Поликультурное образование учащихся на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку

Воспитательная работа в духе мира особенно важна и потому, что состав любого класса   многонациональный.

Мы знаем, что ребенка воспитывает все, что его  окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ведь  «Нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                Калмыкова Надежда Валентиновна,

учитель начальных классов

МОУ «Ялгинская СОШ» г. Саранска

Республики Мордовия

                              Поликультурное образование учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

                              Мы помним, мы гордимся, мы не забудем!

          В настоящее время  в мире сохраняется социальная напряженность в обществе. Наблюдаются всплески агрессии, терроризма.

 Каким должен быть современный человек, чтобы противостоять злу, насилию?  Современный человек должен быть толерантным, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии.

Поликультурное образование — это процесс подготовки каждого человека   к социальной, политической и экономической реальности. В этом процессе  используются языковые и культурно – исторические ресурсы.

В  школах имеется реальная  возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие. Воспитательная работа в духе мира особенно важна и потому, что состав любого класса   многонациональный.

Мы знаем, что ребенка воспитывает все, что его  окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ведь  «Нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)

И первым таким звеном в воспитании становится семья! Семейные традиции!

Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», говорил    В.М.Васнецов.

Память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов.  И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях.

Через семью передаётся эта память. А если семья многонациональная! Переплетаются обычаи, традиции. Пополняются знания и передаются от одних национальностей к другим, требуя  уважения, почитания и толерантного отношения.

В нашем классе был оформлен «Уголок  Памяти» о наших бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.  Каждый ребёнок рассказал  в  своем проекте   об их  жизни, биографии, военном подвиге.  С замиранием сердца слушали дети эти истории:

 «С каждым годом ветеранов войны становится все меньше и меньше. Но мы, молодое поколение, должны помнить, что, благодаря им, мы живем под мирным небом. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.

Я хочу рассказать об одном человеке, которого я никогда не видела и знаю о нем только со слов старших. Это брат моей бабушки – Авакшин Василий Иванович. Он, в первые  дни войны, ушел на фронт, был пулеметчиком. Погиб при освобождении г. Старый Оскол.

О его смерти написал в письме товарищ Василия, который остался жив. Он пишет: «От роты осталось восемьдесят два человека. Командир сказал, что сюда идет батальон эсэсовцев,  надо оставить одного человека с пулеметом для прикрытия. Вызвался Василий. Он прикрыл отход своих товарищей ценой собственной жизни.  Похоронили его местные жители около скалы»

Так моя бабушка узнала, как погиб её брат, до конца выполнив свой долг солдата. Он не был героем, но был солдатом Отчизны»

« Мой прадед, Шичкин Иван Ефремович, 1925 г.р был призван в ряды Советской Армии в 1943 г в возрасте 18 лет. Служил в отдельной учебно-стрелковой роте № 165. Во время боевых действий 2-го Белорусского фронта на 2 км западнее  г. Ковель 17 апреля 1944 года за проявленную отвагу был представлен к награде  -  Медаль «За боевые заслуги».  28.09.1944 попал в госпиталь. После выписки из госпиталя был признан не годным к военной службе по причине резкого нарушения функций левой руки и правой ноги»

«Анисимов Александр Иванович родился 24.12.1924г в Большеберезниковском районе с. Айкино.

Место призыва:  Больше-Березниковский РВК, Мордовская АССР, Больше-Березниковский р-н. Прошел ускоренную учебу в Саранском военно-пехотном училище. Был награжден медалью «За отвагу» 08.08.1943г.  19.07.1943 в боевых сражениях в д. Кудрявец из своего оружия уничтожил 2 огненные точки противника и из винтовки убил немецкого автоматчика. Участвовал в боях под Сталинградом и Курской дуге. Получил тяжелое ранение в правую ногу,  лежал в госпитале 8 месяцев, после чего был комиссован»

По отрывкам сочинений детей нашего класса можно составить летопись военного времени. Это лишний раз показывает толерантную взаимосвязь наших поколений, где никто не смотрел на национальность, на вероисповедание.

Литература 

1.Алдошина М. Основы поликультурного образования / М.: Директ-Медиа, 2014

2. М.В. Дубова,  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

3.  Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.

4.   Феоктистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014. - 144 c.

 5.  Авторские сочинения  уч-ся МОУ «Ялгинская СОШ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Основная цель данной статьи помочь начинающему учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"

Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....

Работа с одаренными учащимися на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья рассказывает. как можно организовать работу с одаренными детьми на уроках русского языка в начальной школе....

Статья по теме: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"

Развитие речи - одна из самых важных и трудных задач начального образования.  Развивая речь учащихся, мы развиваем их интеллект. Поэтому, так важно,  уделять большое внимание различным видам...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...