Урок по теме " Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шалимова Валентина Александровна

Урок  изучения нового материала, направлен на формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

 

Конспект открытого урока

 русского языка в 3 классе

 тема

«Однокоренные слова»

              Разработала:

                                          учитель начальных классов

                  Шалимова В.А

                                                Квалификационная категория:      

                                                       первая

        2017г

Тема: «Однокоренные  слова»

Цель:  формировать   умение  распознавать однокоренные  слова,  выделять в   них  корень.

Задачи:

      1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова,                подбирать  однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать,    группировать, делать выводы.

      2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи.        

      3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.

Оборудование:  учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, диск с заданиями, компьютер, презентация, пословица, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход  урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

а) Орг. момент

Начинается урок,

Он пойдет вам дети впрок.        Слайд №1

Постарайтесь все понять,

Интересное  узнать,

Чтобы грамотно писать.

Хорошего вам настроения и успехов!

б) Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- письмо буквы Уу                                            

- Прочитайте на слайде запись:

Ум да разум надоумят сразу.                                            Слайд №2

-Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу  в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока. 

в) работа по карточкам

г) словарный диктант

Жёлтый, девочка, щавель, пенал, быстро, товарищ, орех, посуда, вдруг.

II Самоопределение к деятельности

Послушайте сказку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Встретились однажды корень куста и корень слова  

- Здравствуй, - говорит один.  Я корень, а ты кто? 

- Я тоже корень, - отвечал другой. 

- Я в земле живу, - сказал первый.  А ты где живешь? 

- А я живу в словах, - ответил второй

А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!

Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст, а то и целое дерево. Слайд № 3

- А от тебя что растет?

- Не  хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло из одного корня. Слайд№ 4

Услышали их спор люди и говорят:

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

   

-Так же как и у кустов, корень слова  есть у слов.    

О  чем  пойдёт  речь  на  уроке?      (корне,  однокоренных  словах)

  - Наше слово  «корень» имеет несколько значений. А как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 -  Давайте  прочтём  толкование  этого  слова  на   слайде: слайд № 5

            1.    КОРЕНЬ   -  подземная  часть  растения.

           2.    КОРЕНЬ    -   внутренняя  часть  зуба,  волоса,  

          3.     КОРЕНЬ  -  значимая  часть  слова.

  -  Какое  же  из  этих  3-ёх  значений  нас  будет  интересовать  на  уроке?

  -  А  может  кто-то скажет  как  называются  слова  у  которых  одинаковый  корень?    (однокоренные)

III  Постановка учебных задач.

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?  Слайд №6

(Что такое корень слова? Какие слова называются родственными?

Какие слова называются однокоренными?)

-Окунёмся в тайны русского языка.

-Давайте вернемся к пословице, которую мы выбрали девизом нашего урока.

- Посмотрите, ребята, есть ли в нашей пословице однокоренные слова.

- Давайте выделим корень в этих словах.  Слайд № 7 - 8

   IV       Работа над новой темой.      

 1) Работа с текстом

 -  Ребята,  прочтите  очень  внимательно  текст  на  экране: слайд №9

                                                          СКОРО   ЗИМА.

           К  утру  лёг  первый  мороз.   Он  подморозил  астры  и  флоксы. На лужах появился небольшой ледок. Морозный  воздух  свеж  и  чист.

- Какой это тип текста? (повествование)

   -  Встретились  ли в этом тексте однокоренные  слова?   Какие?

- Почему вы считаете что они однокоренные?

  -   Какой  в  них  корень?

  -   Как  пишется  корень  в  однокоренных  словах?

  -  Спишите  однокоренные  слова,  выделите  корень.

ВЫВОД:       -  какие  слова  записали?

                      -  как  пишется  корень  в  однокоренных  словах?

Слайд № 10

Давайте  прослушаем по диску определение. Компьютер! ( 1 анимация) и сверим определение с учебником, с.61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да).

Значит мы молодцы!

2) Работа по учебнику.

с. 61 упр 108

3) Работа над словарным словом

Отгадайте загадку

Без него нам жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареный, и печеный,
И хрустящий, и толченый.
Про него сказать не грех,
Что этот овощ лучше всех!  (Картофель)  
Слайд №11

- Посмотрите на новое словарное слово, запишите его в свои словарики. Слайд № 12

Сообщение о картофеле  (2 человека ) Слайд №13

Картофель родом из Южной Америки. В Италии этот овощ называли – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель.

В нашу страну картофель со своим немецким названием попал при Петре I.  Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили это растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.

Составьте предложение со словом картофель. Запишите его в тетрадь и разберите под цифрой 4.

Мы ели вкусный  картофель.  Мы собрали богатый урожай  картофеля.

V. Физкультминутка

- Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Осень - осенний, река – ручей, дом – домашний, ветер – вихрь, гриб – грибной, соль - солить, ученик – школьник.

VI. Закрепление изученного материала

1) Работа на интерактивной доске. ( эл. приложение)

2) Работа в тетради на печатной основе. с. 35 упр 81

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

Вывод: Какие слова мы называем однокоренными?

VII. Контроль с самооценкой.

а) Работа в группах

     Так же как и у кустов,

     Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

Прочитайте. Все ли слова группы являются однокоренными? Подчеркните лишнее слово. Объясните.

Гусь, гусеница, гусенок, гусыня.

Вода, водитель, водный, водица.

Море, морской, моржи, моряк.

б) работа по рядам

Подберите к данным словам однокоренные слова, выделите в них корень.

1 ряд – лес

2 ряд – цвет

3 ряд – корм   Слайд № 14

VII. Итог урока.

-Вернемся к нашей теме и целям урока.

- Какие слова называют однокоренными? Как пишется корень в однокоренных словах?

-Добились целей?

VIII. Постановка д/з

Учебник с. 62 упр 110

IX. Оценивание . Рефлексия.

- Оцените свои знания, свою работу на уроке.

  • Если все поняли – поставьте на полях восклицательный знак.
  • Если считаете, что надо еще над чем-то поработать – вопросительный знак.
  • Если ничего не усвоили – и восклицательный, и вопросительный знаки.

Спасибо за урок!        Слайд №15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Презентация к открытому к уроку по теме " Однокоренные слова. Корень слова"...

План-конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

План-конспект урока во 2 классе по системе Л.В.Занкова с применением электронных образовательных ресурсов....

презентация к уроку по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данная презентация позволяет учителю провести урок интересно, наглядно, значительно экономит время, увеличивая плотность урока....

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...