Тема "Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки." (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Леоненкова Ангелина Максимовна

Конспект по литературному чтению. 1 класс. Тема "Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_-_mat_ucheniya._glasnye_i_soglasnye_zvuki.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 16.09.2021

Класс: 1

Дисциплина: чтение и письмо (интегрированный урок)

Учитель: Максимова Е.В.

Практикант: Леоненкова А. М.

Тема: Повторение – мать учения. Гласные и согласные звуки.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: закрепление понятий «гласный» и «согласный» звук

Деятельностная: развитие умения делить слова на слоги в зависимости от гласных звуков

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение обозначать гласные звуки в схеме;

2. Развивать умение правильно делить слова на слоги и ставить ударение в словах;

3. Развивать умение объяснять смысл пословицы;

4. Развивать умение составлять предложения по схемам и по иллюстрациям;

5. Развивать каллиграфические навыки.

Развивающие:

1. Развивать умение извлекать информация из иллюстраций и схем;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями и темой урока; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

4. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом;

5. Развивать умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

6. Развивать умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Воспитательные:

1. Воспитывать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение обозначать гласные звуки в схеме;

2. Умение правильно делить слова на слоги и ставить ударение в словах;

3. Умение объяснять смысл пословицы;

4. Умение составлять предложения по схемам и по иллюстрациям;

5. Каллиграфические навыки.

Личностные:

1. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.        

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение извлекать информация из иллюстраций и схем.

Регулятивные:

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные:

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Оборудование: 

Образовательный ресурс: 

  1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская,  М. В. Бойкина). – М. : Просвещение 2011. – С. 18-19
  2. Прописи – Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 1. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2012 – с. 27-28
  3. Методические рекомендации – Жиренко О. Е., Обухова Л. А., поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – 5-е издание – М.: ВАКО. 2020. – 448 с. – (В помощь школьному учителю) стр. 70-76

План:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

2.2. Работа с рисунком (стр.18)

2.3. Составление предложений по схеме

2.4. Подбор слов к схеме

2.5. Характеристика звука {г}

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока.

4.2. Формулирование цели урока.

4.3. Планирование своей деятельности.

Двигательная гимнастика

5. Этап реализации построенного проекта.

5.1. Работа с правилом (стр. 19)

5.2. Работа в парах

5.3. Вывод по теме урока

Пальчиковая гимнастика

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на

личностно-значимом уровне «Хочу,

потому что могу» ИЛИ: создание

условий для возникновения у

обучающихся внутренней потребности

включения в УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.

-А сейчас я попрошу тихо сесть девочек и ещё тише сесть мальчиков.

1.2. Работа с пословицей

-Ребята, сейчас я вам прочитаю фразу, а вы внимательно слушайте.

-Повторение – мать учения

- Что это такое?

- Как называется фраза, в которой заключена мудрость народа? Кто уже может сказать что это?

-Как вы понимаете данную пословицу?

- Это значит, что без повторения определённых знаний, отличного учения не получится

- А как вы думаете, почему мы начали сегодняшний урок именно с этой пословицы?

 -Верно, на сегодняшнем уроке мы с вами повторим то, что вы уже изучили.

Приветствуют

Ответы детей.

Пословица

Нужно повторять знания, чтобы быть умным

Фронтальная

ПР3

Л1

К1

2. Этап актуализации и пробного

учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся,

организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных

действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном

действии

2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю повторить то, что вы уже изучали. Мы с вами поиграем в игру «Лови ошибку». Я называю вам утверждение, а вы внимательно слушаете и решаете верно оно или нет. Если утверждение верно, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете и исправляете меня.

- Итак, начнём

1. Предложение состоит из слов (+)

2. Слово делится на слоги (+)

3. Каждый слог является ударным (-)

- Почему вы не согласны с этим утверждением?

- Как можно выделить ударный слог?

- Верно, ребята, тот слог, который произносится длиннее и с большей силой, является ударным слогом.

4. Звуки бывают гласные и согласные (+)

5. Согласный звук образует слог (-)

- Почему вы не согласны с этим утверждением?

- Верно, звук образует только гласный звук.

Двигательная гимнастика

2.2. Работа с рисунком (стр.18)

- Ребята, а сейчас откройте свои учебники на странице 18-ой и рассмотрите иллюстрацию

- Кто на ней изображён?

- Сколько гномов вы насчитали?

- Что увидела Белоснежка, когда заглянула в дверь? (Гномы

наводят порядок.)

- Какую работу выполняет каждый из гномов?

