Технологическая карта урока. "Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шкуратова Ксения Валерьевна

Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (литературное чтение)

Класс: 1                    

Дата: 24.10.13

Вид урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: «Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие. Использование ИКТ».

Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

сформировать понятие о слоге как о части слова;

уметь делить слово на слоги;

знать значение слога.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос.

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение слушать и слышать друг друга; умение работать в парах, в группах.

Основные понятия

Предложение, слово, слог, звук

Межпредметные связи

Музыка, окружающий мир, математика (способы деления целого на части)

Ресурсы:

Азбука, с.38, лоток с гласными и согласными буквами, карточка-исследование, презентация, карточки-сигналы (зелёный, красный)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

 

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1 этап. Организационный момент.

Слайд № 1

Проверка рабочих мест.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Учитель: Пусть урок принесёт радость общения на уроке обучения грамоте.

Мы продолжаем путешествие по миру знаний. Проверим, что уже знаем, ведь в храме знаний не первый день (обращаемся в храм знаний на постоянной доске - каждый урок ученики добавляется кирпичик новых знаний)

Подготовка рабочего места.

Читают стихотворение на экране.

Регулятивные:умение контролировать свою готовность к уроку;

Личностные: чувство необходимости учения;

2 этап. Актуализация знаний.

Задаёт вопросы

Учитель: - Из чего состоит наша речь?

- Как делятся предложения?

- На что делятся слова?

Устно отвечают на вопросы

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

Просит выполнить задание

Учитель: - Расскажите всё о звуках.

Вспоминают и рассказывают всё о звуках

 

Работа в парах

Просит вспомнить правила работы в парах

Учитель:- Какие правила работы в парах надо помнить?

Вспоминают и формулируют правила работы в парах

 

 

Просит найти гласные буквы в лотке на столе

Хвалит за работу в парах и правильно выполненное задание

Учитель: - Найдите знаки гласных звуков – буквы в лоточках.

- Сколько гласных букв?

- О какой гласной нужно рассказать что – то важное? Покажите!

Ищут гласные буквы, кладут на стол, считают гласные.

Показывают гласную букву “И” и говорят о её предназначении в словах после гласных.

 

3 этап. Введение в тему.

Проводит игру “Назови звук”

Учитель: - Прочитайте загадку, назовите отгадку и положите букву, которая обозначает первый звук (буквы возьмите в лотке)

Читают на слайде загадки и выкладывают букву, которая обозначает первый звук в отгадке.

 

Индивидуальная работа

Слайд № 2

Показывает слайд с загадкой

- С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Читают, отгадывают загадку

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

 

 

Слайд № 3

Показывает отгадку (собака)

Кладут букву “С”

 

Слайд № 4

Показывает слайд с загадкой

- Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.

Читают, отгадывают загадку

 

Слайд № 5

Показывает отгадку (медведь)

Кладут букву “М”

 

Слайд № 6

Показывает слайд с загадкой

- Меньше тигра, больше кошки, 
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь: 
Страшен в гневе этот зверь!

Читают, отгадывают загадку

 

 

 

Слайд № 7

Показывает отгадку (рысь)

Кладут букву “Р”

Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своих действий;

 

Слайд № 8

Показывает слайд с загадкой

- Что за зверь,

Скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

Читают, отгадывают загадку

 

Слайд № 9

Показывает отгадку (норка)

Кладут букву “Н”

4 этап.

Постановка проблемы.

Проверяет выполнение задания

Учитель: - Назовите буквы, которые выложили? Сверьте с соседом.

Взаимоконтроль.

 

Слайд № 10

Просит сверить со слайдом

С М Р Н

Самоконтроль.

 

Просит подумать над заданием для одноклассников

Учитель: - Какое задание вы можете предложить одноклассникам?

Предлагают задания:

- дать характеристику буквам;

- разделить на группы;

- составить слова;

Выполняют задание предложенное одноклассниками, но последнее задание выполнить не могут!

 

 

Даёт возможность выполнить все задания, оставляя последнее.

Учитель: - Какая проблема у вас возникла?

- Какой можно сделать вывод?

 

 

 

 

Делают вывод, что нельзя составить слова из согласных букв

 

 

Слайд № 11

Показывает слайд

Вывод: Из согласных букв слово составить нельзя

Читают вывод

 

5 этап. Выход из проблемы.

