Внеурочное занятие по русскому языку «В гости к алфавиту», 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Михайлова Елизавета Владимировна

Конспект внеурочного занятия "В гости к алфавиту" разработан для 1 класса.
Цель занятия: ознакомить с алфавитом и его ролью в жизни людей, формировать использование алфавита на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку,
в 1 «Г» классе школы №40

учителя начальных классов

Михайловой Елизаветы Владимировны

г. Оренбург, 2021 г.

Предмет: Русский язык

Класс: 1 «Г»

Тема занятия:  «В гости к алфавиту»

Цель: Ознакомить с алфавитом и его ролью в жизни людей, формировать использование алфавита на практике.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование положительного отношение к занятиям творчеством;

-формирование личного, эмоционального отношения к себе и к окружающему миру;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-ставить цель;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-проводить рефлексию своей деятельности;

Познавательные УУД:

-строить высказываний в устной форме;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-строить рассуждения;

-осуществлять поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД:

- формулировать вопрос

-участвовать в диалоге на уроке, высказывать собственное мнение;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Предметные:

-расширить знания об алфавите

-совершенствовать орфографию и графические навыки письма

Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, словарь, рисунок

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивационно-целевой этап

II.Проектировочный этап


III.Проектировочный этап

IV.Рефлексивно-оценочный

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Владимировна. Давайте подарим свою улыбку соседу по парте и настроимся на работу.

-Ребята, как вы думаете, что необходимо знать, для того, чтобы научиться читать и писать? (Буквы)

-Верно, буквы. А что такое буква? (Буква – это знак, обозначающий звук).

-Все буквы живут в одном месте – алфавите.

-Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке).

- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв).

- Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21 буква).
- Сколько букв, не обозначающих звуков? (2 буквы).
Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И мы к пришли
в гости к алфавиту.

-Сегодня мы узнаем об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей.

-Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.

Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше - 43, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.

Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от повторяющих друг друга букв. И поэтому в нашем алфавите стало 33 буквы.

- Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?

(Потому что на планете живут много разных национальностей с разными языками)

-Да, действительно. Большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.

- Давайте вспомним, что же такое алфавит? (Буквы стоят в строгом порядке, каждая на своем месте).

- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок,  в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.

-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. 

Работа по карточкам.

Расположите слова в алфавитном порядке. Составь 2 предложения (устно).

Слова: Акула, белуга, вода, дельфин, краб, лебедь, медуза, сазан.

-Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учителя берут журнал, чтобы поставить оценку ученику. Учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Работа по карточкам в парах.

- Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Представьте себе, что вы в библиотеке. Вам нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

- Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)

- Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию отыщем первой? (Житков Б.) Продолжаем.

- Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей.

(Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)

Проверка с доски.

- Скажите, а для чего нужны книги? (Читать - много знать, новое, интересное.)

Работа по карточкам

- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.

Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.

Ответ: МОЛОДЕЦ

Какую тему мы изучали на уроке?

- Что такое алфавит? ( Алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке.)

- Что такое буква? (Буква – это знак, обозначающий звук.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

- Для чего необходимо знать алфавит?
- Когда люди пользуются алфавитом?

- Что вы узнали из истории азбуки и алфавита?

- Какая информация была для вас новой, что удивило?

- Когда было особенно интересно на уроке?

- А что вызвало затруднения?

- Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, хлопните в ладоши

три раза.

- Молодцы, спасибо за занятие.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают по раздаточному материалу (карточкам).

Отвечают на вопросы.

Работают по раздаточному материалу (карточкам) в парах.

Работают по раздаточному материалу (карточкам).

Отвечают на вопросы, подводят итоги и оценивают свою работу на занятии.

Коммуникативные:

установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; вступать в беседу и обсуждение на уроке; аргументировать мнение, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: формирование устойчивого интереса к разделам русского языка.

Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке, высказывать собственное мнение;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Предметные УУД:

Расширить знания об алфавите

Познавательные УУД:

строить высказываний в устной форме;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- формулировать вопрос; участвовать в диалоге на уроке, высказывать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Коммуникативные УУД:

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

 осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать мнение, строить монологическое высказывание.высказывать свое мнение; вступать в беседу и обсуждение на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку " В гостях у Слова" 3 класс

Данная программа создана для внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классах начальной школы....

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у Наума Грамотника"

Знакомство с Наумом Грамотником, повторение основных правил курса русского языка начальной школы,  звуковой состав слов, части речи....

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами;-развивать сообразительность, чувство слова, формировать творчески применять имеющиеся знания;-прививать любовь к предмету, используя народные тради...

Внеурочное занятие по русскому языку для учащихся 4-х классов "Турнир грамотеев"

Внеурочное занятие предназначено для учащихся 4-х классов. Командам предстоит пройти 6 этапов: разминку, орфографический, лексический, фонетический, морфологический, сообразительный. На каждом предста...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку " Русский язык - это интересно" для 2го класса

Турнир знатоков по данному сценарию прошел с большим интересом со стороны учащихся! Дети с удовольствием принимали участие в конкурсах  и отвечали на задания! Этот открытый урок получил высокую о...