Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Игра является наиболее интересным и действенным методом, повышающим интерес к урокам русского языка. Цель игр заключается в том, чтобы пробудить интерес к познанию, учению. Игра, наряду с учебной деятельностью, в младшем школьном возрасте занимает важное место в развитии ребёнка. Включая в уроки элемент игры, интерес детей к обучению возрастает, а материал становится более доступным и интересным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. Помимо этого, игры на уроках русского языка способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Для обогащения словаря младших школьников на уроках русского языка можно применять следующие игры и игровые приёмы, представленные в прилагаемом материале. Ценность заданий заключается в том, что на их материале можно обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка
- Игры с предметами.
Игры с предметами больше для учащихся младшего школьного возраста больше подходят, так как они основаны на непосредственном восприятии, кроме того, ребёнок с желанием называет увиденные предметы.
Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним до 5-6 класса. Многие игры с предметами сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышлению учащегося.
Пример
«Угадай слово» | ||
1 | Учитель раздает ученикам листы с зашифрованными словами: указаны только гласные звуки, вместо согласных – черточки, также отмечена мягкость согласных звуков. Задача учащихся разгадать слова Ученики по очереди вынимают из колоды карточки, читают на них написанные толкования и отгадывают слова. Допустивший ошибку выбывает из игры | |
2 | Ученик загадывает слово и говорит его учителю. Остальные учащиеся угадывают слово, задавая вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Например загадано слово «собака». Ученики могут задавать вопросы: – Это животное? – Оно большое? |
- Словесные игры.
Словесные игры сложнее игр с предметами, так как они не связаны с восприятием предмета, в них учащиеся должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Они развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.
Пример
«Снежный ком» Применение – этап введения и первичного закрепления лексического материала Задача – закрепление нового лексического материала. Игра позволяет многократно проговаривать новые слова по теме в контексте. | ||||
1 | Первый ученик составляет предложение по теме. Каждый следующий участник игры повторяет предложение и добавляет к нему одно слово. Ученик, не сумевший повторить предложение правильно, выбывает из игры. Выигрывает ток, кто последним проговаривает все предложение правильно. | |||
«Объясни слово» Применение - этап контроля понимания значения слов. Задача – закрепление нового лексического материала, контроль понимания значения. | ||||
1 | Ведущий называет слово, относящееся к тому или иному пласту лексики, которое остальные участники должны прокомментировать. Например, если назван архаизм, то нужно указать соответствующее к ему слово из современного языка, если назван историзм или заимствованное слово, то нужно объяснить его значение. Ведущий задает вопросы всем игрокам. Если кто – то из них ошибается, отвечает следующий и т.д. | |||
«Да» и «нет» не говорите…» Задача – расширение активного словарного запаса, использование синонимов, развитие навыка перефразирования. | ||||
1 | Варианты: - Отвечать на вопросы, используя только сложные предложения; - Отвечать на вопросы, используя предложения с причастным оборотом; и т.д. |
- Настольные игры.
Настольные игры могут быть условно разделены на настольные печатные и настольные ролевые.
Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами , основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не предмет, а карточка с задание, лото, изображение предмета и др. Настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Игра «Карта Бита» Применение – этап закрепление материала. Задача – научить формулировать вопросы разных видов, утвердительные предложения. | ||
1 | Каждому играющему раздается по пять «карт», на которых написано по одному слову какой – либо части речи. Начинающий игру задает своё условие, указывая синтаксическую роль слов, которая определяет данный код. Допустим называется дополнение. Это значит, что каждый из играющих «скидывает карты» с теми словами, которые могут выступать в качестве дополнения. При этом на каждую «карту» приводится пример. После первого хода играющие добирают «карты» до пяти из оставшихся в раздаче. Если кто – либо ошибается в примере, то он забирает все «карты», которые успели выложить до него предыдущие участники игры. Затем следующий по кругу играющий задает своё условие. Выигрывает тот, кто первым останется без «карт». | |
«Бинго» (лото) Применение – этап первичного закрепление изучаемого материала. Задача – научить принимать лексику на слух. | ||
1 | Учитель подготавливает материал для игры: карточки с изображением животных (например). Карточки размножить. Каждый лист рассчитан на два игровых поля (т.е. каждый лист формата А4 необходимо еще разрезать пополам, чтобы получились игровые поля 3х3 картинки каждое, всего 9 картинок в каждом игровом поле). Раздать эти карточки учащимся. Последний лист со словами разрезать на отдельные карточки. Ведущий наугад вытягивает карточки-слова и читает слова по-русски. Если учащиеся слышат слово, которое соответствует картинке на их игровом поле, то зачеркивают у себя эту картинку. Победит тот, у кого раньше всех все 9 картинок будут зачеркнуты, он объявляет "Бинго!" |
- Ролевые игры.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, чем – то поделиться с собеседником.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Основные требования к игре:
- наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также ролей, игровых предметов;
- обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры);
- осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата;
- возможность выбора конкретного действия в игре с каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
При этом важен учет следующих обстоятельств:
- Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется в игре.
- Игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мыслительного усилия.
- Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках – таким правилом может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не механического подражания.
Этапы ролевой игры:
- Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся.
Подготовка учителя предусматривает:
А) выбор темы и формулирование проблемы;
Б) отбор и повторение необходимых языковых средств;
В) уточнение параметров ситуации:
- время, место, количество участников, степень официальности;
- статусно – ролевые характеристики партнеров;
- личностные характеристики персонажей;
- речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/ несогласия, аргументация собственного мнения;
Г) подготовка атрибутов игры: наглядные пособия, ролевые карточки;
Д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата.
Подготовка учащихся заключается в следующем:
А) Поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;
Б) Повторение речевых формул и лексики по теме.
2. Распределение ролей. Проведение игры.
3. Контроль. Общее обсуждение и анализ ролевой игры.
«Телефонный разговор» Цели: раскрепостить ребенка, дать ему установку на позитивное общение, повысить уверенность, научить правильно начинать и завершать разговор. | |
1 | Ведущий начинает игру: «У меня звонит телефон. Алло! Здравствуйте, поняла!» После первого звонка ведущий набирает номер желаемого игрока, например №4. Вместо звукового сигнала можно использовать мяч, катая его по полу в нужном направлении. Итак, телефон звонит у игрока под №4, следовательно, мячик катится к нему. Он поднимает трубку: «Алло!» Между участниками происходит мини-беседа, из которой ребята узнают главную новость: «Сегодня на улице раздавали серых, черных и пятнистых котят!» В конце разговора второй участник получает задание рассказать об этом другу. Он отключает телефон, потом набирает номер желаемого «абонента» (катит мяч в направлении выбранного им участника) и после того, как ему ответили, повторяет предыдущий диалог и просьбу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не узнают о главной новости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/03/picture-10778.jpg)
Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "По морям, по волнам..."
Внеклассная работа. Познавательная игра "По морям, по волнам..." для детей младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/03/picture-10778.jpg)
Познавательная игра для детей младшего школьного возраста "Знатоки природы"
Внеклассная работа. познавательная игра "Знатоки природы" для детей младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-287827-1377896936.jpg)
Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры дял детей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400666-1391856698.jpg)
"Дьулуруйар Ньургун Боотур" электронная игра для детей младшего школьного возраста
Цель игры - вызвать интерес детей к олонхо Константина Оросина "Дьулуруйар Ньургун Боотур". Игру можно организовать по группам или индивидуально. Нажимая на солнышки выбирают вопрос и отвечают....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-1029432-1678433574.jpg)
«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»
Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах. Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...