Технологическая карта урока русского языка «Разделительный твердый и мягкий знаки» ( УМК «Перспектива» , 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Закрепить знание правил о разделительном ъ и ь знаков и алгоритма его применения при выполнении упражнений.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление в процессе использования алгоритма.
  2. Развивать умение анализировать признаки орфограммы при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантность в процессе парной и групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 15.10.2021

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 3 - 9

Урок: 1

Время: 8:00-8:40Кабинет: 318

Студент: Мартюшева Е.К.

Группа: 42

Учитель: Мещерякова Валентина Сергеевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: Разделительный твердый и мягкий знаки

Тип урока: рефлексия

Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Закрепить знание правил о разделительном ъ и ь знаков и алгоритма его применения при выполнении упражнений.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление в процессе использования алгоритма.
  2. Развивать умение анализировать признаки орфограммы при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантность в процессе парной и групповой работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Содание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Константиновна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

1.Показывают готовность к уроку.

2.Приветствуют учителя. Садятся на места.

Метапредметные:

Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: самоопределение к деятельности

Работа с презентацией

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма:

Фронтальная

Индивидуальная

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Иллюстрация

Практический:

Выполнение заданий в тетради

1.Побуждает к высказыванию своего мнения.

  • Обратите внимание на поговорку. Поймайте ее взглядом. Подумайте:  О чём она? Кто с ней согласен?
  • Откройте тетради, запишите число, отступив две строки от предыдущей работы. В следующей строке напишите «Классная работа».
  • Потренируемся в чистописании ъ и ь знаков. Обратите внимание на слайд.

  • На слайде представлены слова,  какие это слова?
  • Да, это словарные слова, сейчас вам нужно будет выполнить словарную работу, вам необходимо вставить пропущенную букву.
  • Подчеркните места, в которых вы можете случайно сделать ошибку..
  • Возникло ли у вас затруднение при написании какого-то слова? Какое слово было для вас новым? Но слово воскресенье называет не только последний день недели, оно имеет еще одно значение возрождение. Составьте предложения с данными значениями.

1.Показывают усвоение изученного раннее материала.

«Быстро сделанная работа хорошей не будет».  Чем усерднее мы будем выполнять работу, тем лучше по качеству она будет.

  • Словарные слова, слова, которые нужно запомнить.

Воскресенье. Последний день в недели.

Предметные: соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи

Метапредметные:

П:анализ объектов с целью выделения признаков.

К: формулировать собственные мнения и позиции

Л: формирование положительного отношения к предмету

Работа с презентацией

Слайд 2-4

Постановка учебной задачи
(1 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Наглядный :

Иллюстрация

Моделирование:

Составление плана

1.Выдвигает проблему.

2.Помогает учащимся сформулировать тему и цели урока.

  • Обратимся к рубрике «Вижу, думаю, задумываюсь», давайте поработаем над ней и выявим,  над чем мы сегодня поработаем.
  • На слайде вы видите задание. Что нам необходимо сделать? Выполните задание, данное на доске.
  • Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какова будет тема нашего урока?
  • Какие цели мы можем перед собой поставить?
  • Чтобы достичь поставленных целей, необходимо составить план, здесь все пункты плана перепутаны, давайте попробуем восстановить его.
  • Давайте проверим, что у вас получилось.

У ручья

Вьюн

Польёт

Стулья

Листья

Обезьяна

Объявление

Съедобный

Въезд

Объехал

Въехать

Подъём

Выполните самопроверку по заданию.

1.Проговариваю тему и цель урока.

Вижу Правило на разделительный твердый и мягкий знаки, думаю о правиле написания слов с разделительным ъ и ь знаками, задумываюсь умею ли я применять правило.

Задание:

Тема урока: Разделительные ъ и ь знаки.

Цели: Вспомнить правило правописания разделительных ъ и ь знаков.

Закрепить умение писать слова с разделительными ъ и ь знаками.

План:

  1. Вспомним правило правописания.
  2. Выполним упражнение для закрепления умения писать разделительные ъ и ь знаки.
  3. Организуем самостоятельную работу в группах.
  4. Сделаем выводы.

2.Отвечают на вопросы учителя.

1.Выполняют задания

Приставок, в корне слов, перед буквами е,ё,ю,я

Разделительный мягкий знак пишется в корне слов, после согласной, перед буквами е,ё,ю,я. Разделительный твердый знак пишется в приставке после согласной, перед буквами е,ё,ю,я

Списать предложения, выделить корни и приставки слов, подчеркнуть главные члены предложения.

