Внеурочное занятие - КВН "В удивительном мире фразеологизмов".
план-конспект занятия (4 класс)

Ковалева Светлана Евгеньевна

Внеурочное занятие - КВН на тему: "В удивительном мире фразеологизмов" разработано для учащихся 4 классов, реализующее следующие цели.

Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме: "Фразеологизмы".

Развивающая:

1) развитие познавательного интереса;

2) обогащение словарного запаса учащихся;

3) развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку.

Ребята разбиваются на две команды: "Бок о бок" и "Стоять горой". Команды участвуют в увлекательных конкурсах: "Разминка", "Найди пару", "Отгадай", "История выражения", "Характеристика", "Домашнее задание" (инсценировка фразеологизмов).

В конце занятия команды оценивают свою работу, выбрав подходящие фразеологизмы. Жюри подводит итоги, награждает ребят грамотами, памятными подарками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие-КВН «В удивительном мире фразеологизмов»

Цели занятия.

  • Обучающая :
  • повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
  • Развивающая :
  • развитие познавательного интереса ;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
  • Воспитывающая:
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

        Ход занятия.

1. Организационный момент.

2.      Весна, весна на улице!

Кругом уж тают льды,

Все ярче светит солнышко

Ну, а сегодня мы…… ( Звучит музыка: «Мы начинаем КВН»)

3. Посмотрите:

- Какие предметы я сегодня нашла?

Решето-воду что ли носить?

Палка-в колеса, наверное, вставлять?

Лапша-на уши что ли вешать?

А это что? Шляпа,- а... это в которой дело?

Даже калоша, наверное, в нее садится придется.

А это  буква Ф.

-Как вы думаете, чтобы это значило?(фразеологизмы)

Догадались, чему будет посвящен наш КВН?

Правильно, мы сегодня побываем в удивительном мире фразеологизмов.

А что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

С такими знатоками мы сегодня не пропадем.

Представление команд. (название команды, девиз).

Представление членов жюри.

1. Конкурс «Разминка»

Закончите фразеологизм.

Два сапога (пара)

Проще пареной (репы)

Не в бровь, а в (глаз)

Обвести вокруг (пальца)

Сулить золотые (горы)

Комар носа (не подточит)

Ответье на вопросы фразеологизмом?

Кого можно пригреть на груди?

(Пригреть змею на груди)Помогать человеку, который отплатит тебе неблагодарностью

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)Мешать

-- Куда бросают слова? Говорить впустую

(Бросать слова на ветер)

-- Кого можно сделать из мухи?

(Сделать из мухи слона )Преувеличить

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)Затягивать дело

-- Какой у волка аппетит?

(Волчий аппетит) Очень сильный аппетит

Отгадайте загадки.

       1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

2. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)

3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)

2.Конкурс «Найди пару»

(В руках у учителя шкатулка: в ней листочки розового и белого цвета, на листочках желтого цвета написаны фразеологизмы, а на листочках белого цвета – значение (одно слово). Ребята должны найти пару и взяться за руки.

1.Пальчики оближешь (вкусно)

2.Хуже горькой редьки (надоедливый)

3.Бить баклуши (бездельничать)

4. Сбивать с толку (запутывать)

5.В два счёта (быстро, моментально)

6.Дать слово (пообещать)

7.Зарубить на носу (запомнить)

8. Поймать на удочку (обмануть)

9.Испокон веков (издавна)

10.И след простыл (исчез)

11.Клевать носом (дремать)

3. Конкурс «Отгадай»

По рисункам надо отгадать фразеологизм.

1 Крокодиловы слезы.

2. Брать быка за рога.

3. Сесть в галошу.

4. Как курица лапой.

5.Медвежья услуга.

6. Заметать следы.

7. Лезть в бутылку.

8. Черепашьим шагом.

Физминутка.

4. Конкурс «История выражения»

Каждое выражение имеет свою историю. (команды рассказывают истории, а соперники должны отгадать фразеологизм)

1. Где раки зимуют. Донцов Степан

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. .На ловлю раков зимой посылала провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: ……

Кричит во всю ивановскую         Халджиева Анастасия

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение ….

Быть на седьмом небе. Петровский Данил

Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «О небе» писал, что небесный свод состоит из семи хрустальных сфер. На самой дальней от Земли седьмой сфере находится рай – небесное царство, где живут души праведников. Попасть туда стремились все. Впоследствии представление о строении Вселенной изменилось, а выражение приобрело более широкий смысл.

Водить за нос. Семисалов Влад

В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и заставляло их выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителя.

