«Правописание приставок и предлогов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ковынева Светлана Николаевна

«Правописание  приставок и предлогов»

Урок открытие нового знания

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Постановка цели урока.
  3.  Актуализация  опорных знаний.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий.
  5.  Физминутка.
  6.  Дифференцированная индивидуальная работа.
  7.  Актуализация знаний на этапе закрепления (моделирование)
  8. Актуализация субъективных знаний
  9.  Итог урока.
  10.  Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                  Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Русский язык»

Учитель

Ковынева Светлана Николаевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Новоникитинская СОШ»

Класс

3

Тема урока

«Правописание  приставок и предлогов»

Тип урока

Урок открытие нового знания

Технология построения урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Постановка цели урока.
  3.  Актуализация  опорных знаний. 
  4. Усвоение новых знаний и способов действий.
  5.  Физминутка.
  6.  Дифференцированная индивидуальная работа.
  7.  Актуализация знаний на этапе закрепления (моделирование)
  8. Актуализация субъективных знаний
  9.  Итог урока.
  10.  Рефлексия.

Цель урока

Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

Задачи урока

Образовательные:

формировать умения  различать приставки и предлоги на письме;

расширять словарный запас;

совершенствовать умение разбирать  слова по составу.

Развивающие:

развивать связную речь, орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

развивать умение анализировать и выделять главное.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Приставка, предлог.

Формы проведения

Комплексно – творческий урок.

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся различать приставки и предлоги;

- обсуждать роль приставок и предлогов в нашей жизни;

- знать правила правописания приставок и предлогов;
- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- определять место на ленте времени.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ориентироваться в учебнике  и рабочей тетради;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать результат своих действий;

- высказывать свои предположения;

- сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

- определять сходство и различие объектов;

- получать информацию из текста в учебнике, раздаточном материале;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

- работать индивидуально, в парах;

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные:

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопределение;

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Методы

Проблемное изложение, частично - поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельная работа, письменное упражнение, творческая работа.

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия, работать с кластером, раздаточным материалом.

Используемые современные технологии

  1. Информационно - коммуникативные технологии.
  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся).
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Технология системно - деятельностного подхода.
  5. Технология группового обучения.
  6. Технология игрового обучения.

УМК

«Школа России»

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска.
  2. Мультимедийная презентация «Правописание приставок и предлогов».
  3. Учебник «Русский язык 3 класс» Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Москва «Просвещение» 2018г.
  4. Раздаточный материал.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Технологическая карта урока

Этапы урока, цели

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

                  Минутка чистописания.  

Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях.

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок.

Откройте тетради, запишите число.

Станция «Отгадай-ка».

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Что это? (зима) (слайд 1)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З») слайд 2

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем.  

Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД)

 

II. Постановка цели урока.

Организует постановку цели и планирование работы.

– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске. слайд

Описание: http://festival.1september.ru/articles/566046/1.gif

  1. Не снег и не лед, 
    А серебром деревья уберет. (Иней)
  2. Назовите-ка, ребятки, 
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
  3. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
  4. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)
  5. В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/566046/2.gif

  1. У избы побывал – 
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)
  2. Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)
  3. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)
  4. Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)
  5. Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)
  6. Перед корнем подставляем 
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

Формулируют цель урока.

Умение воспринимать  и строить устное высказывание (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель урока. (Регулятивные УУД).

III. Актуализация знаний.

-Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

-А что такое предлог?

-А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

-Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

-Чему мы будем учиться на уроке?

-Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

-Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

-Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

-Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

-Правильно писать предлоги и приставки!

 

Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД)

Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД).

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в парах

Групповая работа

Организует работу над упражнениями

Станция «Поиграй-ка»

Учитель:

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

  • Повязка на рукаве – …
  • Шаг без шума – …
  • Переход под землей – …
  • Камни под водой – …
  • Совет без пользы – …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

ЗАДАНИЕ:

  • (за)горой
  • (на)льду
  • (по)бежать
  • (под)сосной
  • (за)мерзнуть
  • (зав)ывает
  • (под)снегом
  • (на)мело
  • (с)катиться
  • (во)дворе
  • (на )горе
  • (под)снежник
  • (по)крывает
  • (на)мело
  • (за)окном
  • (на)катке
  • (за)морозить
  • (с)горы

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Руки за спинку, головки назад

Глазки пускай в небо глядят

Головки опустим – на парту гляди

И снова на верх – где снежинка летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова писать. Не много ещё.

  1. Станция «Грамотей-ка»
  1. – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

  1. Работа с учебником (стр. 132, упр. 259)

Учитель: Выполняем упражнение. Прочитайте предложение:

- Что Вы заметили в предложении?

- Есть ли предлог?

- А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?

- Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.

- Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

- Выпишите словосочетания.

3) Работа по вариантам:

1-й Вариант – 2 и 3 предложение;

2-й Вариант – 4 и 5 предложение.

Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму.

-Дети: Да, можно (доказывают).

Правописание предлогов и приставок.  

Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

Умение строить устное высказывание.   (Познавательные УУД).

Умение  проверять свою работу  и корректировать её (Регулятивные УУД).

V. Закрепление изученного материала

Групповая работа

.  

Организует работу по карточкам

 Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 
3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.

Карточка 1
Зимой русский лес сказочен и чудесен. 
Снег украшает пушистые ветки деревьев. 
Смолистые шишки висят на елях. 
В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы. 
Подчеркните предлоги и выделите приставки.

В лес примч…лся первый сне…
Попр…сился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шу…ку.
Без иголки, без портного
Шу…ка новая готова.

Карточка 3

Составьте из слов каждой строки предложения. 
Подчеркните предлоги и приставки.


Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички

Правописание предлогов и приставок.

Умение составлять рассказ.

Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) 

Умение выступать перед аудиторией (Коммуникативные УУД). 

Умение составлять высказывание. (Познавательные УУД).

Умение искать и анализировать информацию. (Познавательные УУД)

VI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.                  

Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке.

Наш урок подошел к концу.

– Какую тему мы изучали на уроке?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

- Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

Закончите предложение:

 - «Сегодня я узнал …»

- «У меня получилось …»

- «Было трудно …»

- «Было интересно …»

- «Теперь я умею …»

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене, 
В очерке найти приставку мне 
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок,  и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.

Спасибо за работу, урок окончен

Задание на дом :Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.

Записывают домашнее задание.  

Умение оценивать и корректировать свою работу.                    (Регулятивные УУД)

Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Раздел: Слова, к которым нельзя задать вопрос.Тема: Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами....

Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому ...

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал содержит ряд заданий по дифференциации предлогов и междометий....

Предлог. Роль предлога в речи

         Урок по  русскому  языку, 2 классТема  урока: Предлог. Роль предлога в речи.Цели и задачи урока:Дать представление о роли предлога в речи;Формир...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".

Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Материал подготовлен на основе методических рекомендаций к уроку....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов"

Урок  открытия новых знаний проведён в игровой форме с включением сказочного героя Зимушки - зимы....