Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мандалак Ирина Леонидовна

Конспект урока  русского языка по теме " Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания" и презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока121.37 КБ
Файл презентация к уроку2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Людиново Калужской области

Конспект урока по русскому языку по теме:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Учитель начальных классов,

Мандалак Ирина Леонидовна

Людиново, 2014

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Цель: совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных.

Задачи: 

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3. Воспитывать любовь к русскому языку, эстетическое восприятие природы.

Учебно –методическое обеспечение: карточки с заданиями, презентация к уроку.

Материальное обеспечение:  изображение Весны, компьютер, mp 3 записи, мультимедиапроектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.Чистописание.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного.

5. Итог урока.

Рефлексия.

6. Домашнее задание

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

(Звучит музыкальная композиция «Весна» Антонио Вивальди.)

Учитель: Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает?

Дети: Весну. (Слайд 2)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы правы, это весна. Венецианский композитор Антонио Вивальди написал эту музыкальную композицию и назвал «Весна». И сегодня красавица Весна приглашает вас на весенний урок! Создадим весеннее настроение, улыбнёмся друг другу!

1    1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

На доске

 Учитель: На доске вы видите элемент «весенний ручеёк». Он бежит, звенит, переливается. Пропишите.

А это плывут по небу весенние облака.

На доске

        ая               яя          ий             ый           ой             ое           ее             ые           ие

Учитель: Прочитайте эту строку. Что вы заметили?  

Дети: Это окончания имён прилагательных.

Учитель: На какие группы можно разбить данные окончания?

Дети: ая-, яя- -  окончания имен прилагательных женского рода;

            ой-, ый-, ий- - окончания имен прилагательных мужского рода;

             ое-, ее- - окончания имён прилагательных среднего рода;

             ые-, ие- - окончания имён прилагательных множественного числа.

Учитель: Обратите внимание на нижнее и верхнее соединения букв. Спишите.

1  3  3  

Учитель: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Дети: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

 (Слайд 3)

Учитель: Кто сможет определить цель нашего урока?

Дети: Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного. (Слайд 3)

Учитель: Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Дети: Необходимо составить план действий на уроке.

 Учитель: Составим план урока.

Дети называют  свои варианты плана действий на уроке. На экране появляется план.               ( Слайд 4)

План урока

1.Вспомнить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

2.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных.

3.Подвести итог урока.

1 2 3 4 1 2 3

Учитель: Первый этап. Вспомнить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Работать будете в парах.

Возьмите карточку №1. Прочитайте задание. Какова цель данной работы?

Дети: Мы должны восстановить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Карточка № 1

   Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

       Написать соответствующее окончание в прилагательном.

        Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

        Выделить окончание в слове-вопросе.

        Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

Работа проверяется. На экране появляется алгоритм. (Слайд 5) Дети проговаривают хором:              

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

3. Выделить окончание в слове-вопросе.

4. Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Учитель: Второй этап. Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных. На этом этапе мы будем выполнять тренировочные упражнения, проверять, оценивать свою работу, а отметки вы будете заносить в листы самооценки.

                                         Лист самооценки             ФИ______________________________

Вид работы

Критерии

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает учитель

Карточка № 2

Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами.

Умение писать слова с орфограммой – буквой безударного гласного в окончаниях имен прил.

Нет ошибок

5

1 – 2 ошибки

 4

3 - 4 ошибки

 3

>4 ошибок

 2

Карточка № 3

Вставьте окончания в имена прилагательные. Обозначьте орфограмму.

Умение писать слова с орфограммой – буквой безударного гласного в окончаниях имен прил., определять род и падеж, обозначать орфограмму.

Нет ошибок

5

1 - 2 ошибки

 4

3 – 5 ошибок

 3

>4 ошибок

 2

Диктант

Умение писать слова с орфограммой – буквой безударного гласного в окончаниях имен прил.

Нет ошибок

5

1 - 2 ошибки

 4

3 - 4 ошибки

 3

>4 ошибок

 2

15 баллов – отметка «5»                                       ИТОГО

11 – 14 баллов – отметка «4»

8 – 10 баллов – отметка «3»          

Меньше 8 баллов – отметка «2»                                                        

Учитель: Весна приготовила для вас интересные задания.

1 задание. Найдите карточку № 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом задании?

Дети: Записать данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделить орфограммы в окончаниях.

Дети работают самостоятельно, два ученика выполняют это задание с обратной стороны доски. Проверка - коллективная.