Вот где собака зарыта. Скрипочка Юрий

Эта фраза родилась в среде кладоискателей. Они верили, что клад охраняет так называемая нечистая сила, и старались в разговоре избегать прямого упоминания цели своих поисков, а потому говорили о некоем чёрном псе или собаке, условно называя так клад. Поэтому  это выражение  буквально означает «вот где клад».  Позже оно приобрело более широкое значение и теперь употребляется в значении «вот в чём суть дела», «искомое найдено».

Плясать под чужую дудку. Нестеренко Тамара

Древнегреческий баснописец Эзоп написал басню «Рыболов и рыбы». Один человек, увидев плескавшихся в море рыб, решил выманить их на берег, играя на флейте. Обманувшись в своей надежде, он закинул сеть и вытащил множество рыб. Видя как они бьются на берегу, флейтист сказал:

«Глупые, перестаньте плясать! Когда я играл на флейте, вы не хотели выходить и плясать под мою флейту».

Эта фраза стала крылатой и означает, что участь покорённых - полностью выполнять волю победителя

5. Конкурс «Характеристика»

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.

Например, говорят, труслив как заяц.

Закончите предложение. Для этого соедините слова из первого столбика со словом из правого столбика.

Болтлив как … 
Надут как … 
Изворотлив как … 
Здоров как … 
Упрям как … 
Нем как … 
Работает как …

сорока
индюк
уж
бык
осел
рыба
лошадь

6. Конкурс капитанов.

По значению вспомнить фразеологизм

1.Не такой, как все. (Белая ворона)

2.Проявить себя, выглядеть достойно (Быть на высоте)

3.На руках носить (баловать)

4.Крепкая дружба (Водой не разольешь)

5.Очень похожи (Как две капли воды)

6. Затаить обиду ( держать камень за пазухой)

7.Преувеличить (Сделать из мухи слона)

8. Эксплуатировать другого (Ездить верхом)

9. Назови фразеологизм – синоним: Тяп да ляп – Спустя рукава

10. Назови фразеологизм – антоним: Сломя голову – Черепашьим шагом

11. Назови фразеологизм – антоним: Засучив рукава – Спустя рукава.

12. Назови фразеологизм – синоним: Водить за нос – Поймать на удочку

7. Конкурс «Домашнее задание».

Инсценирование фразеологизмов.

    А сейчас наши «артисты» «изобразят» фразеологизмы, а члены групп «противника» должны догадаться, что это за фразеологизм и объяснить его значение.

        Команда «Бок о бок»

1. Как кошка с собакой. (Враждовать) Горлов Саша и Халджиева Настя

2. Спустя рукава (работать небрежно, кое-как) Харланова Виктория

3.  Смотреть сквозь пальцы (пренебрегать) (Петровский)

4. Как пить дать (наверняка) (Адзинов, Скрипочка)

5. Попасть пальцем в небо (невпопад) (Грицюта)

6. Держать камень за пазухой (затаить обиду) Котова Карина

        Команда «Стоять горой»

1. Задирать нос (зазнаваться) (Прохоров , Семисалов)

2. Прятаться за чужую спину (Сачкова, Сладковская)

3. Голова идет кругом (Прохоров)

4. Давать голову на отсечение (клясться) Нестеренко, Семисалов

5. Держи карман шире (ни на что не надейся) Донцов

6. Пригреть змею на груди. Широкая Кира, Серебрянская Ирина

Рефлексия. А сейчас каждая группа оценит свою работу, выбрав фразеологизмы.

В поте лица

Засучив рукава

Ездить верхом

Тяп да ляп

Клевать носом.

Водой не разольешь

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс

Внеурочное занятие по окружающему миру 1 класс "По страницам Красной книги"....

Внеурочное занятие по окружающему миру для 3-4 класса "Умеем ли мы правильно питаться"

Занятие "Умеем ли мы питаться " в виде исследовательской лаборатории. Проводилось во время изучения темы "Пищеварительная система"....

Внеурочное занятие по окружающему миру

Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 классВикторина «Вместе весело шагать»Цель: обобщить и проверить знания учащихся по изученному материалу, развивать познавательную активность, логическое мышле...

Внеурочное занятие по русскому языку «Фразеологизмы о животных и растениях»

Цель занятия: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов, в которых встречаются названия животных и растений....

Внеурочное занятие по окружающему миру "в мире насекомых"

Цель занятия: расширить знания учащихся о насекомых...

Конспект внеурочного занятия "Ох, уж, эти фразеологизмы..."

Цель занятия: показать эффективность использования фразеологизмов в речи....

Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"

Внеурочное занятие по окружающему миру "Удивительный природный мир республики Коми"...