Диктанты и самодиктанты
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3 класс)

Олиферчик Анастасия Сергеевна

Учебный материал для работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty_i_samodiktanty_v_stihah.doc481.25 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

И САМОДИКТАНТЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Олиферчик Анастасия Сергеевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ» №4

                                                           «Грамотное письмо – не просто                            

                                                             движение пишущей руки, а            

                                                             особая речевая деятельность.  

                                                             Чем развитее ребёнок, чем            

                                                             богаче его словарь и  

                                                             синтаксис, чем правильнее

                                                             его  произношение, тем легче  

                                                             даётся ему  правописание».

                                                                                Н.С. Рождественский

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

      Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Диктант (от лат. dicto — диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.

         Различают диктанты обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.

          Наиболее распространённые виды обучающих диктантов — выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом — учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При так называемом самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся.

         Как тексты диктантов чаще всего используются отрывки из художественных произведений.

          В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).

        В качестве диктантов в данном сборнике предложены отрывки из стихотворных произведений разных авторов, а также загадки в стихотворной форме. Регулярное использование подобного материала на уроках русского языка в начальных классах будет не только способствовать формированию орфографической зоркости, но и послужит развитию интереса к предмету, поможет создать положительные эмоции, доброжелательную атмосферу и благоприятный психологический климат.

          

Содержание

Вступление ………………………………………………………………………...2

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова...........................5

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова ……………9

Разделительный мягкий знак  перед гласными е, ё, и, ю, я ……………………….12

Большая буква в именах существительных ……………………………………….15

Сочетание гласных с шипящими ………………………………………………….17

Звонкие и глухие согласные на конце слова ………………………………………22

Звонкие и глухие согласные в середине слова …………………………………….27

Двойные согласные ………………………………………………………………...31

Непроизносимые согласные ……………………………………………………….34

Проверяемые безударные гласные …………………………………………………37

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Самодиктанты

1.        Апрель, апрель!

На дворе звенит ...    (капель).

2.        Марки буду собирать

И наклеивать в ...      (тетрадь).

  1. Я в любую непогоду

   Уважаю очень воду.

   И от грязи берегусь,

   Чистоплотный, серый ...(гусь).

  1. Открываем календарь –

    Начинается ...    (январь).

  1. Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал.

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь - лесной ...    (медведь).

6.        Солнце греет целый день.

От жары я прячусь в ...    (тень).

7.        Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,

Но это не кошка, смотри, берегись.

Идёт на охоту коварная ...    (рысь).

8.        Яростно река ревёт
И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? ...  (Апрель).

9.        Ты не бойся - это гусь,
Я сама его ...    
(боюсь).

10.        У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,

Я - приветливая ...(дверь).

  1. По ночам во мне Ванятка

    До того задремлет сладко,

    Что не хочется вставать.

     Что за штука я? ... (Кровать).

  1. Стройный, быстрый,

      Рога ветвисты,

      Пасётся весь день.

      Кто же это? ...      (Олень).

  1. Если всё ты будешь знать,

То получишь в школе ...  (пять).

14.        Лесники её котят
Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: "Кошка, брысь",

Потому что это ...   (рысь).

  1.  Чтоб тебя я повёз,

      Мне не нужен овёс.

      Накорми меня бензином,

         На копытца дай резины,

         И тогда, поднявши пыль,

         Побежит ...   (автомобиль).

  1. В яме спит зимою длинной,

        Но чуть солнце станет греть,

        В путь за мёдом и малиной

        Отправляется ...    (медведь).

  1. Сонный мишка лёг в кровать

        Только слон не хочет ...  (спать).

Выборочные диктанты

1.        Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

(В. Линькова)

2.        Ель в дупле скрывает что-то,
Есть там домик для енота.

(Б. Тимофеев)

3.        Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет
спать.

(А. Барто)

4.        Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.