-Почему Белоснежка так осторожно заглядывает в дверь?

- Как она одета? Во что обута?

- Что Белоснежка держит в руках?

- Для чего люди дарят друг другу цветы?

- Можно ли назвать Белоснежку вежливой и воспитанной

девочкой?

- Что общего у всех гномиков?

- Чем они отличаются друг от друга?

Зрительная гимнастика

2.3. Составление предложений по схеме

- Ребята, взгляните, пожалуйста, на доску, что вы видите на ней?

- А кто скажет, что же это за схема?

- Верно, сейчас я вам предлагаю составить по 3 своих предложения к иллюстрации из учебника по данной схеме. (на доске схема предложений из 3 слов)

- Старайтесь составлять предложения так, чтобы не повторялись одни и те же.

- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием.

2.4. Подбор слов к схеме

- Так как вы отлично выполнили прошлое задание, я приготовила для вас еще одно, которое выполнят только самые внимательные.

- Я задумала для вас несколько слов, но какие это слова вы должны догадаться сами. Но я дам вам подсказку, посмотрите на схему, которая находится на доске.  

- А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию и подумайте, какие же слова могут подходить к данной схеме. (гном, дверь, стол, стул, шкаф).

- Можно ли сказать, что все первые буквы слов твердые согласные? Давайте проверим вместе и произнесем эти слова

- Так твёрдые они или мягкие?

- Ребята, вы нашли все слова, которые я задумала, но скажите мне, сколько же гласных в данных словах?

- Те, кто затрудняется, посмотрите на схему.

- Верно, во всех этих словах один слог.

- А кто уже догадался, как мы еще можем проверить количество слогов?

2.5.  Характеристика звука {г}

- Ребята, а кого больше всего на рисунке в учебнике на стр. 18.

- Посмотрите на первую букву этого слова. Звук {г} гласный или согласный?

- Почему?

- Назовите слова, которые начинаются с буквы «Г».

- Ребята, звук {г} обозначается буквой «Г».

- Давайте откроем прописи на стр. 27 и посмотрим на строки , которые представлены вверху.

- Ребята, посмотрите, что нарисовано у нас на верхней строке?

- Посмотрите внимательно, что не хватает гусёнку на втором рисунке. Дорисуйте…  Пальчиковая гимнастика

- На третьем..

- Что необходимо выполнить дальше?

- Верно, хорошо, займитесь этим заданием

- Вы все хорошо выполнили эту работу, а теперь давайте пропишем элемент, который находится на второй строке вашей прописи?

- начинаем писать с верхней линии РС;

- ведём вниз, нажимая на карандаш, сильно наклонив прямую линию на счёт –раз;

- не доводя до нижней линии РС, закругляем вправо, несильно нажимая на карандаш, касаясь нижней линии РС;

- заканчиваем писать чуть выше нижней линии РС.

- Скажите, а чем этот элемент отличается от элемента на строке ниже?  

- Кто может дать ему название?

- Верно, но ребята, мы еще не умеем писать букву «Г», поэтому я предлагаю, сегодня научиться её писать.

- Пропишите строчки, где нарисована буква «Г»

- Начинаем писать ниже верхней линии РС: ведём руку вверх вправо и немного закругляем на верхней линии РС;

- Далее пишем короткую наклонную линию: ведём вниз до нижней линии РС, закругляем вправо, заканчиваем письмо на середине РС.

- Дальше выполните самостоятельно.

- Последние две строки вы допишите дома

- Поднимите руки те, кто считает, что красиво написал все элементы и буквы.

Можно позвать слово

Потому что слог образует гласный звук

Схема

Схема предложений

(прослушивание вариантов детей)

По количеству гласных звуков

Гномов

Гусенок

Нарисовать гусёнка самостоятельно

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидульная

ПР1

Л1

К1

Л1

П1

ПР4

Л1

К1

ПР5

Р2

П1

ПР1

Л1

К1

ПР5

Р2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

- А вот это мы сейчас с вами и проверим.

- До этого вы работали со схемой, к которой подбирали слова, а теперь взгляните на эту.

- Посмотрите, пожалуйста, поделена ли она на слоги?

- А как же мы тогда с вами можем определить количество слогов в этой схеме?

- Посмотрите, пожалуйста, на схему. Скажите, что закрашено красным цветом в схеме?

- Какие остальные звуки?

- Сколько гласных звуков в данной схеме?

- Так сколько же слогов в ней будет, если гласных звука 2?

Нет

По гласным звукам

Гласный звук

2

В схеме 2 слога.

