Разделительный Ь. Повторение | План-конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

Тема; "Разделительный Ь. Повторение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_povtorenie.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Учитель: Николаева А.А.

Практикант: Мусиенко К. И.

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цели: Содержательная: повторение, закрепление знаний условий написания разделительного мягкого знака.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм написания в словах     разделительного мягкого знака.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать навык написания разделительного мягкого знака;

2. Закрепить умение обозначать изученную орфограмму;

3. Развивать умение объяснять смысл пословиц;

4. Закрепить умение переносить слова с мягким  знаком;

5. Развивать умение определять главную мысль текста.

Развивающие:

1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2.  Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3.  Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

4.  Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5.  Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

Воспитательные:

1. Воспитывать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Навык написания разделительного мягкого знака;

2. Умение обозначать изученную орфограмму;

3. Умение объяснять смысл пословиц;

4. Умение переносить слова с мягким  знаком;

5. Умение определять главную мысль текста.

Личностные:

1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

 1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

2.  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;

2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других.

Оборудование: слайды презентации, учебник

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 36-37

План урока:

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей
  1. Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!»

2.2. Игра «Найди лишнее»

2.3. Игра «Помоги Незнайке»

  1. Локализация индивидуальных затруднений
  2. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

  1. Этап реализации построенного проекта
  1. Рассказ по опорной схеме правила написания разделительного мягкого знака

5.2. Выборочное списывание (упр.64)

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи
  1. Распределение слов на три группы (упр. 65)
  2. Запись слов с мягким знаком на конце слов для обозначения мягкости согласного

6.3. Запись слов с мягким знаком в середине слова для обозначения мягкости согласного звука.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  2. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с деформированным текстом (упр.63)

8.2. Выделение грамматических основ предложения

8.3. Повторение правил переноса с лов с мягким знаком.

      9. Этап рефлексии учебной деятельности

           9.1. Рефлексия

           9.2. Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей

- Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Недавно Знайка сказал ему интересную пословицу, но Незнайка не может понять, что же она означает.

Повторение – мать учения. (слайд 1)

- Давайте поможем Незнайке понять смысл данной пословицы.

- Ребята, как вы её понимаете?

- Для чего нужно повторение?

- Молодцы!

Дети настраиваются на работу, объясняют смысл пословицы

Повторение тренирует память, помогает запомнить информацию лучше, облегчает учебный процесс, ведь без повторения не будет учения.

Фронтальная

Л1

Пр3

2. Этап актуализации и  фиксации затруднений в индивидуальной деятельности

Задача: повторение изученного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

- Давайте и мы с вами начнем с повторения.

- Ребята, я буду говорить фразы. Если это утверждение верно, вы молчите и руки не поднимаете, а если вы не согласны с тем, что я сказала, поднимаете руки, исправляете меня. Важно поймать все ошибки.

- Мягкий знак – это буква. (да)

- Мягкий знак в слове день обозначает мягкость согласного (да)

- Мягкий знак в слове большой – разделяет согласный звук от гласного (нет)

- В слове ручьи – пишется разделительный мягкий знак. (да)

- В слове платье – 6 букв и 5 звуков, так как буква мягкий знак звука не обозначает. (нет) 

- Почему? (6 букв и 6 звуков, так как буква Е после мягкого знака обозначает 2 звука)

- Молодцы!

2.2. Игра «Найди лишнее»

- Посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? (2 слайд)

1. Вьюга, коньки, мальчик, альбом.

2. Стулья, бельё, деньки, соленья.

- Верно. Давайте посмотрим на первую группу слов. Скажите, какое слово здесь лишнее?

- Почему?

- Давайте проверим ваши предположения.

- Вторая группа слов! Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Молодцы! Вы все знаете. Значит, вы сумеете помочь Незнайке.

2.3.  Игра «Помоги Незнайке»

- Знайка предложил Незнайке выполнить небольшое задание. Посмотрите внимательно на слайд. Как он его выполнил? (3-4 слайд)

- Помогите Незнайке исправить ошибки в предложениях, которые он составил.

