Урок русского языка в 3 классе по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”. Закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.Пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_kl_po_teme_glagol.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Г.БЛАГОДАРНОГО
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Обобщение знаний по теме “Глагол”».
2020 г.
Цели:
Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”;
Развивающая: закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Воспитательная: пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.
Оборудование: картины природы представлены на проекционный экран через мультимедийный проектор, выставка книг о природе “Мы твои друзья, природа!”, музыкальный проигрыватель, музыкальный диск, маркеры, бумага.
Тип урока: урок-путешествие
Методы и приемы: интерактивные методы обучения, работа в группах
Ход урока.
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
- Сообщение темы урока. (СЛАЙД 1)
- Тема сегодняшнего урока “Глагол”. Но урок будет несколько необычным, потому что мы будем работать только с предложениями о природе. Мы тоже являемся частью природы.
- А сейчас минутка красивого письма.
- Минутка чистописания. (СЛАЙД 2, 3, 4, 5, 6)
- Внимательно посмотрите на данную запись:
большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
твердый - ? (мягкий)
глубокий - ? (мелкий)
-Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(Д. – К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)
-Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло лмо …….
(Сначала м стоит первой, затем ее поставили второй)
-Напишите сочетания до конца строки в указанной последовательности.
- Какое будет третье сочетание? (Два сочетания уже написаны на доске, а третий я показываю напоминая детям написание соединений)
-Напишите сочетания до конца строки в указанной последовательности.
( Дети пишут, я, проходя между столами, напоминаю о наклоне, ширине элементов букв, о высоте, расстоянии между сочетаниями.)
- Словарная работа.(СЛАЙД 7)
- Поработаем со словарем.
- Отгадайте зашифрованное слово. Расставьте буквы согласно обозначениям.
- Назовите это слово. (желать).
- Что можете сказать о его написании? (Непроверяемая гласная – е в корне.)
- А как о части речи? (Глагол, обозначает действие, неопределённой формы.)
- Подберите синоним. (Хотеть)
- Прочитайте пословицу:
Кто много желает, тот мало имеет.
- Как вы её понимаете? (В ней говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)
- Спишите пословицу, найдите глаголы, укажите их форму.
Проверка. (Первое слово объясняет мальчик, второе – девочка.)
- Работа по теме
- Итак, мы отправляемся в путешествие по реке Глагол, но сначала нужно настроить себя. Поиграем в игру “Смешанный лес”. (Игра проводится для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы)
Описание игры: участники сидят в кругу на стульях. Я даю им названия деревьев (береза, рябина, клен). Запомните свое название. Человек, стоящий посредине (вначале это учитель) - это лесник, который будет сажать деревья. Как только скажу , например, «березы», «березы» встают и меняются местами. Лесник тоже может занять место. Новым лесником становится тот, кто остался без стула. Когда учитель крикнет: “Смешанный лес”, местами меняются все. А сейчас мы займем свои места в лодках.
Наши столы – это лодки с номерами 1, 2, 3.. Развернитесь.
- Отправляемся в путешествие. Во время путешествия вы окунетесь в прекрасный мир природы, красоты, солнца, цветов. (СЛАЙД 8) Ребята, обратите внимание. На доске изображены грибы, деревья, цветы, бабочки. Красиво? (Да!) Ваша задача - выполнить все задания правильно, чтобы сохранить эту красоту: не сломать грибы, не распилить деревья, не сорвать цветы, не истребить бабочек… Первая остановка называется “Грибная”.
“Грибники”
Встану вместе с солнышком,
К лесу час ходьбы.
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы.
(Р. Кучеренко)
- Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов.
- Кто знает, как правильно собирать грибы?
(Грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным.)
- Молодцы, на розовых листах задание. Нужно разгадать загадку, найти глаголы, определить их время, лицо и число.
(Каждая группа получает задание. Во время выполнения задания звучит негромкая музыка)
Работа в группах (… мин.)
Задание 1
Лодка № 1
Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осинок,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик).
Лодка № 2
Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке - горошки.
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (Мухомор)
-Чем полезны мухоморы?
Лодка № 3
Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (Опята)
(После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.) (СЛАЙДЫ 9 – 11)
Учитель:
- Вы замечательно справились с заданиями. Молодцы! А теперь мы снова делимся на группы. (Учитель раздает учащимся разноцветные листья: березовые, кленовые, рябиновые. Создаются группы по видам листьев) А теперь рассаживаемся в лодки: с кленовыми листочками в лодку №1, с рябиновыми – в лодку №2, с березовыми – в лодку №3 и отправляемся дальше по реке Глагол. В добрый путь!
- Не забудьте взять с собой багаж: ваши тетради, ручки и карандаши. Следующая станция называется “Лесная”.