(А. Барто)

5.        В семь часов он начал дело,
В
десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

(С. Маршак)

6.        Жил да был на свете хорь.
На него напала
хворь.
Простудился бедный
зверь.
Не закрывши в норку
дверь.

(Ф. Кривин)

7.        Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам
рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно
пять.

(С. Михалков)

8.        В холод, в дождик и в метель
Он идёт из школы.

Как у взрослого, портфель.

У него тяжёлый.

(А. Барто)


9. Рукавицам спать пора.

    Пусть посохнут до утра.

(Н. Полякова)

10.        Мышка - мать сказала мышке:
-Нет полезней умной книжки.

                           (М. Полонская)

11.        Вдруг - дождь! Да какой!
Стала просека рекой!

(А. Барто)

12.        Мы раскрыли окна,
Распахнули
дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришёл
апрель.

(К. Быкова)


Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова.

Самодиктанты

  1. Если мальчик люби труд,

   Тычет в книжку пальчик,

    Про такого пишут тут:    

    Он хороший...  (мальчик).

  1. Пришли морозные деньки.

    Нужны нам лыжи и ...  (коньки).

  1. Зимою каждому зато

   Нужно тёплое ...   (пальто).

  1. Мчусь, как пуля, я вперёд,

    Лишь поскрипывает лёд,

   Да мелькают огоньки!

Кто несёт меня? ...    (Коньки).

5.        Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,

Вот и весь я -...  (осьминог).

6.        Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша ...    (львица).


Выборочные диктанты

1.        Весна, весна на улице
Весенние
деньки.

(А. Барто)

2.        Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает
льва и львицу.
Ужас как мышей боится!

(В. Берестов)

3.        Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И
сильны.

(Е. Благинина)

4.        Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на
бульвар.
Нам купили синий - синий
Презелёный красный шар.

(С. Михалков)

5.        Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать.

(А. Кондратьев)

6.        Осторожно по льду
На коньках я иду...

(Л. Зубкова)

7.        Мальчик взял её рукой -
Нет снежинки никакой.
А на рукавице
Капелька водицы.

(Н. Полякова)


8.        Письмо
Само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

(С. Маршак)

9.        Но у мамы есть привычка
Отвечать совсем не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про
пальто.

(А. Барто)

10. Просыпаешься в грозу -Дождик булькает в тазу.    

                                (А. Барто)


Разделительный мягкий  знак перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

Самодиктанты

  1. Мама, папа, брат и я –

        Это дружная ...   (семья).

  1. Что мне холода бояться!

        Я привыкла закаляться.

        Кран доволен, кран смеётся –

        На меня водичка ...    (льётся).

  1. У бабушки нашей хватает забот:

Для внучки Наташи и вяжет и ...  (шьёт).

  1. Ах, какое объеденье -Земляничное ...   (варенье).

  1. А ну-ка, веселее

Ударим молотком, Покрепче, посильнее

Мы гвоздики ...   (забьём).

  1. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая

И ручьями слёзы ...(льёт).

7.        На скамейке у ворот
Лена горько слёзы ...  
(льёт).


Выборочные диктанты

1.        Видна в проталинах земля.
Вокруг
ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных
воробьев
Ворону гонит из кустов...

(В. Викторов)

2.        Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают
поздравленья.
Хоть у них не день
рожденья.

(В. Нестеренко)

3.                   Напёрсток.


Наши братья шили платье.
Был царём один из
братьев.
Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

(Г. Виеру)

4.        Приходите к нам, друзья!
Эту ёлку выбрал я.

(С. Михалков)

5.        Воробьи вокруг скакали,
Видно корм себе искали.

(О. Высотская)

6.        Листопад.
Листопад.
Листья жёлтые
Летят ...

(В. Мирович)

7.        Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили.
Встречая холода.

(Г. Ладонщиков)


8.        Муравьи свой город строят
Только к югу от сосны.

(Б. Раевский)

9.        Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте её!

Кто ставит на пятку заплатку? Кто чинит и гладит бельё?