Моя семя небольшая.

- Какую ошибку допустил Незнайка в этом предложении?

- Каким правилом нужно пользоваться, чтобы правильно записать данное слово?

Я полю укроп из лейки.

-  Где здесь ошибка?

- Каким правилом ты порекомендуешь, пользовался Незнайке?

Коля забора острые.

- Что не так в данном предложении?

- Ребята, как вы понимаете значение слова «колья»?

- Давайте проверим ваши предположения и узнаем значение данного слова.

Колья – это короткий шест, заострённый с одного конца. (5 слайд)

Дети слушают, отвечают на вопросы.

- Группы слов.

- Вьюга.

- Так как в слове «вьюга» Ь, выполняет роль разделительного.

- Здесь лишнее слово «деньки», так как в данном слове Ь обозначает мягкость согласного.

- Он его выполнил с ошибками.

- В слове «семья» он не поставил Ь.

- Правило разделительного Ь.

- Правилом разделительного мягкого знака.

Фронтальная

Л1; Пр2

К1

Пр2; К1

П2

Пр2

К1

П2

3. Локализация индивидуальных затруднений

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Итак, что же может получиться, если не поставить в слове разделительный мягкий знак?

- Чего же не знает Незнайка?

-  Какое правило ему надо выучить? Подскажите ему.

- У Незнайки были затруднения. А у вас?

- Может измениться значение слова.

-Правило разделительного Ь, после буквы обозначающей согласный звук перед буквами е, ё, и, ю, я ставится мягкий знак.

Фронтальная

К1

П2

4. Этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Так какова же тема нашего урока? (6 слайд)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы перед собой поставим?

4.3. Формулирование задач урока

- Какие задачи мы перед собой поставим?

«Написание слов с разделительным мягким знаком»

Повторить правило разделительный Ь, научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

- Закрепить знания о разделительном Ь

- Повторить правило переноса слов с мягким знаком

- Закрепить умения выполнять задания, с применением правил о Ь.

Фронтальная

К1

Р1; Р2

П1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Рассказ по опорной схеме правила написания разделительного мягкого знака

7 слайд

- Ребята, посмотрите на схему. Что здесь зашифровано?

- Расскажите правило по схеме.

 - Составьте вопросы по нему. Задайте эти вопросы товарищу по парте

Физминутка

5.2. Выборочное списывание (упр.64)

- Ребята, посмотрите на картинку к упражнению 64.

- Как вы думаете, это будет веселое или грустное стихотворение?

- Давайте проверим.

- Прочитайте про себя.

- Прочитайте выразительно.

- В каких словах выражена главная мысль стихотворения? (это счастье – радоваться чудесам)

- Объясните орфограммы в выделенных словах. 

- Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

- Объясните, почему его надо писать.

Рассматривают схему.

-  На схеме зашифровано правило разделительного Ь.

- Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

(Перед какими буквами ставится разделительный Ь? В какой части слова пишется Ь? Сколько и каких звуков обозначают гласные е, ё, и, ю, я?)

Дети говорят свои предположения.

 

Читают стихотворение.

Счастье, ненастье.

Так как разделительный Ь стоит в корне «счасть» и «насть» перед буквой гласного «е».

Фронтальная

Парная

Пр.1

Пр2

Л1

К1

П2

Пр5; Пр1; Л1

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Задача: усвоение учащимися алгоритма применения правил,
применение которых вызвало наибольшее затруднение.

6.1. Распределение слов на три группы (упр. 65)

- Прочитайте самостоятельно. Что нам нужно сделать?

- Ребята, можем ли мы сказать, что все слова упражнения 65, с разделительным мягким знаком? (нет)

На сколько групп мы их разделим? (три)

- Как назовем первую группу? Вторую? Третью?

