Урок русского языка в 3 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аккочкарова Айлита Курупдурсуновна

Повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”. Закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.Пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_kl_po_teme_glagol.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Г.БЛАГОДАРНОГО

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Обобщение знаний по теме “Глагол”».

2020 г.

Цели:

Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”;

Развивающая: закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Воспитательная: пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.

Оборудование: картины природы представлены на проекционный экран через мультимедийный проектор, выставка книг о природе “Мы твои друзья, природа!”, музыкальный проигрыватель, музыкальный диск, маркеры, бумага.

Тип урока: урок-путешествие

Методы и приемы: интерактивные методы обучения, работа в группах

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”

  1. Сообщение темы урока. (СЛАЙД 1)

- Тема сегодняшнего урока  “Глагол”. Но урок будет несколько необычным, потому что мы будем работать только с предложениями о природе. Мы тоже являемся частью природы.

- А сейчас минутка красивого письма.

  1. Минутка чистописания. (СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6)

- Внимательно  посмотрите на данную  запись:

большой -   маленький  

сухой   -       ?                (мокрый)

твердый -     ?            (мягкий)

глубокий -    ?           (мелкий)

-Если вы правильно сформулируете  и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву  м.  Значит, мы будем писать букву  м.)

-Определите порядок следования букв в этом ряду:

  мло    лмо   …….

(Сначала м стоит первой, затем ее поставили второй)

-Напишите  сочетания до конца строки в указанной последовательности.

- Какое будет третье сочетание? (Два сочетания уже написаны на доске, а третий я показываю напоминая детям написание соединений)

-Напишите  сочетания до конца строки в указанной последовательности.

  ( Дети пишут, я, проходя между столами, напоминаю о наклоне, ширине элементов букв, о высоте, расстоянии между сочетаниями.)

  1. Словарная работа.(СЛАЙД 7)

- Поработаем со словарем.

 - Отгадайте зашифрованное слово. Расставьте буквы согласно обозначениям.

- Назовите это слово. (желать).

- Что можете сказать о его написании? (Непроверяемая гласная – е в корне.)

- А как о части речи? (Глагол, обозначает действие, неопределённой формы.)

- Подберите синоним. (Хотеть)

- Прочитайте пословицу:

Кто много желает, тот мало имеет.

- Как вы её понимаете? (В ней говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)

- Спишите пословицу, найдите глаголы, укажите их форму.

Проверка. (Первое слово объясняет мальчик, второе – девочка.)

  1. Работа по теме        

-   Итак, мы  отправляемся в путешествие по реке Глагол, но сначала нужно настроить себя.  Поиграем в игру  “Смешанный лес”. (Игра проводится для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы)

Описание игры: участники сидят в кругу на стульях.  Я  даю  им названия деревьев (береза,  рябина, клен). Запомните свое название. Человек, стоящий посредине (вначале это учитель) -  это лесник, который будет сажать деревья. Как только скажу , например, «березы», «березы» встают и меняются местами. Лесник тоже может занять место.  Новым лесником становится тот, кто остался без стула.  Когда  учитель крикнет: “Смешанный лес”, местами меняются все.  А сейчас мы займем свои места в лодках.

Наши столы – это лодки с номерами 1, 2, 3.. Развернитесь.

-  Отправляемся в путешествие. Во время путешествия вы окунетесь в прекрасный мир природы, красоты, солнца, цветов.  (СЛАЙД 8)   Ребята, обратите внимание. На доске изображены грибы, деревья, цветы, бабочки. Красиво? (Да!) Ваша задача - выполнить все задания правильно, чтобы сохранить эту красоту: не сломать грибы, не распилить деревья, не сорвать цветы, не истребить бабочек…  Первая остановка называется “Грибная”.

“Грибники”

Встану вместе с солнышком,

К лесу час ходьбы.

Там в траве под листьями

Ждут меня грибы.

(Р. Кучеренко)

-   Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов.

- Кто знает, как правильно собирать грибы?

(Грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным.)

-  Молодцы, на розовых листах задание. Нужно разгадать загадку, найти глаголы, определить их время, лицо и число.

(Каждая группа получает задание.  Во время выполнения задания звучит негромкая музыка)

Работа в группах (…  мин.)

Задание 1

Лодка № 1

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (Подосиновик).

Лодка № 2

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Сорвал я красный гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

На белой он ножке,

На шляпке - горошки.

А  люди говорят,

Что в нем опасный яд. (Мухомор)

-Чем полезны мухоморы?

Лодка № 3

Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята)

 (После выполнения задания  каждая группа презентует свою работу.)     (СЛАЙДЫ 9 – 11)

Учитель:  

-    Вы замечательно справились с заданиями. Молодцы! А теперь мы снова делимся на группы. (Учитель раздает учащимся разноцветные листья: березовые, кленовые, рябиновые. Создаются группы по видам листьев) А теперь рассаживаемся в лодки: с кленовыми листочками в лодку №1, с рябиновыми – в лодку №2, с березовыми – в лодку №3 и отправляемся дальше по реке Глагол. В добрый путь!