(Е. Благинина)

10.        Видит вьюга чудо это:
Солнце, вербу и скворца,
Вьюга хмурится от света,
Вьюга тает у крыльца.

(Л. Зубкова)

11.        Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля ...

В море солнечного света Погружается земля.

(А. Алексин)


Большая буква в именах существительных.

Выборочные диктанты

1.        Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

(Е. Благинина)

2.        Шлют тебе большой привет
Ваня, Лиза, Рая ...

(Е. Благинина)

3.        Самодельный самокат
Мчит
по улице Садовой
Мимо взрослых и ребят.

(Г. Демыкина)

4.        День был весенний,
Солнечный,
Ясный,

Мчались машины

По площади Красной.

(С. Михалков)

5.        Шумная, весёлая,
Весенняя
Москва.
Ещё не запылённая,
Зелёная листва.

(А. Барто)

6.        На свете есть котята
Касьянка
, Том и Плут.
И есть у них хозяйка
(Не помню, как зовут).

(И. Токмакова)


7.        Жил-был в Тёплом переулке
Второклассник Пава Булкин.

(Е. Тараховская)

8.        Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт.

(А. Барто)

9.        На лестнице нашей
Детишек не счесть:
Есть
Миша, и Саша,
И
Машенька есть.

(3. Александрова)

10.        Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.

(И. Демьянов)

11.        Поплывёт по Каме,
По Волге поплывёт,
Украшенный флажками,
Зелёный пароход.

(А. Барто)

12.        Андрюша летом был в Крыму.
Он рассказал на сборе,

Как весело ему

 Купаться в Чёрном море.    

                            (А. Барто)

13.        Щенок соседский так подрос.
Его зовут
Малюткой,

Но он теперь огромный пёс,

С трудом влезает в будку.

                              (А. Барто)

14.        Сидит на парте справа
Петрова у окна,

За ней Смирнова Клава И Шура Фомина.

(А. Барто)

15.        Новый год! Новый год!
Над
Москвой метель метёт.

(Е. Благинина)


Сочетания гласных с шипящими. Самодиктанты

1.        У Серёжи неудача -

Не решается ...    (задача).

2.        Два берёзовых коня
По лыжне везут меня.
Кони эти рыжи -

А зовут их ...     (лыжи).

  1. Я принёс карандаши –

        Пусть рисуют ...   (малыши).

  1. Кот живёт у нас на крыше,

        А в чулане живут ...(мыши).

  1. Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ...    (чай).

6.        Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ...    (машина).

  1. Опасней всех в реке она. Хитра, прожорлива, сильна, Притом такая злюка! Конечно, это ...      (щука).

  1. Воробей взлетел повыше:

        Видно всё с высокой ...      (крыши).

  1. "Добрый вечер!" - так встречаю Всех, домой спешащих к ...     (чаю).

10.        Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо ...
Жили-были серый ёж

И его ...    (ежиха).


  1. Всей семьёй идут гулять

        Ночью вдоль дорожек

        Ёж - отец, ежиха - мать

        И ребёнок ...         (ёжик).

  1. Лежебока рыжий кот

        Отлежал себе ...    (живот).

  1. Вяжет мама длинный шарф,

         Потому что сын ...   (жираф).

  1. А петух с колючим ёжиком

        Режут сало острым ...   (ножиком).

  1. Я антоним шума, стука,

        Без меня вам ночью мука.

        Я для отдыха, для сна,

        Называюсь ...      (тишина).

  1. У них усы не для красы –

        Они показывают время

        И называются ...     (часы).

  1. Заяц волка замещает,

        Всех косых не ...     (замечает).

  1. Слышит мишка краем уха,

         Как жужжит над ухом муха.

        Мишка лапой муху хвать!

        Мухи слыхом не слыхать!

        Но понять не может мишка,

         Отчего над ухом ...      (шишка).

  1. Если мы растём на ели,

        Мы на месте, мы при деле.

        А на лбах у ребятишек  

        Никому не нужно ...     (шишек).

  1. По полям бегут ручьи,

        На дорогах ...        (лужи).


