Технологическая карта урока русского языка "Разделительные мягкий и твердый знаки" 4 класс, УМК - "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель деятельности учителя: 

обобщение и закрепление знаний и умений о правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками; 

Задачи урока: 

Дидактические:

1) повторить правило правописания слов с разделительными Ь, Ъ знаками;

2) закрепить умение писать и обозначать орфограмму в слове.

Развивающие:

1) способствовать развитию орфографической зоркости;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать правило правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах;

2) уметь отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными Ь и Ъ знаками.

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 21.11.2023

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время: 9:40-10:20          Кабинет: 210

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Разделительные мягкий и твердый знаки»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний и умений о правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками; 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) повторить правило правописания слов с разделительными Ь, Ъ знаками;

2) закрепить умение писать и обозначать орфограмму в слове.

Предметные:

1) знать правило правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах;

2) уметь отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными Ь и Ъ знаками.

Развивающие:

1) способствовать развитию орфографической зоркости;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Перспектива», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 1ч./ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: «Просвещение», 2019. -Ч.1

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка (слайд №1).

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Повернитесь к соседу по парте, пожелайте хорошего дня и успешной работы на уроке, присаживайтесь.

- Отлично, давайте начнём наш урок!

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных нам сегодня понадобятся?

Рассуждать, наблюдать, доказывать, разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень (слайд №2).

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке. Поднимите руку, кто согласен.

- Отлично, начнем работу!

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Рассуждать, наблюдать, доказывать, старание, внимание, сообразительность.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Индивидуальная

Группа практических методов: словарная работа

 

Внешний контроль

1. Организует словарный диктант.

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «Двадцать первое ноября». Ниже пишем «Классная работа». Пишем слова с заглавной буквы под диктовку.

Автомобиль, беседовать, волноваться, восемь, желать, здесь, календарь, командовать, одиннадцать, правительство, председатель.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания по эталону.

- У кого нет ошибок? У кого 1,2 ошибки?...

2. Организует подведение к теме урока.

- На доске буквосочетания.

тья нье льё вьи пью

бья дъе съё        съю

- Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?

- Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?

- Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует?

Работают в тетради.

Взаимопроверка.

- Во всех слогах разделительный Ь знак.

- Во всех слогах разделительный Ъ знак.

-разделительный Ъ знак не пишется перед гласной и

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа

наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Ребята, кто скажет, о чем мы с вами будем продолжать говорить?

- Предположите тему нашего урока.

(слайд №3)

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока с помощью слов: (слайд №3).

1) закрепить …

2) отработать умение …

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- На слайде есть опорные слова для составления плана: (слайд №5)

1) Вспомним …

2) Будем объяснять …

3) Сделаем …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели.

Тема: «Разделительные мягкий и твердый знаки».

Цель: 

1) закрепить знания о правописании слов с разделительными Ь, Ъ знаками.

2) отработать умение находить и обозначать орфограмму в слове.

План:

1) Вспомним правило о правописании разделительных Ь,Ъ знаках;

2) Будем объяснять правописание разделительных Ь, Ъ знаков;

3) Сделаем вывод.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

Презентация

Презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений

(7 мин)

Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;
использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Фронтальная

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение упражнения

1. Организует повторение правил.

- Сейчас мы снова обратимся к записанным словарным словам в тетради.

- Что объединяет данные слова с непроверяемым написанием?

- Какой здесь мягкий знак? Почему?

- Когда в словах пишется разделительный Ь знак, а когда указывающий на мягкость?

(слайд №6)

- А когда не пишется разделительный Ь знак?

-Когда в словах пишется разделительный Ъ?

(слайд №7)

2. Организует работу в учебнике.

- Откройте учебники на стр.99 и найдите №162. Прочитайте задание.

- Сейчас по поднятой руке отвечаете по одному словосочетанию и объясняете орфограмму. После обсуждения записываем в тетради словосочетания и выделяем орфограмму.

2. Организует работу у доски.

