ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

корешкова юлия юрьевна

Разработка урока по теме Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка в 1 классе

по теме «Слог как минимальная произносительная единица.

Деление слов на слоги»

Учитель: Корешкова Ю.Ю.

учитель начальных классов

  


Технологическая карта изучения темы: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Тема урока

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

УМК

«Школа России» 1 класс

Цели деятельности учителя

Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – умение использовать учебник, свой жизненный опыт, сравнивать, обобщать, оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять интерес к русскому языку.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход;приёмы технологии критического мышления;  самооценивание и взаимооценивание.

Образовательные ресурсы

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2016,  мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор, поурочные разработки по русскому языку к учебнику  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 1 класс».

Организация пространства

Фронтальная и самостоятельная работа,  работа в парах.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся 1 мин

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихо сели.

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные УУД – мотивация к  целенаправленной  познавательной деятельности.

Регулятивные: самоконтроль.

2.Актуализация знаний 5 мин

Слайд 2

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

-Какой у нас сейчас урок?

-Урок русского языка

Коммуникативные УУД -

умение общаться

-Какое сегодня число?

-Сегодня 6 марта

-Открываем тетради по русскому языку, отступаем 2 линии вниз, в третьей пишем

- 6 марта

Слайд 3

Попробуйте догадаться, по какому принципу слова разделены на  три  группы

МЫЛО  МАЛИНА  ТИГР

КАША  ПОСУДА  СОМ

УРОК  СОРОКА  ЛИСТ

По количеству слогов в словах

3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.4 мин

1 мин

Слайд 4

-Давайте познакомимся с новым разделом учебника.(с.31) Прочитайте название раздела.

-Слово и слог. Ударение.

Умение планировать работу

- уметь определять и

формулировать

проблему, тему урока,

цель.

-Обратите внимание на слова, которые, вероятно, учит правильно произносить своих друзей девочка.

-Торт-тОрты, крем-крЕмы

Слайд 5

- Чему мы будем учиться,  работая по разделу

- Предположите,  а о чем мы будем

говорить сегодня на уроке?

-Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной  строки на другую по слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно.

- мы будем изучать тему

«Слово и слог»

Слайд 6

Работа с учебником с.32

-Прочитайте тему нашего урока.

-Слово и слог.

-Определите познавательную задачу нашего урока.

-Как определить сколько в слове слогов?

-Давайте составим план нашего урока. Как мы будем решать нашу учебную задачу? Что мы будем делать?

(записать на доске)

-Расскажите, что вы знаете о слоге?

Давайте поиграем. Встаньте.

Игра «Слово-слог». Я читаю слова, а вы, если услышите слог-хлопайте, а если слово-присядайте.

Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под, дождь, почки, сок, над.

 (Заслушиваются ответы учащихся)

-Выполним упражнения и узнаем, как определить количество слогов в словах?

-Сформулируем правило и сравним его с  правилом в учебнике?

-Будем тренироваться в определении слогов в словах

- Сделаем выводы.

-Слог-это часть слова, которая состоит из звуков.

4. Совместное открытие новых знаний. 15 мин

Работа с учебником

- На с.32 упр.1. Прочитайте текст.

(Читают)

Познавательные: извлечение  информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.

Коммуникативные: оформление  своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Регулятивные УУД -

Умение сохранять учебную задачу

Познаваельные УУД -

Умение пользоваться алгоритмом

Слайд 7

-Ребята, давайте, проведём эксперимент.

! Приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама.

Сколько раз струя тёплого воздуха коснулось ладошки при произнесении  этого  слова.

-Сколько слогов в слове мама?

-Посчитайте, сколько гласных звуков в этом  слове?

-Постарайтесь сделать  вывод: какими способами можно определить количество слогов в слове?

-На с. 32 прочитайте рубрику «Обрати внимание!»

Слайд 8

- Теперь  прочитайте«Мудрого совёнка»?

-Что узнали?


Слайд 9

-Разделите слова на слоги.

-С чего я начну?

-Теперь назовите гласные буквы в слове машина.