Выборочные диктанты

1.        Верблюд решил, что он жираф
И ходит голову задрав.

(Б.Заходер)

2.        Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой
крыши.

(Б. Тимофеев)

3.        Грач качался в гамаке,
Гуси - в волнах на реке.
Мимо голуби летели

И на веточку присели, Веточка качается -Неплохо получается.

(А. Пудваль)

4.        Вот гуси с выводком гусят
Галдят,
шипят как змеи.

(С. Маршак)

5.        Живут в еловой чаше волки.
Растут в еловой
чаще ёлки.

(Г. Копылов)

6.        Что растёт на ёлке?
Шишки да иголки.

(С. Маршак)

  1. Ёжик - ёжик, чудачок.

        Сшил колючий пиджачок.

  1. Ёж с ёжиком и ежихой Собирают ежевику.

(Е. Сирота)

9.        Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.

Она ужалила в живот. Ужу ужасно больно, Вот.

(Р. Муха)


10.        Зайка, заинька - дружок!
Посиди со мной
часок.
-Ни минуты не могу -

В гости к ёжику бегу.

Он вчера меня встречал.

Есть морошку приглашал.

                        (Ф. Бобылёв)

11.        На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За
чаем.

Что - то долго Мы хозяйку Ожидаем.

(Г. Сапгир)

12.        Щенок такой тщедушный был!
Его я
щами всё кормил,

От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал.

( Е. Благинина)

13.        Ухвачу - ка!
Проглочу - ка!
Щёлкает зубами щука.

(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

14.        В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.

(С. Маршак)

15.        Еле дышат, еле живы

В пятитонке пассажиры. Всех машина укачала.

А потом вдруг замолчала.

                         (Л. Зубкова)

16.        Качают кедры ветками,

Чуть слышен хвойный плеск ... (Л. Зубкова)


17.        Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек.

-Приходите все на чай! Сколько чаек? Отвечай.

(И. Демьянов)

18.        Щуря глаз

И хмуря брови,

 Поворчав себе в усы, Часовщик Иван Петрович Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

19 Мы по лестнице бежим. Мы считаем этажи.

(С. Михалков)

20.        Щука в озере жила.
Червячка с крючка сняла.

(В. Мусатов)


Звонкие и глухие согласные

 на конце слова.

Самодиктанты

  1. Светофор мигнул и - раз!

         Вдруг открыл зелёный ...   (глаз).

  1. Замечательный на вкус

        Алый, сахарный ...      (арбуз).

  1. Береги нос

В сильный ...     (мороз).

4.        Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский ...   (сад).

5.        Всякий молод

В зимний ...    (холод).

  1. Пришёл домой художник наш,

        Он взял тетрадь и ...    (карандаш).

  1. Нору день и ночь копаю,

        Вовсе солнышка не знаю.

        Кто найдёт мой длинный ход,

        Сразу скажет - это ...    (крот).

  1. То я в клетку, то в линейку.

        Написать по ним сумей-ка!

        Можешь и нарисовать.

        Что такое я? ...   (Тетрадь).

  1. Солнце жарче припечёт,

С неба дождь на нас польёт.

Зацветёт, зазеленеет

Наш весёлый ...   (огород).


  1. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый ...  (василёк).

  1. День рожденья у меня -Подарили мне коня. Замечательный какой!

        Голубой - преголубой.

        Ездить нужно осторожно,

         За рога держаться можно.

Жаль вот только - гривы нет ... Что за конь? ...    (Велосипед).

  1. Весна готовит свой парад –

        Весь мир весне весёлой ...   (рад).

  1. Ёжик вырос в десять раз, Получился ...    (дикобраз).

  1. Шубка - иголки, Свернётся он - колкий, Рукой не возьмёшь.

         Кто это? ...    (Ёж).

  1. Колюч, да не ёж.

         Кто же это? ...   (Ёрш).

  1. Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный ... (грыз).