- Ваша задача будет одним словом назвать то, что я буду описывать

- Сейчас два человека работают у доски, а остальные записывают в тетради.

1. Отец, мать, дети все это .... (семья)

2. Вход в здание (подьезд)

3. Снежная буря, метель (вьюга)

4. Домики для пчел (ульи)

5. Пригодный для еды (съедобный)

6. Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, это... (варенье)

7. Растолковать, сделать понятным(объяснить).

3. Организует работу в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах с карточкой, которая у вас на партах.

- Напомните мне правила работы в парах.

Распредели слова по столбикам:

Пол_ёшь, под_ём, двух_ярусный, раз_ярённый, в_юнок, в_юга, в_схал, плат_е, об_яснение, с_ёжился, с_ел, об_ем, в_ёт, друз_я

Разделительный Ъ знак

Разделительный Ь знак

- Сейчас две пары прочитают слова, которые записали в столбики, а остальные проверяют.

- У кого не ошибок? У кого одна ошибка?

2. Организует работу в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах и  выполнять №164 в учебнике на стр.99. Прочитайте задание. Ваша задача в группах обсудить эти пословицы и объяснить их значение. Обязательно объяснить орфограмму в словах

1 группа – 1 и 2 пословицы

2 группа – 3 и 4 пословицы

3 группа – 5 и 6 пословицы

На выполнение у вас есть 5 минут

- Теперь два человека от группы читают пословицу и объясняют значение и орфограмму.

- В это время другие группы слушают и оценивают по критериям: (слайд №8)

1. Правильность объяснения пословицы
2. Правильность постановки пропущенной буквы.

3. Правильность обозначения приставки

Всего должно получится 6 баллов-оценка 5

5-4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

Оцените работу группы по критериям.

- Во всех словах есть мягкий знак.

- Мягкий знак, указывающий на мягкость предшествующего согласного.

- Разделительный Ь знак пишется после согласных и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И

- Разделительный Ь знак не пишется после приставок

- Разделительный Ъ знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с одной из гласных букв: е, ё, ю, я

Читают задание.

Отвечают и записывают в тетрадь.

Два человека работают у доски, остальные в тетрадях.

Называют правила работы в парах.

1 группа: подъем, двухъярусный,

разъяренный, въехал, объяснение, съежился, съел, объем.

2 группа: польешь, вьюнок, вьюга, платье, вьет, друзья.

Проверяют.

Работают в группах.

Ответы

деревЬев, силЬно, друзЬями, обЪединяет, сЪедят, обЪездишь, счастЬе.

Отвечают.

Проводят оценку работы группы.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Презентация

Презентация

Учебник

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

Учебник

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физич.напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу. Для глаз из азбуки здоровья.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: выполнение самостоятельной работы

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- На партах у вас лежат карточки. Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Тест «Разделительные знаки»

1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный в знак?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком?

а) на согласную;

6) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи

нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И

- Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону на слайде  (слайд № 9)

Поставьте оценку в соответствии с критериями  (слайд №10).

Оценка 5 – без ошибок

Оценка 4 – 1-2 ошибок

Оценка 3 – 3 ошибки

Неудовлетворительно – 4-6 ошибок

1.Выполняют самостоятельную работу.

Ответы

1. Б

2. А

З. А

4. А

5. Е, Ё, Ю, Я, И

6. Е, Ё, Ю, Я

Взаимопроверка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Презентация

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

 

Внешний контроль

1.Организует повторение темы и целей урока.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд №11)

- Какую цель на урок мы ставили?

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке. Поиграем в игру «Закончи предложение», на доске есть формулировки, поработаем с ними.

Я узнал (а)…

Я научился…

Мне понравилось…

Теперь я могу…

1.Анализируют свою работу на уроке.

Тема: «Разделительные мягкий и твердый знаки».

Цель: 

1) закрепить знания о правописании слов с разделительными Ь, Ъ знаками.

2) отработать умение находить и обозначать орфограмму в слове

Выполняют самооценку.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

оценивание процесса и результатов деятельности

Презентация

Презентация

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Технологическая карта урока  русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...