Внеурочное занятие по теме "Почему так говорят? Знакомство с фразеологизмами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иванищева Оксана Алексеевна

Данный материал может быть использован во 2-4 классах как на звнятиях внеурочной деятельностью, так и на уроках русского языка и литературы при изучении тем, связанных с фразеологическими оборотами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление: общеинтеллектуальное.

Название программы: “Путешествие по стране слов”

Тема: Знакомство с фразеологизмами. Почему так говорят?

Цель: формирование представлений о значениии фразеологизмов в речи.

Задачи:

1. Расширять кругозор о значении фразеологизмов в речи.

2. Развивать умения работать в паре, группе, согласовывать свои действия с действиями партнера.

3. Воспитывать любовь к языку и его многозначности.

Планируемый  результат:(метапредметный, личностный):

-принимать и сохранять учебную задачу.

-осуществлять анализ, синтез и классификацию объектов;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оснащение: (оборудование и информационные источники): конспект урока; слайдовая презентация; раздаточный материал, наглядность на доске.


- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Ученик:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Сегодня мы будем и лучше, и краше.

И пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Русский язык – наверное, самый сложный из всех предметов в начальной школе.  Но и один из самых интересных. Ведь на уроках русского языка можно 

познать тайны звука, слова, предложения, научится правильно 

употреблять слова и красиво выражать  свои мысли.

- Сегодня , друзья, я приглашаю вас совершить удивительное восхождение по радуге Красноречия! Вверх, по радужным тропинкам, навстречу к нашей мечте. А мечта у нас одна - научиться правильно и красиво говорить.(звезочка-мечта на доске “Красноречию!»)

-- Вот какие послание Радуга прислала вам с небес. Прислушайтесь и попробуйте расшифровать его .

 

- Вам понятно пожелание Радуги? Значит, как мы будем работать?

 Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-А кто вспомнил, что это за необычные выражения?

Ответы детей

(на экране “Фразеологизмы”

-О чем будем говорить на занятии?Сформулируйте тему занятия?

-На какие воросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

В качестве помощи, предлагаю вам начало вопросов: Что?..Когда? ...Какое?... Зачем?...

Дети формулируют вопросы:Ччто такое Фразеологизмы? Какое они имеют значение? Когда их уместно употреблять в речи? Зачем мы используем их в речи?

- Вот на эти вопросы мы постараеимся ответить на занятии.

Итак, нас ждёт красная дуга. Познавательная.

 -Давайте попробуем сами ответить на 1 вопрос. (Игра “Снежный ком”)

Обобщаю высказывания детей.

-а где можно посмотреть точное толкование слова?

(Словарь, определение на слайд)

-Итпк, фразеологизм можно заменить 1 словом. Давайте попробуем это сделать.(слайды с фразеологизмами)

-Зная, что такое фразеологизм, предлагаю рогуляться по

оранжевой тропинке. Давайте попробуем по картинке понять и расшифровать значение фразеологизма!(слайды презентации).

- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Нас ждет следующая дорожка. Желтая. Стихотворная.Послушайте истории, которые они подготовили.

- Вы , ребята, должны постараться запомнить фразеологизмы – ориентир-помощник слово «Вода»!

Бывает частенько, что слово одно

Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода».

 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 

С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:  

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!


О смелом мы вправе сказать наперед:   

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода»!

-Какие фразеологизмы со словом «вода» запомнили?

-Что это значит, когда так говорят?

А мы отправляемся дальше.

-Зелёная тропинка – тропинка дружбы встречает вас!

- Поработаем по группам

-. Какой девиз нам помогает быть дружными в работе?(встают, берутся за руки и хором!)

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

-У нас 5 групп, у каждой своё название и задание:

Неразлучные друзья будут составлять фразеологизмы, находить в словарях фразеологизмов их значение, подготовят сообщение о происхождении фразеологизмов.

Артистам необходимо найти в словаре фразеологизмы, записанные на карточке, прочитать их значение и показать их пантамимой.