  1. Вова Маркин очень рад:

У него есть младший ...  (брат).

  1. Испугался кот собак,

        Задом пятится, как ...    (рак).

  1. Мы с друзьями каждый год Отправляемся в ...  (поход).

  1. Не боимся мы угроз,

И не страшен нам ...   (мороз).


  1. Он верен морю, как матрос. Предвестник бури ...   (альбатрос).

  1. Заставил плакать всё вокруг,

         Хоть он и не драчун, а ...   (лук).

  1. Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде построились грядки. Словно живая ограда вокруг –

Пики зелёные выставил ...    (лук).

  1. Кто один имеет рог? Отгадайте! ... (носорог).
  2. Я взял муку и взял творог,

        Испёк рассыпчатый ...   (пирог).

  1. Чтобы было где писать,

В школе нам нужна ...   (тетрадь).

27.-Что такое Телескоп? -Тигр спросил,

 Наморщив ...    (лоб).

  1. Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг Электрический ...   (утюг).


Выборочные диктанты

1.        Аист ест большой арбуз -
С виду алый,

А на вкус?

Он и сам не разберёт:

То ли сахар, то ли мёд.

(Г. Сапгир)

2.        Белка очень весела:
Белый
гриб она нашла!

(Б. Тимофеев)

З.-Это жёлудь! Ты не прав. -Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук. -Говорит жирафу жук.

(Г. Сапгир)

4.        Лев комарика ловил,
Лапой
лоб себе разбил!

(Б. Тимофеев)

5.        Март месяц, а метель, мороз ...
Купили маме мы
мимоз.
Умники!

(Е. Благинина)

6.        Удивительный народ -
Птица с именем
удод.

(А. Пудваль)

  1. Заглянув на разворот.

        Умный Уж прочёл - Удод.

  1. На парад Идёт отряд. Барабанщик Очень рад.

(А. Барто)


9.        Снег расстроился до слёз:
Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова)

10.        Флот плывёт к большой земле;
Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак)

11.        Мёд медведь в лесу нашёл -
Мало мёду много пчёл.

(С. Маршак)

12.        Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и
лёд
Во дворе лопатой.

(М. Познанская)


Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Самодиктанты

  1. Эти цифры по порядку

        Запиши в свою ...    (тетрадку).

  1. Девчонки и мальчишки,

        Не рвите свои ...     (книжки).

  1. К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по ...    (дорожке).

  1. Вышли дети по порядку,

        Стали дружно на ...       (зарядку).

  1. Будь то суп или картошка,

         Всем нужна к обеду ...    (ложка).

  1. Не видна из грядки, Играет с нами в прятки. И никто бы не нашёл,

Да гляди - торчит хохол! Потяните крепко, Вытащится ...     (репка).

  1. Я возьму свою лопатку

И пойду вскопаю ...   (грядку).

8.        Аист азбуку учил
И пятёрку получил.

И сегодня без подсказки

Сам себе читает ...     (сказки).

9.        Она весну встречает -
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.

А платьице - в полоску.

Ты узнаёшь ...   (берёзку)?


10.        Были бы у ёлочки
Ножки,

Побежала бы она По ...    (дорожке).

  1. Просыпаюсь утром рано

        Вместе с солнышком румяным,

        Заправляю сам кроватку,

        Быстро делаю ...    (зарядку).

  1. Буду мастером таким,

        Как наш дядя Евдоким:

         Делать стулья и столы,

        Красить двери и полы.

        А пока сестре Танюшке

        Сам я делаю ...       (игрушки).

  1. Кругла, рассыпчата, бела,

         На стол она с полей пришла.

        Ты посоли её немножко.

Ведь правда вкусная ...   (картошка)?

  1. Целый год поёт щегол

        В клетке на окошке.

        Третий год ему пошёл,

        А он боится ...     (кошки).

  1. И от ветра и от зноя

        От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? ...     (Палатка).

16.        Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

 Собирай, не мешкай,

Это ...     (сыроежки).