 

К2

К3

4. Этап построения проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока.

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

4.2. Формулирование цели урок.

- А как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

4.3. Планирование своей деятельности.

-Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?…

Двигательная гимнастика

Будем учиться делить слова на слоги

Фронтальная

 

К1

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта.

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с правилом (стр.19)

- Ребята, мы с вами весь урок говорим о гласных и согласных звуках, но вы мне никогда не говорили, как отличаете гласные звуки от согласных. Как же вы это делаете?

- А давайте мы с вами попробуем определить, сколько слогов в слове «сова». Подставим кулачок и проговорим все вместе это слово

- А кто запомнил, как можно было по-другому посчитать слоги в слове?

- Давайте поставим ударение в этом слове. Как нам сделать это?

- Позовём её все вместе на раз, два, три… Так на какой же слог падает ударение?

- Верно, ударение падает на второй слог.

- Ребята, а вы знали, что сова настолько мудрая, что приготовила для нас одно правило, благодаря которому, можно будет легче определять количество слогов в слове.

- Вы хотите узнать, что это за правило?

- Тогда сейчас мы с вами откроем страницу 19-ую и посмотрим, что же это за правило.

- Посмотрите внимательно на сноску внизу.

5.2. Работа в парах

- Прочитайте самостоятельно правило, которое находится внизу.

- Кто хочет прочитать правило для всех? (Перечитать хорошо после самой для детей, которые не читают сами)

- Перескажите правило друг другу, проверьте своего соседа по парте. Поднимите руки те, кто запомнил это правило.

- А сейчас я проверю, честно ли вы подняли руки и задам вам один вопрос.

- Так как же мы теперь можем посчитать слоги в слове?

- Каким правилом с нами поделилась мудрая сова?

5.3. Вывод по теме урока

- Как обозначают гласные звуки в схемах?

- Как отличить гласный звук от согласного?

- Теперь вы знаете два варианта того, как можно посчитать слоги в слове. Какие это варианты? (подставить кулачок и посчитать по гласным)

- Кто желает пересказать правило для всех еще раз?

Гласный звук можно протянуть, пропеть.

2 слога

Посчитать гласные

Позвать сову

На второй слог

С помощью гласных

Сколько в слове гласных, столько и слогов

Фронтальная

     

Парная

 

Фронтальная

Л1

П1

ПР2

К1


К1

ПР3

К1

Л1

6. Этап первичного закрепления с проговари-ванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реа-лизации этой цели необходимо, чтобы уч-ся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Повторение темы и цели урока.

Давайте же вспомним, что мы повторяли на протяжении всего урока?

-А чему мы учились?

Продолжим работать над этой темой.

- Послушайте, пожалуйста…

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

- Ребята, из какой сказки этот отрывок?

- Кто знает, кто написал эту замечательную сказку?

- Поднимите руки, кто читал эту сказку.

- Ребята, иллюстрации к этой сказке поместили авторы наших учебников, откройте на с. 19.

6.2. Работа с иллюстрацией (с. 19).

- Посмотрите на картинку.  

- Что изображено на картинке?

- Какой изображён момент, он радостный или горестный?

- Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху в уголок Поволок — Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!.

- Что будут делать остальные гости?

- Почему они разбежались?

- Чем закончится сказка, кто выручит Муху-Цокотуху?

6.3. Составления предложения к схеме.

- Что это на доске помещено?

- Придумайте предложение по схеме.

6.4. Схема слова «Кома́рик».

- Ребята, к этой сказке я подобрала слово. А какое? Подскажу вам схемой.

- Вспомните, кто же спас Муху-Цокотуху?

- Давайте позовём слово «Кома́рик».

- Ребята, что вы заметили? Есть ли у нас деление на слоги?

- Давайте разделим это слово на слоги. Что мы будем для этого делать?

- Какое правило вы сегодня узнали?

- Как обозначаются в схеме гласные звуки?

-Сколько гласных звуков в слове «Кома́рик»?

-Сколько будет слогов в слове «Кома́рик»?

(Сам. поделить).

Проверь, сколько гласных? Сколько слогов?

Подведение итогов:

- Что мы сейчас делали?

- Ребята, поднимите руки, кто понял как поделить слово на слоги.

- А сейчас мы познакомимся ещё с одним персонажем, которого Муха-Цокотуха не пригласила в гости.

Двигательная гимнастика.

 

Муха — Цокотуха

Корне́й Ива́нович Чуко́вский

(Грозный паук).

Беда случится.

«Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися».

Маленький Комарик

Схема предложения.