- Не забудьте взять с собой багаж: ваши тетради, ручки и карандаши. Следующая станция называется “Лесная”.

 (СЛАЙД 12)

- Кто из вас бывал в лесу?

-Что интересного видели?

-А как надо вести себя в лесу?

Работа в группах  сменного состава.

- Поработаем с текстом на голубых листах. Прочитайте его и выполните задания.

(Во время работы обращаю внимание на работу в группах: выслушивать всех мнение, не критиковать товарищей.)

Задание 2

Лодка № 1 (СЛАЙДЫ 13-14)

Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- знак. Объясните.

Бывают дни, когда не можеш(..?) усидеть дома. Выходиш(..?) за калитку, поднимаеш(..?)ся на пригорки, осматриваеш(..?)ся вокруг. Любуеш(..?)ся , углубляеш(..?)ся в лес и отдыхаеш(..?) там.

Лодка № 2 (СЛАЙДЫ 15-16)

Прочитайте. В скобках обозначьте время глаголов (настоящее , будущее , прошедшее )

Пришел (...) декабрь. После осени  наступила (...) красавица -зима. Деревья  надевают (...) белые шубки. Под ними на снегу оставили(...) следы разные звери. Зашумит (…) лес – заметет (…) все стёжки-дорожки.

Лодка № 3 (СЛАЙДЫ 17-18)

Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- и объясните его употребление.

Туман начинал расходит…ся. Солнце садит…ся за темную полоску леса. Капельки росы переливают…ся на солнце разными цветами. Чувствует…ся дыхание весны.

(После выполнения задания  каждая группа презентует свою работу.)

- Проверим работу групп. Выбранный выступающий отвечает, а другие группы проверяют правильность ответа.

- Вы прекрасно справились и с этим заданием. Вот мы и попали на станцию «Пробежка».  (СЛАЙД 19)

         VI.   Физминутка.

Картина зимнего леса.

- Зимний лес – как он красив! Сколько белого пушистого снега!

Так давайте наденем скорее лыжи (наклоны вниз) и прогуляемся по лесу на лыжах (движения лыжника).

  1.    Работа с текстом. (индивидуально)

(станция “Корректор”)

- Мы прибыли на следующую станцию. (СЛАЙД 21)   И нам предстоит отредактировать заметку в газету.

(Памятки лежат на столах. Задания также распечатаны на каждого ребенка.)

- Какие ошибки допущены в тексте?

 (Неправильно употреблены глаголы, предложения о неживой и живой природе перемешаны.)

- Давайте их исправим.

- Девочки  выпишут предложения о неживой природе, ставя глаголы в форму прошедшего времени.

- Мальчики  – о живой природе, ставя глаголы в форму настоящего времени.

- Озаглавить получившиеся тексты.

   Трищать  сильный  марос .  Всю  зиму  ребята  памагать   птицам. В лису    лижать  глубокий  снег . Катя брасать  около  бирёзы  на снегу  симена.  Диревя  надеть  белые  пушистые    шапки.  Вася крипить  к веткам  кусочьки  сала.

- Прочитайте получившиеся рассказы.

 проверка с помощью слайдов.

СЛАЙД № 22,23

- Кто из вас помогает птицам? Как?

-  Птицам сейчас особенно нужна наша помощь, так как они не могут найти себе под снегом корм. Поэтому люди подкармливают их хлебными крошками, зерном, кусочками сала, семечками.

- А кто из вас  делал кормушки?

-Не забывайте класть туда корм!

б) Говори правильно!

- А вот эти ребята помогали тоже зверькам в лесу.

СЛАЙД № 24

Однажды мы гуляли в лесу. Вдруг из дупла стали вылазить белочки. Мы покормили пушистых красавиц и побегли домой.

- Правильно ли ребята рассказали?

Какие глаголы они употребили неправильно? Как правильно?

 - Запомните как правильно говорить эти слова!

вылезать

побежали

  1. Итог урока.

- Вот мы и закончили наше увлекательное путешествие. Прибыли в класс.

(Учитель оценивает работу групп)

- Мы с вами много говорили о природе: читали предложения, сами составляли предложения о природе, рассматривали картины природы. Красиво? (Да!) А эта красота вечна? (Нет!)

-  Но люди продолжают относиться к природе потребительски, хотя понимают, что она в опасности. Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, истреблять животных, вылавливать рыбу? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? (Природа погибнет. Мы должны сохранить природу.)

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и напишите, что конкретно вы можете сделать для того, чтобы как-то помочь природе, какую пользу вы можете ей принести? Напишите и свои предложения  на желтых листах, обсудив предварительно в своих группах, повесьте на “Ковер идей”.

  1. Рефлексия.     (СЛАЙД 25)

- Ребята! А теперь давайте сядем и подведем итоги, начиная свой ответ словами:  

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

- Спасибо!

  1. Домашнее задание: (СЛАЙД 26)

     - Закройте глаза и представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение - миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.

 - Мне было очень интересно поработать с вами. Спасибо за урок.

(СЛАЙД 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...