Открытый урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пылина Тамара Леонидовна

Закрепление знаний об однородных членах предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока57.5 КБ
Файл Самоэкзамен121.92 КБ
Файл Презентация к уроку2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Пылина Тамара Леонидовна учитель начальных классов МОУ СОШ №87 г.Екатеринбурга

Тема урока: «Закрепление знаний об однородных членах предложения».

Цели урока: - закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;

                      - активизировать познавательную деятельность учащихся,

                        пробуждать интерес к языку, используя занимательные

                        задания, интересные сведения;

                     - развивать навыки безошибочного письма, орфографическую

                       зоркость;

                    - воспитывать потребность в совместной работе,

                      самостоятельность.

Оборудование: карточки с заданиями, узелок, конверт, диск с записью,    

                           посылка, компьютер, презентация к уроку.

Литература: ∙ О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Учим русский с

                           увлечение -2. 1-4 классы.

                          Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина. Дидактический материал по

                           русскому языку. 4 класс.

                          В.А.Шукейло. Русский язык в начальных классах. Сочетание

                           традиционных и нетрадиционных форм обучения.

                         А.С.Бельская. Практический материал по русскому языку.

                         4 класс.

                         Н.Г.Ливенцева, Н.Г.Синянская. Карточки для

                          самостоятельной работы учащихся по русскому языку.

                          4 класс.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

                       Ну-ка проверь, дружок,

                       Ты готов начать урок?

                       Всё ль на месте,

                       Всё ль в порядке,

                            Ручка, книжка и тетрадка?

                            Все ли правильно сидят?

                            Все ль внимательно глядят?

                            Каждый хочет получать

                            Только лишь отметку «пять».

  1. Чистописание.

 - Начнём наш урок с минутки чистописания. Посмотрите на доску:

                                    кк     сз     аа  

      - Сравните группы букв. Чем они похожи? (по 2 буквы в каждой группе)

      - Какая групп букв лишняя? Обоснуйте свой ответ. (1) лишняя группа аа, т.к. это гласные буквы, а остальные согласные; 2) лишняя группа сз , т.к. в остальных буквы повторяются)

      - Что можно сказать о паре букв сз? (эти буквы обозначают парные согласные звуки)

      - Напишите строчку до конца.

  1. Сообщение темы и цели урока.

     - Какое слово можно составить из этих букв? (сказка)

                                 Сказки мудростью богаты.

                                 Сказке скажем: «Приходи!»

                                 Это присказка, ребята.

                                 Сказка будет впереди!

     - Сегодня урок-сказка.

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте слова:

С..лдат, прин..сла, д..ревня, похв..лила, т..пор, отв..чает.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1) имена существительные и глаголы; 2) слова с безударными гласными, которые можно проверить, и словарные слова)

- Выпишите в столбик слова с безударными  гласными, которые можно  

  проверить. Устно подберите проверочные слова.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Во второй столбик выпишите словарные слова. Какие гласные буквы  
 в них пропущены?

- Кто догадался, из какой сказки все эти слова? («Каша из топора»)

- Кто её главный герой? (солдат)

- Вот теперь мне всё  становится понятным. Сегодня, ребята, мне принесли посылку и конверт, на котором написано «Учащимся 4-б класса от солдата» (показываю). Я сначала подумала, что ошиблись адресом, ведь в городе есть ещё 4-б классы. Но теперь я убедилось, что всё прислано нам. Ну что же откроем?

- Начнём с посылки (открываю). Здесь узелок.

- Давайте откроем конверт. А тут диск. Послушаем?

Дорогие ребята!

    Очень долго шёл я к вам. Длинная была дорога. В пути я встретил боевого товарища, которому требовалась моя помощь. Поэтому я прислал вам много заданий по русскому языку. С одним заданием вы, я уверен, уже справились. Можно развязать один узелок на моём платке. Узелки я завязал на память, но всё равно забыл, как выполняются эти задания. Вы поможете мне?

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Головоломка.

   - Найдите в словах данного предложения продолжение предложения.

Мама сыр Никите приготовила и ………(сырники).

 

   - Запишите его в тетрадь и разберите по членам предложения.

Мама сыр Никите приготовила и сырники.

              х     

     приготовила (что?) сыр

               х                       сырники

    приготовила (кому?) Никите

  -Почему в первом словосочетании на вопрос «что» мы даем два ответа? (это предложение с однородными членами)

  - Какие члены предложения называются однородными? (однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

     

  1. Составление предложений с однородными членами.

- Прочитайте. Найдите речевые ошибки.

      а) Голосистый школьный звонок прозвенел весело. Голосистый школьный звонок прозвенел звонко.

    б) Наступили короткие минуты отдыха. Наступили короткие минуты разминки.

- Из двух предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами.

 - Для чего в речи используют предложения с однородными членами? (чтобы избежать повторы в речи)

 - Я думаю, мы можем развязать ещё один узелок.

  1. Физкультминутка.

                                      Мы дружно трудились

                                      Немного устали.

                                      Быстро все сразу

                                      За партами встали

                                      Руки поднимем,

                                      Потом разведём

                                      И очень глубоко

                                      Всей грудью вздохнём.

                                      А теперь присядем

                                      И за парты сядем.

3. Работа с карточками.

  - Используя слова для справок, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

          Солдат топор _______________,    _______________ в котёл,

______________ воды и ________________ на огонь. Старуха на солдата

_______________, глаз _________________.   _________________ служивый

ложку, ____________________ варево. 

Слова для справок:  налил, глядит, вымыл, помешивает, опустил,

                                     не сводит, достал, поставил.

- В каждом предложении найдите и подчеркните однородные члены предложения.

- Какие члены предложения являются однородными в этих предложениях?