Предметные: умение определять тему, цель урока

Метапредметные:

Р:способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П: формирование логической грамотности учащихся

Л: формирование мотивации к изучению нового, формирование навыков составления плана

Работа с презентацией

Слайд 5,6,7,8,9,10

Включение в систему знаний, повторение

(20-25 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Парная

Словесный

Учебный диалог

Практический

Работа с раздаточным материалом

1. Вместе с детьми проводит параллель между правилом и представленными заданиями.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Давайте попробуем сформулировать вывод, после выполнения задания.
  • Обратимся к рубрике и удостоверимся в правильности нашего выбора. Давайте прочитаем правило, представленное в рубрике.
  • Теперь давайте устно закрепим правило, используя схему на доске.
  • Упражнение номер 74 в учебнике. Прочитайте задание. Выделите, что вам необходимо сделать. Задание будем выполнять в группах. У каждой группы на парте лежит пара предложений из этого упражнения. Вся группа записывает пару предложений в свою тетрадь и делает все по заданию, с обсуждением. Затем кто-то от группы выступает с объяснением.
  • Давайте выполним проверку.
  • Упражнение номер 81 в рабочей тетради,  какое задание нам дано? Как вы будете это делать? Задание выполняем в парах.

Сейчас пары соседей обменяются тетрадями и выполнят взаимопроверку.

Ночью

Половодье

Журчанье

Ручья

Бельё

Хлопья

Вьюга

Обезьянка

Осенью

Съедобный

Отъезд

Съел

Подъемный

Подъезд

Объявление

Подъем

Какой вывод после выполнения задания мы можем сделать?

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Выполянют задание в парах.

Вывод: Разделительный ъ знак пишется на границе приставки и корня, перед буквами е,ё,ю,я. Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после букв е,ё,ю,я.

Списать предложения. Выделите корни и приставки в словах с разделительным ъ и ь знаками. Подчеркнуть главные члены в предложении.

1.Слово льёт и дождь. Гр.основа: льёт дождь.

Покрылась грязью. Гр.основа: дорога покрылась.

2.Бьёт. Родник бьёт.

Пьёт. Витя пьёт.

3.Школьниками, въехал. Автобус въехал.

Подъезда друзья. Встречали друзья.

Разделительные ъ и ь знаки пишутся на стыке приставки и корня или в корне слова.

Предметные: умение работать с толковым словарем

Метапредметные:

П:поиск и выделение необходимой информации.

П: развитие умений анализировать полученный результат.

Работа в рабочей тетради

Работа с презентацией

Слайд 11-20

Индивидуальная

Практический: работа с упражнением

.1.Подводит к построению речевого высказывания.

  • Упражнение номер 75 «Умею ли я?» Что означает эта фраза? А сможете ли вы выполнить задание самостоятельно? Что вам необходимо сделать? Выполняем индивидуально, каждый в своей тетради.

Объедало

Съел

Объедало

Необъятной

Угощенья

Варенья

Соленья

Бадью

Бульона

Оладьи

Цыплячьи

Шампиньоны

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните проверку.
  • Давайте сделаем вывод Где чаще всего встречается разделительный ъ знак? Всегда ли мягкий знак стоит в корне слова? Перед какими буквами пишутся разделительные твердый и мягкий знаки?

Сможем ли мы применить полученные знания в практической работе.

Сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а затем с разделительным ъ.

Разделительный ъ знак встречается на стыке приставки и корня.

Чаще всего разделительный ъ знак встречается в корне слова, но бывают случаи, когда он встречается в суффиксе.

Перед буквами е,ё,ю,я.

Работа с учебником

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Индивидуальная

1.Создает рефлексию.

  • Проанализируйте свою деятельность на уроке.
  • Дополните фразы своими словами.
  • О чём бы вы могли рассказать дома своим родителям после нашего урока?

1.Определяют свое понимание темы.

2.Проводят оценку знаний.

Предметные самоанализ

Метапредметные:

Осознанное построение речевого высказывания

Личностные:

самоопределение

Работа с презентацией

Слайд 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В…скр…сенье, …торник, вч…ра, за…тра, п…н… дельник Словарный диктант

Слайд 4

Тема урока: Цели урока: Вспомнить …; Закрепить… Р азделительные Ъ и Ь знаки.

Слайд 7

ВЫВОД: Разделительный мягкий знак пишется в корне слов после согласных Ъ пишется после приставок , оканчивающихся на согласную букву. Ъ и Ь пишется перед буквами Е,Ё, Ю, Я.

Слайд 8

Правило: е согласная Ь ё ю я

Слайд 9

Уч. Упр.74

Слайд 10

Р.т . Упр.81

Слайд 11

Умею ли я….

Слайд 12

Сегодня на уроке я…. Удивился Понял Узнал Научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Волшебный мягкий знак" УМК "Перспектива", 2 класс

Материал представлен в технологической карте. Урок проведён в соответствии с ФГОС. Цель урока: продолжить работу с буквой "Ь" как показатель мягкости согласных, выявить его особенности. Первый этап - ...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта по русскому языку "Разделительный твёрдый и мягкий знак".

Урок по русскому языку разработан в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка "Разделительные мягкий и твердый знаки" 4 класс, УМК - "Перспектива"

Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний и умений о правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками; Задачи урока: Дидактические:1) повторить правило право...