Писателям предстоит по заданным фразеологизмам сочинить небольшой рассказ на любую тему, но сначала определить смысл их  по словарю!

Литераторы будут придаваь тексту выразительность, заменять обычные слова фразеологическими оборотами.

Лингвисты будут искать среди фразеологизмов похожие и совсем разные(пары антонимов)

-Для выполнения работы 5 минут. Обязательно распределите обязанности в группе. Перед представлением итогов работы выберете капитана группы.

-Итак, время пролетело незаметно. Пора и честь знать.

(Группы представляют творческие задания)

- Молодцы, ребята, Не ударили лицом в грязь!

покорили моё сердце!

5. Физминутка

- Ну, что. Засиделись, не пора ли нам косточки размять? Это значит: подвигаться. Тогда встаём, ножки в пляс рвутся!

- По голубой дуге вверх помчимся, танцуя!

Танцевали на славу- у всех глаза горят, улыбки светятся на лицах!

-  А вот и синяя тропинка приготовила свой сюрприз! До соприкосновения с мечтой осталось совсем чуть-чуть!

 -Отгадайте фразеологические загадки. (слайд)

- Как же богат и красив русский язык! Как много в нём удивительных словосочетаний, которые делают нашу речь выразительной!

- А какие же фразеологизмы используют в других странах? Интересно?

-Тогда вперёд по феолетовой дуге- тропинке любознательных!

1.Англичане говорят- похожи как две горошины

   Шведы - как две ягоды

   Немцы - как яйцо и яйцо

А чукчи – похожи, как вкус соли.(дети в группах читают вслух на карточке и смотрят на слайд).

2.Англичане - знаю как кисть своей руки

   Французы -  знаю как собственный карман

А чукчи – знаю, как свою ярангу.

3.Немцы – надо записать себе за ушами

   Французы – надо вбить себе в голову

А чукчи – надо сказать отцу(или сыну), чтоб напомнил.

-Итак, ребята, вспомните всё, чем занимались сегодня. Смогли мы ответить на поставленные вопросы?

(Даем ответ на каждый вопрос)

- Давайте оценим свою работу на занятии. Около каждой дорожки радуги есть фразеологизм, который , который говорит о качестве работы. Внимательно прочитайте все, выбирите тот, который подходит к вашей работе и раскрасте свой смайлик.

(Оценка смайликами с фразеологизмами)

-А вот и наша мечта, сегодня, ребята, мы только соприкоснулись с ней!(вывешиваю звёздочку на мечту)

 - Чтобы она исполнилась, нам ещё предстоит открыть много тайн русского языка, на каждом уроке  и занятии работать, не покладая рук! И только тогда вы сумеете стать грамотными и научиться Красноречию!

Спасибо за работу на занятии. До новой встречи!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Замените « одним словом » зарубить на носу — … прикусить язык —... обвести вокруг пальца — ... бить баклуши - …. купить ... в мешке - … вставлять палки в колеса — ...

Слайд 11

Отгадайте фразеологические загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Слайд 13

Ребята ! В ы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока в ы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"

В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить дан­ную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализа­цию их в...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе "Знакомство с фразеологизмами"

Обучающиеся знакомятся с понятием "фразеологизмамы" и учатся использовать их в речи....

Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...

Внеурочное занятие - КВН "В удивительном мире фразеологизмов".

Внеурочное занятие - КВН на тему: "В удивительном мире фразеологизмов" разработано для учащихся 4 классов, реализующее следующие цели.Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащих...

Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»

Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....

Конспект внеурочного занятия "Ох, уж, эти фразеологизмы..."

Цель занятия: показать эффективность использования фразеологизмов в речи....

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Ох уж эти фразеологизмы" к курсу русского языка (4 класс)

Технологияческая карта внеурочного занятия по теме: "Ох уж эти вразеологизмы".Данное внеурочное занятие направлено на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста к из...