-Сколько гласных?  А сколько слогов?

- Назовите первый слог? Второй? Третий?

(Разбираем каждое слово)

-Значит, какой вывод ?

Слайд 10

- Чтобы разделить слово на слоги нам нужно знать порядок работы или алгоритм.

Говорят «мама»

Два раза.

-В слове два слога

-В слове два гласных звука

Заслушиваются ответы детей

-1)Сколько раз   коснулась струя воздуха; 2)На сколько частей можно поделить  слово; 3)По количеству гласных

читают

-В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков

Слова. Ма-ши-на, класс, сли-ва, тра-ва, у-ли-ца.

-Читаю слово

-А, И, А

-3 гласных и 3 слога

-МА- ШИ-НА

        

Выполняют и проверяют по эталону

СЛИ-ВА, ТРА-ВА, У-ЛИ-ЦА

 Сколько в слове гласных букв, столько в нём слогов.

Читают алгоритм.

1.Прочитай слово.

2.Подчеркни гласные. Сколько гласных столько и слогов.

3. Проговори (или прохлопай) слоги, проведи чёрточки..

2 мин

Слайд 11

Физкультминутка

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

6 мин

 Слайд 12

1.-Выполните упр.2 с.32. (читают слова по цепочке и определяют количество слогов), Сравните слова по количеству слогов

-Прочитайте трехсложные слова

2. Запишите трёхсложные слова, разделите на слоги.

- Действуйте по алгоритму.

3. Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку.

Проверка чужой тетради очень ответственное задание, поэтому проверяйте простым карандашом.

Слайд 13

Работа с учебником(с.33, у.3)

-Рассмотрите картинки. Произнесите каждое слово- название предмета. Постарайтесь определить на слух одинаковое ли в них количество слогов.

-Назовите слог, который есть во всех словах

-Сравните слоги в слове баран

-Из каких  звуков они состоят?

Прочитайте рубрику «Обрати внимание»

-Какой звук обязательно должен быть в слове?

Слайд 14

Работа с учебником(с.33, у.3)

-Работа в парах

-Молодцы!

Лист, клён, ива, оса, тополь, липа, берёза, крапива.

-В первом столбике слова с 1 слогом, во втором и в третьем-2 слога, в четвертом- 3 слога

Берёза, крапива.

Проверка

Бе/рё/за,  кра/пи/ва

-Ба-боч-ка, ба-ра-бан, ба-ран, ба-нан

-3 слога, 3,2,2

Ба

-Ба-ран

-Из звонких,(есть 2 гласных)

-Гласный звук

-Выполняют

Регулятивные УУД -

Умение сохранять учебную задачу

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений от него

Умение работать в паре.

6. Самостоятельное применение новых знаний.3 мин

Слайд 15

-Тест «Как определить, сколько в слове слогов?»

1.Выбери верное утверждение.  

А)В слове столько слогов, сколько в нём согласных звуков.

Б)      В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2.Укажи слово, которое состоит из одного слога

А) дождь

Б) яма

3.Укажи слово, в котором большее количество слогов.

А) Медведь
Б)Собака

4.Укажи слово, в котором слоги состоят из одного гласного звука.

А)Глаза

Б) Ау

                         

Проверка знаний.

Умение делить на слоги.

Умение устанавливать аналогии.

Умение составлять слова.

Умение работать самостоятельно.

7. Рефлексия 3 мин

Ребята, мы с вами ответили на вопрос урока  «Как определить сколько в слове слогов?»

-Расскажите, как узнать , сколько в слове слогов?

-Постарайтесь закончить предложения. Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных….

-Мне стало известно, что слог- это

Мне было интересно выполнять задания….

Оцените свою работу

ͦ -  Могу определить количество слогов в слове без ошибок. (зеленый круг)

? – Есть некоторые ошибки (желтый круг)

! – Мне было трудно работать.(красный круг)

-Спасибо за работу. Урок окончен. Отдыхайте.

-Да

-Сколько гласных, столько и слогов.

-Столько и слогов

-Часть слова

Поднимают  кружок

Регулятивные УУД -

Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...