- Я предлагаю вам разделиться на две команды! Первая команда 1 ряд и 1 вариант второго ряда, вторая команда 3 ряд и 2 вариант второго ряда.

6.2. Запись слов с мягким знаком на конце слов для обозначения мягкости согласного

- Запишите слова первой группы. Поставьте циферку один. Записываем с новой строки, с большой буквы, через запятую. Орфограмму обозначьте.

- Кто желает выйти к доске из первой команды и записать слова, которые он выписал?

- Давайте проверим, сколько слов вы записали. Посмотрите внимательно на слайд! (8 слайд)

6.3. Запись слов с мягким знаком в середине слова для обозначения мягкости согласного звука.

- Какие слова вы запишете во вторую группу? Для чего здесь пишется мягкий знак?

- Кто из второй команды желает выйти к доске и записать свои слова?

- Давайте сверим с ответом на слайде! (8 слайд)

- Нам нужно распределить слова на три группы.

- Первая группа, Ь как показатель мягкости в конце слова. Вторая группа Ь, как показатель мягкости гласных в середине слова. Третья группа слова с разделительным Ь.

Работают у доски, сверяют ответы.

Дождь, медведь, декабрь, играть.

Работают у доски, сверяют ответы

Льдина, больница, альбом, коньки.

Фронтальная

Групповая

Л1

П2

Л1

Пр1

П2

Л1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

- Ребята, а третью группу слов запишите самостоятельно и обозначьте орфограммы.

- Почему мы все эти слова поместили в третью группу?

- Перед какими буквами написали разделительный мягкий знак? Как подчеркнули? Как подчеркнули разделительный мягкий знак.

- Сверьте со слайдом. (8 слайд)

Деревья, здоровье, обезьяна, шалунья

Самостоятельно выполняют задание, делают проверку по эталону.

- Перед буквами «е», «я».

- Разделительный Ь подчеркнём одной чертой, гласные двумя.

Индивидуальная

К1; Пр2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа с деформированным текстом (упр.63)

- Ребята, а можно ли упражнение 63 назвать текстом? Почему? Что же мы должны сделать, чтобы получился текст?

- Давайте расставим точки. Запишите первое предложение.

8.2. Выделение грамматических основ предложения

- Подчеркните основу предложения.

- Как вы написали слово НОЧЬЮ?  

- Почему?

- Как вы записали слово «метель»?

(Аналогично делают следующие предложения)

8.3. Повторение правил переноса с лов с мягким знаком.

- Как мы будем переносить слова с мягким знаком? Какое правило, мы знаем?

- Хорошо. Выпишите выделенные слова, разделите их для переноса.

- Сверьте свои ответы на слайде. (9 слайд)

- Нет, потому что в нём нет отдельных предложений. 

- В нём нужно расставить точки.

Ночью в лесу бушевала метель.

- Слово «ночью» мы записали с мягким знаком, т.к. это разделительный Ь, стоящий в корне слова «ночь» пред гласной «ю».

- Слово «метель» мы записали с буквой «е», т.к. это словарное слово, на конце мы записали Ь, т.к. он смягчает согласную в конце.

Разделительный Ь, как и мягкий знак – показатель мягкости согласного при переносе не отделяется от буквы, которая стоит перед ним.

Но-чью, ме-тель.

Фронтальная

Р1; Р2; Пр.4

Пр5

К1

Пр2

Л1

П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Чему мы научили Незнайку?

- Мы научились писать слова с разделительным мягким знаком?

- Оцените свою работу: кто работал на пять? На четыре?

- Незнайка благодарит вас за помощь и хорошо проделанную работу, поэтому в знак благодарности он придумал вам стихотворение!

Я Незнайка, как поэт!

Вам дарю сейчас букет! (10 слайд)

9.2. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание!

- Учебник стр. 38 упр.67. (11 слайд)

- Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Урок закончен!

Повторить правило разделительный Ь, научиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Фронтальная

Индивидуальная

К1; Р1; Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....