Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс

Цели:

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Востряковская средняя общеобразовательная школа №2

(МАОУ Востряковская СОШ №2)

Открытый урок русского языка в 4 «Б» классе

по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

Шихвалиева Селимет Абдулаевна,

учитель начальных классов

                                         

16 февраля 2018 год

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение» 4 класс

Цели:

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.

2. Поэтическая минутка.

- Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»

- Какой части речи принадлежит особая роль? - Прилагательным.

- Назовите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. - Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня поговорим о зимушке-зиме.

Но ведь у нас урок русского языка.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных.

4. Повторение теоретических вопросов по теме.

- Что такое прилагательное? - Часть речи.

- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.

- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.

- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.

5. Закрепление изученного по теме.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Чистописание.

-Какие буквы спрятались?

- Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Посмотрите внимательно на соединения.

-Разделите соединения на 4 группы.

- Объясните свои действия.

- ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.

6. Словарная работа

Есть гласные коварные,

А в чем коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

помогает нам игра.

 Все загадки разгадаем

И к загадкам прилагательные подбираем.

1.Год кончает, а зиму начинает.

Декабрь (по счету в году) двенадцатый.

2..Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечет-

Заплачет она и умрет.

Сосулька (по температуре) холодная

3.Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Коньки (по скорости) быстрые.

4.Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит.

Мороз (по силе) крепкий.

5.Прилетел  к нам красногрудый

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня снегирь.

Снегирь по цвету брюшка  красногрудый

7. Работа в парах

- Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.

- Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? -«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Стихотворение внимательно читаем,

Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…»                                                    «Зимнее утро»,

- Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)

Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)

 «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

 На мутном небе мгла носилась;

 Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

 И ты печальная сидела…»                                    «Зимнее утро»,

На мутном небе (П.п., ед.ч.)

бледное пятно (И.п., ед.ч.)

тучи мрачные (В.п.мн.ч.)

- Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.

-Проверьте!

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                     «Зимний вечер»

По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,

путник запоздалый (м. р., И. п.)

8. Физкультминутка.

- Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх

- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, , пушистая ель, порывистый ветер,  ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней,  зимнее солнце,  зимняя природа.

9. Письмо по памяти.

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

- Назовите стихотворение.

-Сколько предложений в данном отрывке?

-Прочитайте первое, второе.

- Объясните написание окончаний прилагательных.

- Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.

-По дороге зимн.., скучн..

Тройка борз..  бежит.

Колокольчик однозвучн..

Утомительно гремит.

- «Зимняя дорога»

- Два предложения.

Грамматический разбор.

- Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).

- Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

(один ученик комментирует)

(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)

6. Творческое задание.

- Люди по разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами, писатели – прозой.

- Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой.

- Найдите и подчеркните словосочетания сущ. + прил., которые могут быть использованы при составлении текста-описания на тему «Зимой в лесу».Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»

- Составьте устный рассказ на тему «Зимой в лесу», используя данные словосочетания.

Чтение отрывка детьми вслух.

Дети работают с карандашом, один ученик комментирует.

Устные рассказы учащихся.

–зимнее творчество

7. Домашнее задание.

Написать текст-описание «Зимой в лесу».

9. Рефлексия.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось… Свободные высказывания детей.

10. Подведение итогов

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?.

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким?

Приложение

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

________________________________________________________

Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

__________________________________________________________

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

__________________________________________________________

Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

(И. С. Соколов-Микитов)

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                    

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.                                                    

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…»                                                   

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

 На мутном небе мгла носилась;

 Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

 И ты печальная сидела…»                                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по русскому языку Тема: «Имя прилагательное. Обобщение» 4 «Б»класс УМК «Школа России» Шихвалиева Селимет Абдулаевна учитель начальных классов МАОУ « Востряковская средняя общеобразовательная школа №2» 16 февраля 2018 года

Слайд 2

Цели: Обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте; Развитие умения использовать имена прилагательные в связной речи: Закрепление умения определять род, число и падеж имен прилагательных: Развитие речи и творческих способностей

Слайд 3

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» Чародейкою зимою Околдован , лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой : Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. ?

Слайд 4

Повторение Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? С какой частью речи согласуется? Как изменяется? Каким членом предложения является? Как можно проверить безударное окончание имени прилагательного? Для чего нужны в речи имена прилагательные?

Слайд 5

Чистописание а я яя ый ий ой ое ее ые ие

Слайд 6

Словарная работа Есть гласные коварные, А в чем коварство их? А в том, что ударение – Э то не для них. Трудные учить слова помогает нам игра. Все загадки разгадаем И к загадкам прилагательные подбираем

Слайд 7

Загадки Год кончает, а зиму начинает. Декабрь (по счету в году) двенадцатый.

Слайд 8

Загадки Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце её припечет- Заплачет она и умрет. Сосулька (по температуре) холодная Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Коньки (по скорости) быстрые. Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит И стоять не велит. Мороз (по силе) крепкий Прилетел к нам красногрудый Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня снегирь. Снегирь по цвету брюшка красногрудый

Слайд 9

Много своих стихов этому времени года посвятил А.С. Пушкин

Слайд 10

Физминутка Замерзли от зимних стихов, давайте погреемся. Я буду читать словосочетания, а вы выполняете движения М.р.- присядьте Ж.р.- похлопайте Ср.р.- потянитесь вверх. Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, зимнее солнце, порывистый ветер, великолепная погода, серебристый иней, зимняя природа.

Слайд 11

Письмо по памяти По дороге зимн …, скучн … Тройка борз… бежит. Колокольчик однозвучн … Утомительно гремит. Синтаксический разбор первого предложения: - морфологический разбор : по зимней (дороге)

Слайд 12

Творческое задание - Люди по разному выражают восхищение природой: поэты- стихами, композиторы- музыкой, художники- картинами, писатели- прозой. Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова- Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой. -Найдите и подчеркните словосочетания сущ.+прилаг .

Слайд 13

Синквейн Прилагательное Восхитительное, красочное Изменяется, согласуется, склоняется Дружит с существительными. Красота речи!

Слайд 14

Рефлексия Урок подходит к концу И требует оценки, Прошу его вас оценить, Но прилагательными только Его вам надо оценить двумя- тремя словами. И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был? Отличным, скучным, Хорошим, может быть плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным? Каким ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...