(СЛАЙД 12)
- Кто из вас бывал в лесу?
-Что интересного видели?
-А как надо вести себя в лесу?
Работа в группах сменного состава.
- Поработаем с текстом на голубых листах. Прочитайте его и выполните задания.
(Во время работы обращаю внимание на работу в группах: выслушивать всех мнение, не критиковать товарищей.)
Задание 2
Лодка № 1 (СЛАЙДЫ 13-14)
Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- знак. Объясните.
Бывают дни, когда не можеш(..?) усидеть дома. Выходиш(..?) за калитку, поднимаеш(..?)ся на пригорки, осматриваеш(..?)ся вокруг. Любуеш(..?)ся , углубляеш(..?)ся в лес и отдыхаеш(..?) там.
Лодка № 2 (СЛАЙДЫ 15-16)
Прочитайте. В скобках обозначьте время глаголов (настоящее , будущее , прошедшее )
Пришел (...) декабрь. После осени наступила (...) красавица -зима. Деревья надевают (...) белые шубки. Под ними на снегу оставили(...) следы разные звери. Зашумит (…) лес – заметет (…) все стёжки-дорожки.
Лодка № 3 (СЛАЙДЫ 17-18)
Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- и объясните его употребление.
Туман начинал расходит…ся. Солнце садит…ся за темную полоску леса. Капельки росы переливают…ся на солнце разными цветами. Чувствует…ся дыхание весны.
(После выполнения задания каждая группа презентует свою работу.)
- Проверим работу групп. Выбранный выступающий отвечает, а другие группы проверяют правильность ответа.
- Вы прекрасно справились и с этим заданием. Вот мы и попали на станцию «Пробежка». (СЛАЙД 19)
VI. Физминутка.
Картина зимнего леса.
- Зимний лес – как он красив! Сколько белого пушистого снега!
Так давайте наденем скорее лыжи (наклоны вниз) и прогуляемся по лесу на лыжах (движения лыжника).
- Работа с текстом. (индивидуально)
(станция “Корректор”)
- Мы прибыли на следующую станцию. (СЛАЙД 21) И нам предстоит отредактировать заметку в газету.
(Памятки лежат на столах. Задания также распечатаны на каждого ребенка.)
- Какие ошибки допущены в тексте?
(Неправильно употреблены глаголы, предложения о неживой и живой природе перемешаны.)
- Давайте их исправим.
- Девочки выпишут предложения о неживой природе, ставя глаголы в форму прошедшего времени.
- Мальчики – о живой природе, ставя глаголы в форму настоящего времени.
- Озаглавить получившиеся тексты.
Трищать сильный марос . Всю зиму ребята памагать птицам. В лису лижать глубокий снег . Катя брасать около бирёзы на снегу симена. Диревя надеть белые пушистые шапки. Вася крипить к веткам кусочьки сала.
- Прочитайте получившиеся рассказы.
проверка с помощью слайдов.
СЛАЙД № 22,23
- Кто из вас помогает птицам? Как?
- Птицам сейчас особенно нужна наша помощь, так как они не могут найти себе под снегом корм. Поэтому люди подкармливают их хлебными крошками, зерном, кусочками сала, семечками.
- А кто из вас делал кормушки?
-Не забывайте класть туда корм!
б) Говори правильно!
- А вот эти ребята помогали тоже зверькам в лесу.
СЛАЙД № 24
Однажды мы гуляли в лесу. Вдруг из дупла стали вылазить белочки. Мы покормили пушистых красавиц и побегли домой.
- Правильно ли ребята рассказали?
Какие глаголы они употребили неправильно? Как правильно?
- Запомните как правильно говорить эти слова!
вылезать
побежали
- Итог урока.
- Вот мы и закончили наше увлекательное путешествие. Прибыли в класс.
(Учитель оценивает работу групп)
- Мы с вами много говорили о природе: читали предложения, сами составляли предложения о природе, рассматривали картины природы. Красиво? (Да!) А эта красота вечна? (Нет!)
- Но люди продолжают относиться к природе потребительски, хотя понимают, что она в опасности. Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, истреблять животных, вылавливать рыбу? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? (Природа погибнет. Мы должны сохранить природу.)
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и напишите, что конкретно вы можете сделать для того, чтобы как-то помочь природе, какую пользу вы можете ей принести? Напишите и свои предложения на желтых листах, обсудив предварительно в своих группах, повесьте на “Ковер идей”.
- Рефлексия. (СЛАЙД 25)
- Ребята! А теперь давайте сядем и подведем итоги, начиная свой ответ словами:
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
- Спасибо!
- Домашнее задание: (СЛАЙД 26)
- Закройте глаза и представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение - миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.
- Мне было очень интересно поработать с вами. Спасибо за урок.
(СЛАЙД 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...