Карточка № 2

Запишите данные словосочетания в указанных формах с предлогами. Выделите орфограммы в окончаниях.

I вариант: звонкий ручей.

Р.п., ед.ч.

Д.п., ед.ч.

Т.п., ед.ч.

II вариант: ранняя весна.

Р.п., ед.ч.

Д.п., ед.ч.

П.п., ед.ч.

Учитель: Проверим  …. , все ли у вас получилось?                                                                                  Дети проверяют  и высказывают своё мнение.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Учитель: Проверьте свои работы, отметку за задание внесите в лист самооценки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Возьмите карточку № 3. Прочитайте задание. Чему будем учиться при выполнении данного задания?

Дети: Будем учиться правильно писать окончания имён прилагательных, обозначать орфограмму.

Карточка № 3

Вставьте окончания в имена прилагательные. Определите число, род и падеж обеих частей речи. Обозначьте орфограмму.

В свеж____   воздухе (    ч.,    р.,    п.), с  син____ неба (    ч.,    р.,    п.),                                                          в соседн____ рощу (    ч.,    р.,    п.),  к морск____ берегу (    ч.,    р.,    п.),                               чудесн____ запахом (    ч.,    р.,    п.),   у дальн____ озера (    ч.,    р.,    п.),                  лёгк____облаками(    ч.,    р.,    п.),   в глубок___   овраге(    ч.,    р.,    п.).

Дети работают самостоятельно.

Учитель: Проверим выполненное задание.

Проверка выполненной работы. Два ученика отвечают с места, остальные проверяют и высказывают своё мнение.

 Учитель: Отметку за задание внесите в лист самооценки.

Учитель: Следующее задание. Запишем предложения под диктовку.

 Чудесная весна пришла в наш маленький городок. В голубом небе засветило яркое  солнышко. На тёплой земле показалась зелёный) травка.

Дети работают самостоятельно. Проверка коллективная по образцу.

( слайд  ) 

Учитель: А какие ещё орфограммы вы заметили в тексте? Оцените свою работу, отметку за задание внесите в лист самооценки.

2 4 3 1 3

Оцените свою работу за урок. Посчитайте количество баллов. Поставьте себе оценку согласно таблице. Вложите таблицу в тетрадь и сдайте тетради. Потом я выставлю вам свою оценку.

- Мы подошли к последнему этапу нашего урока – подведению итога.

– Вспомните тему урока. Какую цель мы ставили.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 (слайд 8)

 сегодня   я   учился (училась)…

 я   выполнял(а) задания…

теперь я   могу…

  у   меня   получилось …

было интересно…

было   трудно…

Учитель:

(слайд 9)

Обязательное задание для всех: с. 59 упр. 3.  Написать словосочетания в указанных грамматических формах.

Творческое задание: Выписать из любого стихотворения 3 словосочетания прилагательное + существительное о весне и обозначить их грамматические признаки.

Учитель: Весна пришла в наш маленький городок и дарит всем нам солнце, улыбки, весёлое настроение.  Подарите Весне своё настроение после нашего весеннего урока. Если понравился урок, был полезен, интересен для вас – солнышки, если были трудности – тучки.

C:\Users\Елена\Downloads\Solnishno.png 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Тема : Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания Русский язык, 4 класс «Школа 2100» презентацию подготовила Мандалак И.Л . учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 г. Людиново

Слайд 3

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных Цель урока: развивать умение писать орфограмму- букву в безударных окончаниях имён прилагательных .

Слайд 4

План урока 1.Вспомнить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. 2.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных. 3.Подвести итог урока.

Слайд 5

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных 1 . Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному. 3. Выделить окончание в слове-вопросе. 4. Написать соответствующее окончание в прилагательном.

Слайд 6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 7

Чудесная весна пришла в наш маленький городок. В голубом небе засветило яркое солнышко. На тёплой земле показалась зелёная травка.

Слайд 8

Итог урока сегодня я учился (училась)… я выполнял (а) задания… теперь я могу… у меня получилось … было интересно… было трудно…

Слайд 9

Домашнее задание с. 59 упр. 3 Творческое задание: Выписать из любого стихотворения 3 словосочетания прилагательное + существительное о весне и обозначить их грамматические признаки (число, род, падеж)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание и...

Открытый урок " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных"

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Правописание падежных окончаний имён прилагательных" Школа России...

Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."

Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение,      орфографическую зоркость.           2. Разв...

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...