Задаёт вопрос

Учитель: - Что нужно, чтобы составить слова?

- Какой делаем вывод? Проверьте!

Обдумывают и отвечают

 

 

Слайд № 12

Показывает слайд

Вывод: Для составления слова нужны гласные буквы

Проговаривают вывод и проверяют, читая слайд

 

6 этап. Физминутка про зайцев

Предлагает физминутку

  Учитель:

Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.

Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, да тили – ли.

А потом на барабане: бум, бум, бум, тра – та, та.

Сразу зайки разбежались по кустам, по кустам.

 

Предлагает сесть за парту

Выполняют действия:

- имитируют игру на скрипочке;

- пляшут;

- стучат по столу и разбегаются, прячась под парты.

Усаживаются за парты

 

7 этап.

Введение в тему.

Просит назначить ответственного в группе

Учитель: - Вам предстоит работа в группах, нужно назвать ответственного за группу.

Учащиеся, используя считалку, называют ответственного

Коммуникативные:

входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию

преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

Составление слов из букв

Просит составить слова из букв 

Учитель: - Выложите все буквы и составьте слова, какие получатся, на парту, а ответственные будут их печатать на доску. (И А О Ы У Э С М Р Н)

Составляют слова из букв, сообщают ответственному у доски и он печатает слова

 

Слайд № 13

Просит прочитать слова, которые составили

Учитель: - Прочитайте слова.

Осы, мир, он, мы, носы, мама, сыр, сом, сам, норы, рана, рама

- Как же их много получилось!

Читают слова

Коммуникативные:

следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

 

Хвалит за хорошо выполненную работу

 

Личностные

стремления к успешности в учебной деятельности;

Деление слов на группы разными способами

Просит разделить на 2 группы

Учитель: - На какие 2 группы их можно разделить? Прочитайте!

Предлагают поделит на: длинные и короткие; в которых нельзя ставить ударение и в которых можно; с одной гласной и с двумя гласными;

Познавательные

выполнять несложные логические действия (сравнение)

 

Слайд

№ 14

Просит проверить правильность деления

мир осы

он носы

мы мама

сыр норы

Читают и проверяют

Личностные:

положительное отношение к уроку обучения грамоте;

 

Просит понаблюдать за словами при произношении

Учитель: - Посмотрите на слова и скажите, есть ли среди них такие, которые можно поделить на части по произношению?

Произносят слова, отвечают на вопрос

 

 

Просит произнести и прохлопать

Учитель: - Давайте прочитаем ещё раз и прохлопаем.

Учитель: - Какие слова по произношению можем поделить на части?

Произносят и хлопают

 

8 этап.

Выдвижение гипотезы и практическая проверка.

Предлагает решить мини проблему

Учитель: - Почему не все поделили? В чём проблема?

Думают и выдвигают гипотезу:

- может в гласных?

- в первом столбике слова не делятся на части, а во втором делятся;

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

 

Предлагает назвать слово с тремя гласными и просит поделить на части

Учитель: - Назовите слово с тремя гласными, сколько будет частей?(прохлопать)

Называют, проверяют и убеждаются, что слово делится на 3 части

 

 

Предлагает разыграть

несколько ситуаций:

- на стадионе;

- на улице.

Учитель: - Представьте, что мы пришли болеть за Стёпу и Женю в ледовый дворец. Что мы будем кричать? (прокричать)

Разыгрывают ситуации:

- Шай – бу! Шай – бу!

- По - ли – на!

 

 

Просит ответить на вопрос

Учитель: - Сколько слышите частей в слове?

 

 

 

Просит назвать части по – другому.

Учитель: - А знаете ли как называют эти части?

Называю части слогом

 

9 этап. Работа по теме урока.

Просит назвать тему урока

Учитель: - Как же звучит тема урока?

Называют тему урока: “Слог”

 

 

Слайд № 15

Демонстрирует слайд, просит обосновать название

Учитель: - А почему учёные их так назвали?

Читают слайд, обосновывают:

- слог – часть слова;

- из слогов составляют слова;

 

 

Слайд № 16

Демонстрирует слайд

Вывод: Слог – это часть слова.

