Технологическая карта урока по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Макшанова Анна Вячеславовна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка «Сложные слова» в 3 классе.

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №2 г. Советский

Учитель: Макшанова Анна Вячеславовна

Тема урока: «Сложные слова»

Актуальность

В 3 классе на уроке русского языка изучается тема «Сложные слова». Эта тема мне показалась очень интересной и трудной. Для того, чтобы детям было проще усвоить данную тему, в урок включена проектная деятельность.

Цель урока: формирование умения находить и составлять сложные слова через мини-проект, развитие умения грамотно употреблять сложные слова в речи.

Планируемые результаты:

 Предметные:

− знать, что такое сложные слова;

− знать, как образуются сложные слова;

  − уметь выделять корни в сложных словах;

 − уметь приводить примеры сложных слов;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные: научиться планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою работу;
  • Коммуникативные: развивать коммуникативные умения при работе в группе, умение слушать друг друга, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;
  • Познавательные: формулировать ответы на вопросы, строить рассуждения, выделять существенную информацию.

     Инструментальный блок:

 Задачи урока:

образовательные: - формировать представления о сложных словах, их правильном написании; расширять знания о составе слова;

развивающие: -познакомить со способами образования сложных слов через мини-проект; развивать мышление, орфографическую зоркость;

 воспитательные: -развивать творческие способности и навыки взаимодействия в группе, воспитывать интерес к многообразию русского языка.

 Тип урока: урок усвоения новых знаний

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Формы: индивидуальная, работа в парах, групповая

Методы: проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, беседа, дифференцированное домашнее задание, мини-проект.

Оборудование: доска, проектор, компьютер, листы для работы, презентация, карточки с правилами и задачами.

Организационно-деятельностный блок.

Образовательные технологии: мини-проект, домашнее задание

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, сложные слова

 Межпредметные связи: окружающий мир

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные  УУД

Метапредметные УУД

Организа-ционный момент

Цель:

Мотивация к учебной деятельности

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

Ребята, как вы думаете, много ли тайн в русском языке?

Хотели бы вы узнать об одной из тайн?

Как вы думаете, что нам для этого будет необходимо?

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Ответы детей

Внимательность, сообразительность, смекалка

Организуют свое рабочее место, настраиваются на совместную предстоящую работу.

Включение в учебный процесс.

Минутка чистописания

Для раскрытия тайны нашего урока сегодня к нам пришли помощники буквы, а какие догадайтесь: это гласные, являются в словарных словах безударными, в алфавите они под №16 и №6.

Правильно это буквы – О- и –Е.

 

Запишите их в тетрадь, пользуясь правилами каллиграфии.

 

(Слайд 2)

Буквы –О- и –Е-

Прописывают в тетради буквы и буквосочетания

Вспомнят правила каллиграфии, отработают умение чистописания

  • умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Словарная работа

Сейчас мы запишем словарные слова:

Мороз, овёс, восток, пшеница, берёза, герой.

Самопроверка по эталону.

(Слайд 3)

Записывают словарные слова, подчёркивают орфограмму, ставят ударение.

Проверяют, если есть ошибки исправляют.

Закрепят словарные слова, орфограммы

Умение сопоставлять с эталоном, выполнять самопроверку

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений

 (Слайд 4)

Ученики 3класса, выполняя домашнее задание поссорились

 Им нужно было в слове СНЕГОПАД выделить корень.

Коля: снегопад (снежный, снеговик)

Оля: снегопад (падать, падение)

Кто из них прав? Нужно помирить ребят.

Вспомним, что такое корень слова? Как называются слова с одинаковым корнем?

Внимательно рассматривают. Мнения разные, кто-то за Колю, а кто-то за Олю

Корень слова – это главная значимая часть слова.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Вспомнят знакомые правила через проблемную ситуацию

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать правила

Постановка цели и задачи урока через проблемную ситуацию

Что значит слово «снегопад»?

(Слайд 5)

- Сколько будет корней в слове?

 - В чём особенность данного слова? Каждый из ребят был прав, вот мы и помирили их. Сформулируйте тему нашего урока.

Цель нашего урока?

Какие же задачи нам нужно выполнить, чтобы достигнуть этой цели?

Перед вами лесенка успеха, выстроим задачи, это путь к успеху.

 

(Слайд 6)

Это, когда снег падает

Два корня

Это слово имеет два корня.

Слова с двумя корнями

Научиться писать слова с двумя корнями.

Выстраивают лесенку успеха.

Учиться находить такие слова;

Узнать как они называются;

Узнать как образуются.

Сформулируют задачи, направленные на достижение цели урока, выстроят лесенку успешности

Умение формулировать тему, цели, задачи урока, планировать собственную деятельность.

Изучение нового материала 

Работа в парах

Итак, как будем находить слова с двумя корнями?

У вас на столах карточки со словами, найдите и подчеркни слова с двумя корнями. Проверка с доказательством, выделяют корни.

Зелёный, землекоп, дырокол, самокат, лисичка, мышеловка, медвежонок, птицелов.

(Слайд 7)

Мы смело поднимаемся по лесенке. (Слайд 8)

Нужно определить лексическое значение слова, подбирать однокоренные слова,

Находят слова, подчёркивают, выделяют корни.

