Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметова Эльмира Ринатовна

Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта для учителя по теме: «Имя прилагательное».

Учебный предмет

русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок-обобщение

Тема урока

«Имя прилагательное».

Цель

Сформировать представление об имени прилагательном как части речи.

Задачи

Обучающие:

учить правильному написанию имен прилагательных;

Развивающие:

развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, умение работать самостоятельно,

Воспитательные:

воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.

Планируемый результаты

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Ване;

- творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления;

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления.

Регулятивные умения:

- планировать свои действия в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности, и оценивать его.

Коммуникативные умения:

- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе;

- согласовывать свое мнение с партнёром  для  принятия общего решения в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

• рассказывать:

- алгоритм разбора прилагательного как части речи;

- правило написания окончания прилагательного;

- алгоритм  определения непостоянных признаков имени прилагательного;

• склонять прилагательное с существительным;

• определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание;

• писать:

- прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы;

- текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные.

Оборудование

печатные листы для групповой работы;

индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

I

Организациионный момент.

Создание эмоционального фона урока.

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день.

Да, на дворе чудесная пора. А какая?

Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Какой сейчас месяц?

Что вы знаете о нем?

Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник

– почему так называли месяц?

Ярче свет, выше солнце, длиннее дни.

Март – время прилета птиц, поэтому еще его называли “грачевник”.

Приветствие

– Скучный, тоскливый, печальный.

– Светлый, солнечный, прекрасный.

Весна

Март

 

 

 

– из-за таяния снегов, большого количества луж.

II

 

Актуализация знаний учащихся.

Словарно-орфографическая работа.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Минутка чистописания:

На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы.

М_рт з_му к_нчает, в_сну н_чинает.

1 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы. Поставить ударение.

2 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число.

3 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна.

М м м

 

 

 

Март зиму кончает, весну начинает.

Март (м.р., ед.ч) зиму (ж.р, ед.ч) кончает, весну (ж.р, ед.ч) начинает.

Наступила ранняя весна.

III

Систематизация и обобщение знаний учащихся.

Систематизировать языковые понятия

В предложении встретилось слово ранняя.

На какой вопрос отвечает это слово?

Какой частью речи является это слово?

Что обозначает имя прилагательное?

С каким, словом оно связано?

Можно сказать, что весна наступила очень рано.

У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

– О какой части речи говорится в стихотворении?
Да, это прилагательное. Прилагательные украшают нашу жизнь.

Тема нашего урока –Имя прилагательное.

 

Какая?

имя прилагательное.

признак предмета.

с существительным весна.

 

 

 

 

 

 

 

IV

Работа в группах.

Проверка усвоения изучаемого материала.

Тест.

Выбери верное утверждение.(Устно.)

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы

– кто? что?

– какой? какая? какие? какое?

– что делать?

2. Имя прилагательное.

– часть слова

– член предложения

– часть речи

3. Имена прилагательные обозначают

-действие предмета

– признак предмета

4. Имена прилагательные

– изменяются по родам

– не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

– трех родов: муж., жен., ср. рода.

– только муж. и жен. рода

6. Имена прилагательные являются

– главными членами предложения

– второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

– с именем существительным

– с глаголом

8. Имена прилагательные

– изменяются по числам

– не изменяются по числам

Проверка: от каждой группы представитель отвечают по одному ответу

 

– какой? какая? какие? какое?

 

 

– часть речи

 

 

 

 

– признак предмета

 

 

изменяются по родам

 

– трех родов: муж., жен., ср. рода

 

 

– второстепенными

 

 

– с именем существительным

 

 

– изменяются по числам

V

Работа по учебнику .

 

Как изменяется имя прилагательное?

От чего зависит род и число прилагательного?

Прочитайте правило в учебнике

Как называется такая связь?

По родам и числам

От имени сущ.

Стр.

согласованием

VI

Выборочный слуховой диктант.

 

Выписать из стихотворения имена прил. и сущ., с которыми оно связано, определите их род и число.

Вот уж снегпоследний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
и кувшинчик чистыйрасцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, взеленый дым одетый, 
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
А.Толстой

выделите окончание

Что вы заметили?

Какие окончания имеют имена прил. в м. р.?

 


снег последний(м.р. ед.ч)
теплый пар (м.р., ед.ч)
кувшинчик чистый (м.р., ед.ч )
юный лес (м.р., ед.ч)
в зеленый дым (м.р., ед.ч)

 

все прил. и сущ. м.р.


-ый, -ий

VII

Работа в парах.

Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи.

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, выделите окончания, определите род.

……. узкая, а дорога……..
малина…….., а клюква …….
фея ………..., а колдунья …..

Что вы заметили?

Какие окончания имеют имена прил. в ж. р.?

 


Тропинка, широкая
Сладкая, кислая
Добрая, злая

 

– ая, -яя

 

Физминутка.

Эмоциональная разгрузка

 

 

VIII

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноуровневые задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их

Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные;

в первом предложении выделите грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. Определи род и число имен прилагательных.

Проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по развитию речи.

 

– Составьте с данными словами предложения, изменяя окончания прилагательных, запишите предложения, выделите окончания прил.,

(Текст на индивидуальной карточке)

светит, над, яркое, полями, солнце

душистый, на, почки, деревьях, надулись,

в, поселились, скворечниках, скворцы

по, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел

по, побежали, хлопотливый, кочкам, муравьи

над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый

 

 

 

1. Над полями светит яркое солнце.
2. На деревьях надулись душистые почки.
3. По сухому дереву клювом забарабанил дятел.
4. По кочкам побежали хлопотливые муравьи.
5. Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.

Х

Работа в группах.

Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи.

Прочитайте, выделяя каждое предложение.

Сколько здесь предложений?

Работаем карандашом – поставьте границы (точку)

Какие это предложения по составу?

Распространите эти предложения именами прилагательными.

дует ветер светит солнышко льется песня

 

 

 

Нераспространенные

 

Дует теплый ветер.
Светит яркое солнышко.
Льется звонкая песня.

ХI

Оценка уровня усвоения темы

Проверка усвоения изучаемого материала

Логический диктант.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

Нет

 

 

 

 

 

 

Имя прил. часть слова.

Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

Имена прил. обозначают признак предмета.

Имена прил. изменяются по родам.

Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.

Имена прил. не изменяются по числам.

Имена прил. является второстепенными членами предложения.

Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.

Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий

Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.

Оценивание.

 

Ответы детей

 

взаимопроверка

ХII 

 

 

 

 

 

 

 

ХIII

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Обобщение знаний о правописании имен прилагательных

– Над какой темой сегодня работали на уроке?

– Как правильно определить род?

– Сегодня на уроке мы повторили все, что нам известно об имени прилагательном.

И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

На доске помещена схема:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль прилагательных в тексте" Школа России

Технологическая карта урокаТема: «Роль прилагательных в тексте»Цель: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые результаты:Личностные:...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс...

конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс

конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким окончанием на конце основы." 4 класс

1.Мотивация к учебной деятельности-Ребята, здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Меня зовут Яна Александровна. Открываем тетради, записываем дату, классную работу.2. Актуализация ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: закрепление знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развитие умений ...