Урок обучения грамоте "Гласная буква Ёё"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Валеева Елена Динафовна

 Урок проведён в 1 классе. на уроке учащиеся знакомятся с гласными буквами, определяют особенность буквы ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1_klass_bukva_yoyo.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Гласные буквы Ё, ё

Цель урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Определяют особенность буквы Ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке

Личностные результаты

Обладают чувством ответственности за сохранение природы

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Принимать учебную задачу урока.
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.
  • Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.
  • Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.
  • Осваивать правила выполнения работы в паре, выполнять правила работы в малой группе

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии;

особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель

Образовательные ресурсы

 Предметные картинки, цветные полоски,Презентация, ёлочка, красные и синие кружочки для рефлексии.

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Ребята, настроимся на работу и пожелаем друг другу удачи! Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Речевая разминка

– Пропойте гласные звуки
по «ленте букв»

Поют гласные звуки

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III. Актуализация опорных знаний

– Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии?

Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.

– Выполните слого-звуковой анализ слов ели, маяк по схемам

– Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы.

–  Мягкость согласных обозначают: и, е, я.

Слушают объяснение учителя.

Работают со схемами-моделями слов, анализируют слова

Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции. Выполняют слого-звуковой анализ слов. Сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах

IV. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель … .  (ёжик)

-Какой звук слышим в начале слова?

-Как вы думаете, с какой буквой будем работать на уроке?

-Какой это звук? Мы знакомы с ним? Что- то знаем о нём?

-Чему научимся сегодня на уроке? (определить какой звук означает буква ё, научимся читать с ней слоги,слова и предложения.)

Отгадывают загадку.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

– Кто изображен на рисунке?Выполните слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Ёжик.

Производят слого-звуковой анализ слова ёжик.  

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 31)

– Произнесите слово ёжик по слогам.

Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?

– Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой Ё.

Если буква Ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [j’о]

Выполняют слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков.

Читают правило

Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется

2. Знакомство с буквой Ё

– На что похожа буква Ё?

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

В. Степанов

– Выложите букву Ё из цветных полосок.

Находят букву Ё на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из цветных полосок выкладывают букву Ё

Находят букву Ё на «ленте букв». Моделируют ее из цветных полосок

3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31)

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах
и словах?

Читают слоги и слова.

– В слогах – [о], в словах – [j’о]

Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё

Физкультминутка

«Жук», «Мыши»

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

4. Работа с текстом
(учебник, с. 31)

– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку.

– Озаглавьте рассказ

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, озаглавливают рассказ

Осмысленно читают текст рассказа, определяют главную мысль

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30)

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ

Рассматривают картинку, составляют рассказ

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ

6. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30)

– Прочитайте слова (названия животных и их детенышей).

– Найдите каждому детенышу родителя

Читают, выполняют задание

Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей

VII. Рефлексивно-оценочный

-Что нового узнали на уроке?

-Вспомните какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-Мы достигли своей цели?

-Понравился ли вам урок?

-Сейчас мы с вами украсим нашу ёлочку. У вас на столах лежат красные и синие кружочки . Если вам урок понравился и вы все поняли на уроке выберете красный кружочек. Если урок вам не понравился и вы ничего не поняли на уроке то выберите синий кружочек.

     -Красные кружочки с заданиями:нужно прочитать написанное на кружочке слово и объяснить функцию буквы ё в этом слове.

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....