Научатся организовать фиксацию нового

содержания, изученного на уроке

Умение работать по алгоритму, умение работать в парах; и выполнять взаимопроверку, приходить к единому мнению.

Первичное усвоение новых знаний

Как вы думаете можно ли слова с двумя корнями назвать простыми? А как? Почему такое название? (Слайд 9)

Что сделали с корнями двух слов?

Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 10)

Ребята у сложных слов есть свой секрет. Посмотрите на карточку и слова, которые вы подчеркнули. С помощью чего сложили корни?

Входят ли они в один из корней?

А что они делают с корнями в сложных словах?

Значит гласные- О- и -Е -какие?

Соединительные гласные безударные, а значит являются орфограммой.

Итак, как же образуются сложные слова

(Слайд 11)

Распределим и запишем их в два столбика, выделим корни и подчеркнём соединительную гласную. По какому принципу мы их разделим?

Мы близки к цели.

Ка же определить в каком случае писать О, а в каком Е. Может кто-то догадался?  Посмотрите внимательно.

Попробуем сформулировать ещё одно правило

(Слайд 12)

Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 13)

Сложные слова – это слова с двумя корнями.

Их сложили

С помощью гласных –О- и –Е-

Нет.

Соединительные.

При помощи двух корней и соединительной гласной.

Работа в тетради и у доски.

-о-

-е-

дырокол

землекоп

самокат

мышеловка,

птицелов.

Исследуют слова

Озвучивают свои догадки.

Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем О, если на мягкий согласный, после непарных твёрдых согласных Ж Ш Ц, то Е

Познакомятся с понятием «Сложные слова», узнают, как они образовываются, научатся применять правила написания сложных слов, доказывать свою точку зрения.

Умение высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями при обсуждении информации, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи

Физминутка

Если вы услышите сложное слово, то топайте, а если простое, то хлопайте.

Выполняют, поставленную задачу

Закрепление изученного

Работа в группах

Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом.

В жизни мы очень много встречаем сложных слов. Для того, чтобы вы их знали, умели находить и записывать, предлагаю создать мини-проект «Сложные слова в нашей жизни». (Слайд 14)

(Слайд 15)1я группа: Явления природы

По картинкам догадаться, что за сложные слова, правильно их записать.

(Слайд 16)2я группа: Бытовые предметы

Замените словосочетание, одним словом. Выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

Чистить овощи

Рубит мясо

Варит сам

Молоть кофе

(Слайд 17)3я группа: Профессии

Вам даны карточки с корнями слов, соедините корни с помощью соединительных гласных, и вы получите слова.

сталь

пчел

вод

руб

лес

ход

море

вар

(Слайд 18)

4я группа: Животные

Отгадай загадку, напиши отгадку.

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

На носу имеет рог Африканский … (Носорог)

Вот какой чудесный жук,
Не комар он, не паук,
И скользит он по воде!
Всё обмеряет везде.
(Водомерка)
Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца,

У него утиный нос,

Зверь зовётся ...

(Утконос)

Мчатся быстро по дорожке,
Сорок ног, мелькают ножки.
Кто такая, многоножка?
Как зовут?

(Сороконожка)

Повторяют хором правила работы в группе:

- В группе ты работай дружно, это группе очень нужно.

 -Будь всегда старательным, спокойным и внимательным.

 - Делай всё не отставая, слушай, не перебивая.

 -Говорите четко, внятно, чтобы всё было понятно.

Выполняют мини-проект

Распределяют обязанности в группах, вместе идут к поставленной цели.

Выполняют задания, пользуясь полученными знаниями на уроке.

Научатся грамотно писать сложные слова, формулировать правило, подбирать свои примеры.

Закрепят основные орфографические правила.

Научатся совместно работать над мини-проектом, выполнять поставленную задачу

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

-Умение высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями при обсуждении информации, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи;

-проявление интереса к предмету, стремление к приобретению новых знаний;

 -умение работать в  группах

Итог урока

 -Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось. Сбор книжки.

Какую тайну сегодня на уроке узнали?

Достигли ли мы цель урока?

 Что такое сложные слова?

Кто может повторить правило?

 Какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(Слайд19)

Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 20)

Представляют свои работы

О сложных словах.

Научиться писать слова с двумя корнями.

Повторяют правило.

Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание

 Научатся оценивать свой вклад в работе группы -высказывать свое мнение по поводу содержания и результатов урока.

Выразительно и четко презентовать свой продукт.

-умение выражать свое мнение и умение слушать товарища; в совместной работе достигать целей;

- умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Домашнее задание

По выбору

1. стр.78 упр.141

2. Составить 10 сложных слов

(Слайд 21)

Записывают в дневник

Рефлексия

Закончите предложения:                                                                     (Слайд 22)

  •  Я узнал …
  • На уроке я учился…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…

Соотносят поставленную цель достигнутым результатам

Научатся вести диалог, высказывать мнение, приводя аргументы

Рефлексия способности организовывать собственную и чужую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. "Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие."

Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение"

Урок русского языка. УМК "Перспектива". Тема урока "Слово и его значение" во 2 класе составлен в соответствии с новыми требованиями. На уроке использованы новые технологии: проблемное обучение, исслед...

Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".

Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века"  с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....