  1. Быть должны всегда в порядке

        Твои школьные ...    (тетрадки).


Выборочные диктанты

1.        Аист азбуку учил
И пятёрку получил.

И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки.

(А. Пудваль)

2.        Гусь купил себе гармошку.
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По гусиному шипела.

(Г. Виеру)

3.        Нам ни к чему такие

шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно это -

Носорог.

(Г. Сапгир)

4.        Эй, не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, не
киска.

(В. Маяковский)

5.        Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

6.        Матросская шапка.
Верёвка
 в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.

(А. Барто)

7.        Маша смотрит - всё в порядке:
Напились цветы на грядке.

(А.Барто)

8.        Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя
кроватка.
Спи, дочурка, сладко.

(П. Воронько)

9.        Берёзку в роще

узнаешь просто -Бела, как снег её берёста.

(Д. Смирнов)


Двойные согласные. 

Самодиктанты

1.        Сегодня Таня в первый раз

Идёт с букетом в первый ...   (класс).

  1. Тишины мы ждём от вас. Начинаем свой ...   (рассказ).

  1. Хватит мне работы

До следующей ...    (субботы).

  1. Все вещи, как надо,

        В багаж уложил,

Билет лишь оставил

Смешной ...     (пассажир).

  1. Каждый вечер вместе с мамой Смотрим новую ...  (программу).

  1. От цветов струится Лёгкий аромат,

А над ними пчёлы

 Весело ...  (жужжат).

  1. Нужен опыт и старание

        Чтоб измерить ...   (расстояние).

  1. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное Р содержит он

И называется ...     (перрон).

9.        На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется ...  
(экспресс).


10.        Он по виду брат баяну.
Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком ...   (аккордеон).

  1. Во мне два К, не забывайте.

        Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом ...    (аккуратный).

  1. Загадка эта нелегка:

        Пишусь всегда через два К..

         И мяч, и шайбу клюшкой бей,

         А называюсь я ...    (хоккей).

  1. В конце двойное Л  пиши,

        А как зовут меня - реши:

Без мастера гранёным стал

 Блестящий, правильный ...(кристалл).


Выборочные диктанты

1.        Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт
аллея до ворот,

А у ворот автобус ждёт ...

(С. Маршак).

2.        Едет клоун по шоссе
На блестящем колесе.

(В. Берестов)

3.        Заяц зайцу говорит:
-Мне бы волчий
аппетит!
аппетите мало толку,

Мне бы зубы как у волка.

(В. Викторов)

4.        Весит слон
Триста
тонн:
Тонна - ушка,
Тонна - ножка,
Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

5.        В карман я компас положил, -
Он незаметный
пассажир.

(Л. Зубкова)

6.        Анна - наша_звеньевая, -
Деловая, боевая.

(Л. Квитко)

7.        На аллее главной,

На самом перекрёстке, Ещё не облетели Осенние берёзки.

(А. Барто)

8.        Брату всё разрешено -
Он в четвёртом
классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в
кассе.

(А. Барто)


Непроизносимые согласные. 

Самодиктанты

1.        То дождь проливной,
То буря ужасная.

Всем надоела погода ...   (ненастная).

  1. Возит этот груз чудесный

        Машинист, нам всем ...    (известный).

  1. Утром к нам в оконце Заглянуло ...     (солнце).

  1. От дождей верхушками поник

И шуршит у берега ...     (тростник).

  1. Для зайчишки самый вкусный,

        Самый сочный лист ...     (капустный).

  1. Среди поля голубого –

        Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тут ходит, Землю матушку обходит,

        Светит весело в оконце.

        Ну, конечно, это ...    (солнце).


Выборочные диктанты

1.        Мороз и солнце, день чудесный!

(А. Пушкин)

2.        Ёлка наряжается.
Праздник приближается.

(Я. Аким)

3.        У косули маленькие рожки
И большие
грустные глаза.

(Т. Белозёров)

4.        Под навесом прячутся
Грустные грачи.

