Наша речь. Виды речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

 

Создать условия для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь»

Задачи урока

- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения комму-никативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rech.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Наша речь. Виды речи.

№1

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Цель урока

Создать условия для актуализации знаний учащихся о речи и ее значении в жизни человека, ознакомления с содержанием понятия «хорошая речь»

Задачи урока

- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основу национального самосознания; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения комму-никативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных ситуациях

Организационная структура урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

2.Самоопределение к деятельности.

3.Работа по теме урока

-  Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли Л. Успенский СЛ. 1

-  Для чего нужно изучать русский язык?

- На уроках русского языка,  мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.Изучать русский язык нелегко, но очень интересно.  Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

- Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь? Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

- Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Упр. 2, с. 6

Подберите к рисунку нужную подпись.

Чистописание

Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык,  язычок, русский язык»  по образцу:

Я яя яг ял ям ся ня тя

язык, язычок, русский язык

(Работа над многозначностью слова язык)

- Говорят:  Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.

- Докажите, что это предложение.

- Сколько в нём слов?

- Запишите это предложение.  Какая мысль заключена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка  и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений,  в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.

- Словарная работа

Откройте в учебнике с. 6. Найдите упр. 1.
Прочитайте выразительно стихотворение.

– Прочитайте второе задание к упражнению. Что значит определить тему и главную мысль текста? Определите тему и главную мысль данного текста.

– Объясните значение выражения «звонок
собирает». Кого звонок собирает вместе? Объясните значение слова-приветствия «здравствуй» и словосочетаний «к знаниям дорога», «праздник сентября».

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Прочитайте про себя первое слово. Чем произношение слова отличается от его написания?

– Это орфограмма. Назовите ее.

– Слово «праздник» – словарное. Необходимо
запомнить написание непроизносимой согласной в корне слова. Произнесите слово орфографически.

– Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Выделите в слове корень, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить.

Слово «вместе» – словарное. Необходимо
запомнить написание
буквы е

–Дома заучите правильное написание слов наизусть.

Ответы детей

Формулируют тему урока.(виды речи)

Ставят цели на урок:

упражняться,   в чем? …..(в распознавании видов речи);

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

-обогащать,что? .. (словарный запас, развивать речь

Устная речь

речь, которую мы произносим и слышим

Письменная речь

речь, которую мы пишем и читаем

Внутренняя речь

речь, которую мы обдумываем

определяют настроение, тему (школа)и главную мысль стихотворения.

4.Объяснение нового материала.

УСТНАЯ  РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

-О каких знаках идёт речь? ~ (Буквы).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

-В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

-А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

-Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

-Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

-Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.                      

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
         И меня услышат вдруг. (Телефон) (Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка) (Письменная речь)

Физкультминутка

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

5.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

Упр. 3 (с.7)

- Прочитайте пословицы.

- Объясните их смысл.

- Какую речь вы бы назвали хорошей, как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

- Выполните письменное задание к упражнению.

6.Рефлексия

-Для чего же нужна речь?

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком».

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться  мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить,  развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

7.Подведение итогов урока.

Дополните предложения:

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

8.Домашнее задание

Упр.4 с.7 запомнить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Наша речь. Виды речи" 3 класс

Презентация по русскому языку "Наша речь.  Виды речи" 3 класс...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Наша речь. Виды речи.

формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь....

Наша речь. Виды речи.

формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь....

Наша речь. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

Цель: осмыслить цели и задачи изучения предмета  «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Составлять текст по рисунку (...