Читают вывод

 

 

Задаёт вопрос

Учитель: - Как определить количество слогов в слове?

Предлагают посчитать количество гласных.

Делают предположение:

- сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

 

Предлагает провести исследование

Учитель: - Проведём исследование в парах. Нужно взять в лотке карточку и провести исследование предположения. Один ученик считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывайте в таблицу.

Работают в парах: один считает количество гласных, другой прохлопывает по слогам. Результаты записывают в таблицу

 

 

Слайд № 17

Предлагает поделиться результатами и проверить

слово

гласные

слоги

корова

3

3

гусь

 

 

коза

 

 

собака

 

 

Делают вывод, что предположение подтвердилось

 

 

Слайд № 18

Демонстрирует вывод

Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов

Читают вывод

 

10 этап. Первичное закрепление.

Предлагает разделить в карточках слова на слоги вертикальной чертой и проверить наличие гласной буквы

Учитель: - Разделите вертикальными чёрточками слова на слоги в своих карточках и проверьте по слайду:

ко|ро|ва

гусь

ко|за

со|ба|ка

Делят слова на слоги, сами сверяют с образцом

Регулятивные:умение сверять свою деятельность на уроке с образцом

 

Предлагает подумать над вопросом

Учитель: - Как вы думаете, зачем слова делить на слоги?

Предлагают ответы:

- чтобы правильно читать; чтобы правильно писать, не пропуская букв;

чтобы правильно переносить, когда научимся писать

Коммуникативные

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

 

Предлагает проверить вывод в азбуке

Учитель: - Прочитайте вывод на странице 38

Читают и убеждаются в правильности вывода.

Познавательные

осуществлять поиск информации в учебных текстах

Работа с учебником

Предлагает выполнить задание в азбуке на с. 38 

Учитель: - Прочитайте. Подчеркните только слова.

Ум ро Ми он мир мно Ни

Читают и выполняют задание

Познавательные:

работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

 

 Учитель: - Докажите, что это слова?

Читают слова и поясняют причину выбора:

- в них есть смысл;

- они имеют значение;

Коммуникативные:

проявлять интерес к общению на уроке;

Дополнение слогов до слов

Просит дополнить слоги до слов.

Учитель: - Дополните эти слоги до слов.

Дополняют слоги до слов

 

 

Просит объяснить 

Учитель: - Почему со слогами Ми, Ни составили имена?

Объясняют:

- написаны с большой буквы

 

 

Просит выполнить последнее задание

Учитель: - Выполните последнее задание.

- Какой можно сделать вывод?

Выполняют и делают вывод: со слогами можно играть;

 

11 этап.  Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Слайд № 19

Просит продолжить предложения:

- Я понял, что...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Мне захотелось...

- У меня получилось... 

Продолжают предложения

Личностные:

Самооценка.

 

Просит решить вопрос с кирпичиком знаний

Учитель: - Можем ли мы прикрепить новый кирпичик в “Храм знаний”?

- если согласны, то показываем зелёный сигнал;

- если не согласны – красный.

Показывают решение

 

 

Слайд № 20

Демонстрирует слайд: МОЛОДЦЫ!

Чтобы слоги посчитать.

Надо гласные узнать,

С каждой гласной связан слог

Вот и весь о них урок!

Читают слайд

Личностные:

позитивная самооценка

 

 

 

Прикрепляют кирпичик знаний в “Храм знаний” по обучению грамоте

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»Тип урока: урок –изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.Задачи...

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."...

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Обучение грамоте (литературное чтение). Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.

УМК"Перспектива".Вид урока: урок «открытия» нового знания. Цель: знакомство  обучающихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления сло...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Деление слов на слоги", 2 класс

Цель урока- формирование умения делить слова на слоги.Задачи- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к умению делить слова на слоги;- формировать умения работать в парах;- формировать умения сра...

Технологическая карта по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Нахождение односложных слов» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о делении слов на слоги и односложных словах.Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока на тему "Деление слов на слоги"

В данном конспекте представлен урок-путешествие для 1 класса для детей с ОВЗ. На каждом этапе-станции дети выполняют задания, связанные с делением слов на слоги. Тема путешествия - "Путешествие п...