- Какие ещё члены предложения могут быть однородными?

- Найдите в тексте синонимы. (солдат – служивый)

- Для чего в речи используются слова-синонимы.

- Мы справились с ещё одним заданием. Поэтому развязываем ещё один узелок.

  1. Собери пословицу.

- Перед вами записаны части предложений. Соедините части так, чтобы получились пословицы. Запишите их в тетрадь.

Человек здоровеет не от лени,                           но дело не забывай.

Гуляй,                                                                    разум и руки.

От науки крепнет                                              а от труда.

- Найдите однородные члены предложения.

- Как связаны между собой однородные члены?

- Когда между однородными членами запятая не ставится?

  1. Составь предложения.

- Составьте из слов предложения с однородными членами. Запишите их в тетрадь, поставьте знаки препинания.

      ∙ Отдыхает, расцветает, зимой, а, земля, весной.

     ∙  Аккуратно, девочка, и, написала, диктант, грамотно.

     Солнце, не, но, зимой, светит, греет.

- Перед какими союзами всегда ставится запятая при однородных членах?

- Задание выполнено. Развяжем ещё один узелок.

  1. Когда так говорят?

- Прочитайте текст. Поставьте, где нужно запятые.

Где раки зимуют.

         С наступлением холодов водяные жуки лягушки рыбы прячутся на дно. Прячутся и раки. Ещё осенью самки роют в укромных местах реки озера пруда норки. Раки-самцы собираются в большие стаи и опускаются  в глубокие ямы на дне. Поймать раков в это время практически невозможно.

- Слышали ли вы выражения: «знает, где раки зимуют», «покажу, где раки зимуют», «узнаешь, где раки зимуют»?

- Что они обозначают? Когда так говорят? (Выражение «где раки зимуют» имеет несколько значений:

1) «знать, где раки зимуют» - знать, как поступить. Так говорят о хитрости и ловкости кого-нибудь. Он знает, где раки зимуют, т.е. он всё знает.

2) «узнаешь, где раки зимуют» - узнать настоящие трудности.

3) «покажу, где раки  зимуют» - накажу по заслугам, сильно наказать.

- Имеет ли данное выражение к сказке «Каша из топора»? Обоснуйте свой ответ.

- Развязываем последний узелок. Здесь какой-то свёрток!

- Что же в платке? А здесь пословица: Сказка-ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Дома вы составите текст о своей любимой сказке. В своем сочинении старайтесь использовать предложения с однородными членами.

  1. Итог урока. (в форме дидактической игры «Самоэкзамен»)

- На экране перед вами билеты с вопросами. Один из билетов счастливый. Тот, кому он достанется, получает без ответа пятёрку.

  1. Какие члены предложения называются однородными?

  1. Для чего в речи используют предложения с однородными членами?

  1. Какие  члены предложения могут быть однородными?

  1. Как  могут быть связаны между собой однородные члены?

  1. Перед какими союзами всегда ставится запятая при однородных членах?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопрос № 1 Какие члены предложения называются однородными?

Слайд 2

Вопрос № 2 Для чего в речи используют предложения с однородными членами?

Слайд 3

Вопрос № 3

Слайд 4

Вопрос № 4 Какие члены предложения могут быть однородными?

Слайд 5

Вопрос № 5 Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?

Слайд 6

Вопрос № 6 Перед какими союзами всегда ставится запятая при однородных членах предложения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Закрепление знаний о предложениях с однородными членами» Учитель начальных классов Пылина Тамара Леонидовна 2012 год

Слайд 2

УРОК - СКАЗКА

Слайд 3

с..…лдат, д….ревня, прин….сла, похв….лила, т..…пор, отв.…чает о е о е е а принесла похвалила отвечает солдат деревня топор

Слайд 4

солдат, принесла, деревня, похвалила, топор, отвечает "Каша из топора"

Слайд 5

Мама сыр Никите приготовила и ……. сырники

Слайд 6

Голосистый звонкий звонок прозвенел весело. Голосистый школьный звонок прозвенел звонко. Наступили короткие минуты отдыха. Наступили короткие минуты разминки.

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 8

Слова для справок : налил, глядит, вымыл, помешивает, опустил, не сводит, достал, поставил Солдат топор , в котел, воды и на огонь. Старуха на солдата , глаз . солдат ложку, варево. вымыл опустил налил поставил глядит не сводит Достал помешивает

Слайд 9

Человек здоровеет не от лени, Гуляй, От науки крепнет разум и руки. а от труда. но дело не забывай .

Слайд 10

Расцветает, а, отдыхает, весной, зимой, земля. Аккуратно, девочка, и, написала, диктант, грамотно. Солнце, не, но, зимой, светит, греет.

Слайд 11

Расцветает, а, отдыхает, весной, зимой, земля. Зимой земля отдыхает, а весной расцветает.

Слайд 12

Аккуратно, девочка, и, написала, диктант, грамотно. Девочка написала диктант аккуратно и грамотно.

Слайд 13

Солнце, не, но, зимой, светит, греет. Зимой солнце светит, но не греет.

Слайд 14

Где раки зимуют? С наступлением холодов водяные жуки лягушки рыбы прячутся на дно. Прячутся и раки. Ещё осенью самки роют в укромных местах реки озера пруда норки. Раки-самцы собираются в большие стаи и опускаются в глубокие ямы на дне. Поймать раков в это время практически невозможно. , , , , ,

Слайд 15

Когда так говорят? «Где раки зимуют?» «знает, где раки зимуют» «покажу, где раки зимуют» «узнаешь, где раки зимуют» узнать настоящие трудности наказать по заслугам, сильно наказать знать, как поступить; так говорят о хитрости и ловкости кого-нибудь

Слайд 16

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Слайд 17

1 3 2 4 6 5 самоэкзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....