Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Илькани Анна Сергеевна

Игра является наиболее интересным и действенным методом, повышающим интерес к урокам русского языка. Цель игр заключается в том, чтобы  пробудить интерес к познанию,  учению. Игра, наряду с учебной деятельностью, в младшем школьном возрасте занимает важное место в развитии ребёнка. Включая в уроки элемент игры, интерес детей к обучению возрастает, а материал становится более доступным и интересным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. Помимо этого, игры на уроках русского языка способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Для обогащения словаря младших школьников на уроках русского языка можно применять следующие игры и игровые приёмы, представленные в  прилагаемом материале. Ценность заданий заключается в том, что на их материале можно обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_formirovaniya_slovarnogo_zapasa_shkolnikov.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка

  1. Игры с предметами.

Игры с предметами больше для учащихся младшего школьного возраста больше подходят, так как они основаны на непосредственном восприятии, кроме того, ребёнок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним до 5-6 класса. Многие игры с предметами сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышлению учащегося.  

Пример

«Угадай слово»

1

Учитель раздает ученикам листы с зашифрованными словами: указаны только гласные звуки, вместо согласных – черточки, также отмечена мягкость согласных звуков. Задача учащихся разгадать слова

 Ученики по очереди вынимают из колоды карточки, читают на них          

написанные толкования и отгадывают слова. Допустивший ошибку выбывает из игры

2

Ученик загадывает слово и говорит его учителю. Остальные учащиеся угадывают слово, задавая вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Например загадано слово «собака». Ученики могут задавать вопросы:

– Это животное?

– Оно большое?

  1. Словесные игры.

Словесные игры сложнее игр с предметами, так как они не связаны с восприятием предмета, в них учащиеся должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Они развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Пример

«Снежный ком»

Применение – этап введения и первичного закрепления лексического материала

Задача – закрепление нового лексического материала.

Игра позволяет многократно проговаривать новые слова по теме в контексте.

1

Первый ученик составляет предложение по теме. Каждый следующий участник игры повторяет предложение и добавляет к нему одно слово. Ученик, не сумевший повторить предложение правильно, выбывает из игры. Выигрывает ток, кто последним проговаривает все предложение правильно.

«Объясни слово»

Применение  - этап контроля понимания значения слов.

Задача – закрепление нового лексического материала, контроль понимания значения.

1

Ведущий называет слово, относящееся к тому или иному пласту лексики, которое остальные участники должны прокомментировать. Например, если назван архаизм, то  нужно указать соответствующее к ему слово из современного  языка, если назван историзм или заимствованное слово, то нужно объяснить его значение. Ведущий задает вопросы всем игрокам. Если кто – то из них ошибается, отвечает следующий и т.д.

«Да» и «нет» не говорите…»

Задача – расширение активного словарного запаса, использование синонимов, развитие навыка перефразирования.

1

Варианты:

- Отвечать на вопросы, используя только сложные предложения;

- Отвечать на вопросы, используя предложения с причастным оборотом; и т.д.

  1. Настольные игры.

Настольные игры могут быть условно разделены на настольные печатные и настольные ролевые.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами , основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не предмет, а карточка с задание, лото, изображение предмета и др. Настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Игра «Карта Бита»

Применение – этап закрепление материала.

Задача – научить формулировать вопросы разных видов, утвердительные предложения.

1

Каждому играющему раздается по пять «карт», на которых написано по одному слову какой – либо части речи. Начинающий игру задает своё условие, указывая синтаксическую роль слов, которая определяет данный код. Допустим называется дополнение. Это значит, что каждый из играющих «скидывает карты» с теми словами, которые могут выступать в качестве дополнения. При этом на каждую «карту» приводится пример. После первого хода играющие добирают «карты» до пяти из оставшихся в раздаче. Если кто – либо ошибается в примере,  то он забирает все «карты», которые успели выложить до него предыдущие участники игры. Затем следующий по кругу играющий задает своё условие. Выигрывает тот, кто первым останется без «карт».

«Бинго» (лото)

Применение – этап первичного закрепление изучаемого материала.

Задача – научить принимать лексику на слух.

1

Учитель подготавливает материал для игры: карточки с изображением животных (например). Карточки размножить. Каждый лист рассчитан на два игровых поля (т.е. каждый лист формата А4 необходимо еще разрезать пополам, чтобы получились игровые поля 3х3 картинки каждое, всего 9 картинок в каждом игровом поле). Раздать эти карточки учащимся. Последний лист со словами разрезать на отдельные карточки. Ведущий наугад вытягивает карточки-слова и читает слова по-русски. Если учащиеся слышат слово, которое соответствует картинке на их игровом поле, то зачеркивают у себя эту картинку. Победит тот, у кого раньше всех все 9 картинок будут зачеркнуты, он объявляет "Бинго!"
Новые или незнакомые слова можно заранее написать на доске или ведущий читает их сразу с переводом.

  1. Ролевые игры.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, чем – то поделиться с собеседником.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

Основные требования к игре:

- наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также ролей, игровых предметов;

- обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры);

- осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата;

- возможность выбора конкретного действия в игре с каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.

При этом важен учет следующих обстоятельств:

- Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется в игре.

- Игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мыслительного усилия.

- Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках – таким правилом может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не механического подражания.

Этапы ролевой игры:

  1. Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся.

Подготовка учителя предусматривает:

А) выбор темы и формулирование проблемы;

Б) отбор и повторение необходимых языковых средств;

В) уточнение параметров ситуации:

- время, место, количество участников, степень официальности;

- статусно – ролевые характеристики партнеров;

- личностные характеристики персонажей;

- речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/ несогласия, аргументация собственного мнения;

Г) подготовка атрибутов игры: наглядные пособия, ролевые карточки;

Д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка учащихся заключается в следующем:

А) Поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;

Б) Повторение речевых формул и лексики по теме.

2. Распределение ролей. Проведение игры.

3. Контроль. Общее обсуждение и анализ ролевой игры.

«Телефонный разговор»

Цели: раскрепостить ребенка, дать ему установку на позитивное общение, повысить уверенность, научить правильно начинать и завершать разговор. 

1

Ведущий начинает игру: «У меня звонит телефон. Алло! Здравствуйте, поняла!» После первого звонка ведущий набирает номер желаемого игрока, например №4. Вместо звукового сигнала можно использовать мяч, катая его по полу в нужном направлении. Итак, телефон звонит у игрока под №4, следовательно, мячик катится к нему. Он поднимает трубку: «Алло!» Между участниками происходит мини-беседа, из которой ребята узнают главную новость: «Сегодня на улице раздавали серых, черных и пятнистых котят!» В конце разговора второй участник получает задание рассказать об этом другу. Он отключает телефон, потом набирает номер желаемого «абонента» (катит мяч в направлении выбранного им участника) и после того, как ему ответили, повторяет предыдущий диалог и просьбу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не узнают о главной новости. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "По морям, по волнам..."

Внеклассная работа. Познавательная игра "По морям, по волнам..." для детей младшего школьного возраста....

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"

Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....

Психологические игры для детей младшего школьного возраста

Психологические игры дял детей начальных классов...

"Дьулуруйар Ньургун Боотур" электронная игра для детей младшего школьного возраста

Цель игры - вызвать интерес детей к  олонхо Константина Оросина "Дьулуруйар Ньургун Боотур". Игру можно организовать по группам или индивидуально. Нажимая на солнышки выбирают вопрос и отвечают....

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»

Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах.  Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...