Гости пьют чай

Паук сплёл паутину. Муха угощает гостей.

Ударение на втором, гласном слоге.

Нет.

Тётушка сова познакомила нас с правилом.

Красными треугольниками.

Три.

Три.

Три

Мы делили слово на слоги.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К1

Л1

Л1

П1

ПР4

Л1

К1

ПР5

Р2

П1

ПР1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индиви-дуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Работа в прописях (стр.28).

- Что нарисовано в нижней части прописи?

- Куда летит стрекоза?

- Почему подсолнух получил такое название?

- Какие ягоды вы видите на рисунке?

- Чем полезны ягоды?

- Чем мышка может угостить птичку?

- Поставьте восклицательный знак возле рисунков. Что это обозначает?

Зарядка для глаз «Кот».

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт (закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким! (открыть оба глаза)

7.2. Прописывание элемента «Наклонная линяя с закруглением внизу».

- Ребята, кто знает, что это за буквы?

- Может их кто-то знает?

- Посмотрите на первую строчку, как вы думаете, что это изображено?

- Зачем нам предлагают нарисовать эту птичку?

- Посмотрите на вторую строчку. Что изображено? (Наклонная линия к закругление внизу).

Пальчиковая гимнастика.

- Ставим карандаш вверх рабочей строки и ведём наклонную линию вниз, не доводя до конца вспомогательной строки и делаем закругление ведём вверх.

(Распечатать на доске, стрелочка указывает правильность, прописать на доске).

(Затем показываю в воздухе)

(Далее работают самостоятельно).

Двигательная гимнастика.

Должны дома раскрасить картинки

Растёт под солнцем, на солнышко похоже.

Рябина, черника.

Черника лечит глаза.

Птичка.

Это элемент каких то букв.

Индивидуальная

Индивидуальная

ПР5

Л1

ПР5

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изучен-ного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа со схемой к слову муха (с.19).

- Мы рисовали элемент какой буквы? (З, У, Д).

- Назовите слова, в которых есть звук «У».

- Он гласный или согласный? Почему?

- Давайте поработает со схемой слова «Муха».

- Откройте учебник на с.19.

- Давайте поработает со схемой «Муха и Жук».

- Рассмотрите первый рисунок. Что изображено?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько букв и слогов?

- Какой слог ударный в слове муха? Почему?

- Как обозначается гласный звук?

- Назовите все согласные звуки.

Звонкий «х» - твёрдый или мягкий?

- Какая буква указывает на твёрдость?

8.2. Работа со схемой к слову жук (с.19).

- Рассмотрите второй рисунок. Что изображено?

- Сколько звуков в этом слове?

- Сколько букв и слогов?

- Какой слог ударный в слове муха?  

- Как обозначается гласный звук?

4 звука. 4 буквы. 2 слога.

Первый слог.

Красным цветом.

Твёрдый

«а».

3 звука. 3 буквы. 1 слог.

Первый ударный слог.

Красным цветом.

Фронтальная

Фронтальная

К1

ПР5

Р2

Л1

К1

ПР5

9. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельно-сти, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Чему вы научились на уроке? Какое правило мы узнали?

- С какой пословицы мы начали урок?

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Кто доволен своими ответами на уроке поднимите руку.

- А кто не очень доволен? Почему?

- Спасибо за урок. До свидания.

Повторение – мать учение.

Слова, предложения, ударения.

Фронтальная

К1

Л1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.Произношение и обозначение на письме гласных и согласных звуков. 2 класс "Школа России"

Урок - игра. "Брейн - ринг"Цель: формирование умений в произношении и обозначении на письме гласных и согласных звуков. Задачи: 1)отрабатывать правила написания безударных гласных и парных ...

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а  первоклассникам оценить уровень знаний по теме....

Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

Урок литературного чтения...

Тест системы PROClass по русскому языку по теме «Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки», 1 класс

Тест  представляет набор стандартных заданий, который устанавливает степень усвоения  учащимися учебного материала по теме «Звуковой столбик. Гласные  и  согласные звуки&raqu...

«Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи. Письмо элементов букв (2ч) «Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки. Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий (2ч)

laquo;Согласие крепче каменных стен». Звуки в окружающем мире и речи.  Письмо элементов букв (2ч)«Край родной, навек любимый». Гласные и согласные звуки.   Письмо бол...

Интересные задания на тему: "Гласные и согласные звуки" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Проверочная работа по теме "Гласные и согласные звуки" 1 класс

В проверочной работе задания на знание согласных и гласных, подбор проверочных слов на безударную гласную....