШ. Итог урока, домашнее задание.

- Прочитайте пословицы. Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока. (Написать пословицу, в которой есть слова с парными согласными в середине слова.)

Повторенье – мать ученья.

Корень ученья горький, да плод его сладкий.

Труд кормит, а лень портит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по русскому языку в 4 классе

Тесты, итоговые срезы по русскому языку в 4 классе....

методический материал по русскому языку

Разработка урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени". Урок сопровождается презентацией и музыкальными физминутками....

Методический материал по русскому языку для 3 класса. Орфография.Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Методический материал поможет учителю организовать работу со словами , которые нельзя или трудно проверить правилами....

Методический материал по русскому языку (по изученным орфограммам)

Методический материал по русскому языку. 2 класс. Тема "Правописание парной звонкой глухой согласной, безударной гласной в корне слова. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "

Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...

методический материал по русскому языку

Представлен методический материал в помощь учителю....

"Методический материал по русскому языку по темам "Непроизносимы согласные", "Парные согласные". 4 класс.

Методический материал помогает систематизировать материал по пройденным темам "Непроизносимые согласные", "Удвоенные согласные"....