(Г. Ладонщиков)

5.        Котята за капустой ходили в огород.

Там у капустных грядок им повстречался крот.

                                             (И. Токмакова)

6.        Пусть будет солнце ясным
И речка голубой!

А Родина - прекрасной И вечно молодой.

(Э. Куклина)

7.        Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.

(Н. Некрасов)

8.        Ненастная погодка!
Метёт по всей земле,
Предсказывала сводка
Метели в феврале.

(А. Барто)

9.        Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.

(Н. Полякова)


10.        Ну, как улов,
Сергей Орлов,
Известный рыболов?

(В. Лифшиц)

11.        Особа всем известная.
Она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную -
Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона Ворона.

(В Степанов)

12.        Грустный клоун -
Бегемот

Грустным голосом Поёт

Песню грустную -

Прегрустную:

-Я люблю лягушку

Вкусную.

(Г. Сапгир)

13.        Жеребёнок видит ясно:
Жёлтый свет! Идти
опасно.

(Б. Тимофеев)


Проверяемые безударные гласные.

Самодиктанты

1.        Бабушка идёт с пруда,

В вёдрах плещется ...    (вода).

  1. В январе, в январе

        Много снегу на ...    (дворе).

  1. Папа Костика и Розы Машинист на паровозе.

        Он в большие города

        Быстро водит ...    (поезда).

  1. Все жужжит она, жужжит –

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла:

Мёд готовит нам ...     (пчела).

  1. Иногда из ручейка Растекается ...    (река).

  1. Наша Машенька давно

На ребят глядит в ...    (окно).

7.        Грызть дрова - простое дело:
Я опилочек поела,

Сок древесный попила! А зовут меня ...   (пила).

8.        Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без ...    (воды).

9.        Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это ...    
(ворона).


10.        На вербе с треском рвутся почки.
На речке лёд трещит в ночи.

И гнёзда вьют без проволочки

На ветках первые ...   (грачи).

  1. Поглядите, поглядите –

        Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить –

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождём,

Отгадаешь под ...   (дождём).

  1. Маленькой ёлочке

        Холодно зимой.

         Из лесу ёлочку

        Взяли мы ...     (домой).

  1. Всех зверей она хитрей,

        Шуба рыжая на ней,

        Пышный хвост её краса,

        Это рыжая ...      (лиса).

  1. Нам в хозяйстве помогает

        И охотно заселяет

        Деревянный свой дворец

Наш пернатый друг ...    (скворец).

  1. Крыша в шапке меховой,

        Белый дом над головой.

        Двор в снегу. Белы дома.

        Ночью к нам пришла ...     (зима).

  1. В коридоре топот ног,

Кто зовёт всех в класс ...    (звонок).

17.        Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто ж это? ...    
(Лиса).


  1. То погаснет, то зажжётся

        Ночью в роще огонёк.

        Угадай, как он зовётся?

        Золотистый ...    (светлячок).

  1. Угадайте, что за птица:

        Света яркого боится,

        Клюв крючком,

        Глаза пятачком,

        Ушастая голова.

Это ...       (сова).

20.        Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? ...    
(Ученик).

Выборочные диктанты

1.        На лугах мертва трава.
Замолчал кузнечик.
Заготовлены
дрова
На зиму для печек.

(С. Маршак)

2.        В полдень заморозило,
Вновь
зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

(А. Барто)

3.        Вот эта тропинка
Приводит к реке.

-А где же река?

-А река вдалеке.

(А. Кондратьев)

4.        Сосна стройна, а дуб могучий,
Ветвями достаёт до тучи.

(Д. Смирнов)

5.        В небе гром, гроза.
Закрывай
глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит.

В небе радуга стоит.

(С. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические самодиктанты

Математические самодиктанты...

Математический самодиктант

Работая над самодиктантами, дети лучше усваивают счет с переходом через десяток.......

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Выборочные и самодиктанты по русскому языку.

Диктанты  и самодиктанты для формирования орфографической зоркости в начальных классах....