Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Валерьевна Ермолина

Конспект урока по русскому языку  по теме "Имя прилагательное. Обобщение." 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

                    План – конспект

               ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: Русский язык.

Тема: «Имя прилагательное. Обобщающий урок».

Класс:  4 «А»

Учитель: Ермолина О.В

                     

Имя прилагательное

Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, правописания одной –Н, двух –НН в суффиксах имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование. Учебник "Русский язык" 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина); картина с изображением зимнего леса, перфокарты, дифференцированное задание.

ХОД УРОКА

 I.Организационный момент.

II. Поэтическая пятиминутка

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

 -  Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

 -  Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")

 -  С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)

 -  Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)

III. Постановка темы и целей урока

 -  Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.

(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)

Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

IV. Чистописание

 - Запишем сегодняшнее число…

 -  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.

Открывается образец записи на доске.

На доске:

ы и ы и

еое оео еое оео

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.

По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

V. Словарная работа

1. -  Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

  ( -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.)

 -  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

 -  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы (4).

Дети делят так:                                              #    Один ученик у доски

               #     Сигнальная карта  

 -  Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

2.В уголке «Пиши правильно» 4 карточки с записью слов "обл…ко", "ин…й", "пр…рода", "с…ребр…ный".

 - Какие буквы я закрыла? (проговариваем хором написание каждого слова, открываю закрытые буквы)

– Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное серебряный сочеталось с каждым существительным.
- Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род и число имен прилагательных.

Эта работа выполняется самостоятельно каждым учащимся в тетради, первые пять человек дают учителю тетради на проверку.

   # Два ученика у доски объясняют выполнение задания.

-  Серебряные  облака. (ср. р., ед. ч.)
– Серебряный иней. (м.р., ед.ч.)
– Серебряная природа. (ж. р., ед. ч.)

 #     Сигнальная карта

  ?  Как определить род и число у имени прилагательного?

 

 -  Когда зимой мы видим серебряные облака? (Это бывает, когда зимой светит солнце, освещая редкие облака, которые плывут по голубому небу.)

 -  А как вы представляете себе серебряный иней? ( Зимнее морозное утро, яркое солнце, иней, лежащий на ветках елей и берез, переливается всеми цветами радуги.)

 -  А теперь нарисуйте словесную картинку серебряной природы.

 - В каком произведении мы с вами недавно встречали серебряную природу?  (Евгений Шварц «Два брата»).

 -  Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала "цифровой диктант".

– Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, сколько букв –Н  пишется в суффиксе или в суффиксах имени прилагательном.

Если в прилагательном пишется одна буква – Н, вы записываете цифру 1.Если в прилагательном пишется 2 буквы –НН, вы записываете цифру 2.

   # Два ученика работают  у доски.

 Итак, приготовились:

Ранняя зима, ветреная погода, глубинная вода, зимняя сказка, лесная чаща, каменная глыба, старинная монета, стройная елка.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Дети, выполнявшие задание у доски, открывают свои работы для проверки.

На доске:

2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1.

#     Сигнальная карта

?    В каких случаях в прилагательном в суффиксе или в суффиксах пишется одна, а в каких две буквы –Н?

 VII. Физкультминутка

VIII. Работа по редактированию текста

 -  А теперь отправимся в зимний лес.

На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.

Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.

– Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Какой это текст: описание или повествование?

  -  Чего не хватает в тексте-описании?

  -  Давайте отредактируем текст.

Работа по группам.

Выслушиваются тексты, составленные детьми.

– А теперь придумайте название тексту.( Зимний лес; Утро в лесу; Лесная поляна…)

-  Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На обратной стороне листа с текстом:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу.

Дети выполняют задание.

IХ. Обобщение знаний об имени прилагательном

 - А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителем. Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоил новую тему?

Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?               -  Какими членами предложения являются имена прилагательные?            - Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?            -  Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?             -  Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Х. Итог урока

У. Вы правильно отвечали на  вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.

Учитель раздает перфокарты.

– Ваша задача – вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных и напротив прилагательных, стоящих в Н.Ф. поставить галочку.

                 ПЕРФОКАРТА:

Беленьк                           зайчик

Светл                               небо

Сильн                              метель

Холодн                            утро

Высок                              сосна

Хитр                                лиса

Ранн                                заморозки

Красив                            лес

Лют                                 холод

Спящ                              медведь

Дети выполняют работу и сдают перфокарт и рабочие тетради .

СВЕТОФОР (Рефлексия)

Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту. Повторить раздел «Имя прилагательное»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Имя прилагательное" РазвитиеУУД в начальной школе.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологией диалогового взаимодействия....

Урок по русскому языку 3 класс на тему имя прилагательное (обобщение) .

Урок на тему имя прилагательное (обобщение) в виде призентацые ....

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"...

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное.Обобщение"

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 классЦели:• обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;• развитие умения распознавать имена прилагательн...

Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное" (обобщение изученного). УМК "Школа России"

Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное", проведён с целью обобщения и закрепления изученного материала. Автор учебника В.П.Канакина....

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение".

Тип урока:   Повторение и закрепление изученного  (прилагательное).Цель: создание условий для систематизации изученных признаковимени прилагательного как части речи.Задачи: совершенство...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Роль прилагательных в тексте"

В данном конспекте урока содержатся планируемые результаты к уроку, а также деятельность учителя и обучающихся на уроке...