Исконно русские и заимствованные слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Сергеевна Бабонова

Конспект урока и презентация к уроку по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.73 КБ
Office presentation icon -zaimstvovannye-slova-9101827.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Исконно русские и заимствованные слова

                                     

                   Бабонова Светлана Сергеевна

МОУ «СОШ с. Ворсино им. К.И. Фролова»

                                        учитель начальных классов

Ворсино, 2021 год

Предмет: Русский язык.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: Исконно русские и заимствованные слова.

Цели урока:

1) развитие памяти путем пополнения лексического запаса учащихся,

2) развитие способности пользоваться ранее усвоенной информацией для получения новых знаний,

3) развитие навыков анализа и синтеза новой информации.

Задачи:

1) образовательная: углубление знаний о лексике русского языка;

2) развивающая: развитие навыков взаимодействия в коллективе;

3) воспитательная: сформировать потребность в осуществлении самостоятельно учебно-развивающей деятельности.

Формируемые УУД:

1) познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;

2) регулятивные: формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

3) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

4) личностные: умение участвовать в диалоге, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

1) личностные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

2) предметные: овладение новой лексикой, понимание причины разнообразия русского языка.

3) метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационн

о-

мотива

ционны

й этап

 5 минут

Создание благоприятной атмосферы в классе, введение в тему разнообразия лексики.

Презентация

(1-2 слайд)

Активация умственной деятельности, беседа.

Ф

- Здравствуйте, дети.

Посмотрите внимательно на слова на слайде. (слайд 1) Как вы думаете, по какому признаку они разделены на группы?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Зачем нам нужно изучать заимствованные слова?

После того, как ученики высказали предположения о теме и целях урока –  (слайд 2)

Учащие приветствуют учителя, формулируют тему и цели урока.

2. Презентация нового материала.

10 минут

Сформировать у школьников умение отличать исконно русские слова о взаимствованных.

Развитие у учащихся умения планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Презентация

(2-5 слайд)

Беседа, самостоятельная работа со слайдами презентации.

И - Ф

Учитель: как вы думаете, как определить заимствованное слово или исконно русское?

Учитель после предположений учеников: (слайд 3)

Этимология – наука, изучающая происхождение слов.

Определить точное происхождение слова можно по этимологическому словарю, в толковом словаре в скобках также указано происхождение слова.

Изучая этимологию можно узнать много интересного, например, вы знали, что

слово «неделя» произошло от сочетания «ничего не делать». Сначала так называли выходной день, который мы теперь зовем воскресеньем. Позже значение слова изменилось на то, которым мы привыкли пользоваться.

А слово медведь образовано от слова мёд, которое в древности имело корень медв и дословно означало: ведающий (знающий), где мёд.

Некоторые заимствованные слова можно «узнать» и без словаря, (слайд 4)

например, те, в которых есть удвоенная согласная в корне (группа, сессия, профессия); наличие буквы «ф», «э» в корне, сочетание букв «кд», «кз», «гб», «кг» (шлагбаум, анекдот); сочетания букв в корне: «ге», «ке», «хе»; сочетание «бю», «вю», «кю», «мю» (бюрократ); начальное «э» (эволюция).

- Мы сегодня с вами на уроке поработаем со словарями, а значит, узнаем много о новых словах и попробуем создать свой словарик.

А нужен ли разговор о словарях? И почему мы говорим о них сегодня, 22 сентября? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня День словарей и энциклопедий. Не случайно на нашей выставке словарь В.И. Даля.

Учитель: Новый праздник – День словарей и энциклопедий отмечается в нашей стране в день рождения В.И. Даля, 22 сентября.

А знаете ли вы, как по-другому назывался словарь? (Ответы детей)

Учитель: У словаря много родственников: и азбуковник, и речник, и словотолк, и словотолковник. По источникам интернета, всего насчитывается 51 синоним к слову «словарь».

- Сейчас мы будем тренироваться определять происхождение слов. Выпишите из толкового словаря или со слайда презентации 3 заимствованных слова, связанных с темой «искусство». Определите их происхождение.

(слайд 5)

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Обсуждение результатов.

Высказывают предположения по способу определения этимологии слова. Усваивают новый материал. Осваивают навык определения этимологии слова. Отвечают на проблемные вопросы учителя.

3. Закрепление материала. Осуществление контроля и коррекции.

20 минут.

Развитие способности пользоваться усвоенной информацией. Развитие умения организовывать совместную деятельность.

Презентация.

(слайд 6 – 7) Учебник.

Работа с презентацией и учебником. Работа в команде.

Г

Учитель: теперь мы можем закрепить усвоенный материал. Давайте объединимся в пары и обратимся к упражнению 127 учебника. Ваша задача: правильно подобрать пару слов, составить с ней 2 предложения. Первый из пары использует заимствованное слово, а второй исконно русское.

Затем представляете свои предложения одноклассникам при устном обсуждении.

На слайде (6) представлены ещё несколько слов, можете выбрать их для работы. Один ученик выходит к доске и проверяет происхождение слов по словарю.

Через 7 минут обсуждаем результаты работы.

Учитель: ещё один интересный факт: среди слов, представленных на слайде: вульгарный. В переводе с латинского языка, оно означает: обыкновенный, простой, его часто можно встретить в медицинской терминологии. А в настоящее время в разговорной речи, его используют в значении – «вызывающий», «бестактный».

Объединяются в пары, читают и выполняют задание. Представляют результаты своей работы, подкрепляя пару слов: заимствованное – исконное, предложениями, в которых их используют. Оценивают правильность приведённых примеров других пар.

4. Рефлексия, д/з, оценивание.

10 минут

Развитие умения оценивать процесс и результат деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять пошаговый контроль по результату, понимать значение знаний для человека

Презентация.

Дневник.

Рефлексия, подведение итогов.

Ф

Учитель: Как вам сегодняшний урок? Трудная тема?

Что вам понравилось больше всего?

Давайте запишем домашнее задание на следующее занятие: упражнение 124 на странице 70.

Как вы думаете, какие исконно русские слова используются в других языках? Найдите и выпишите 2-3 слова, обсудим на следующем занятии.

Урок закончен.

Записывают домашнее задание вспоминают цели урока, определяют, какие трудности возникали, оценивают, достигли ли они поставленной цели.

Заключение

В школе урок изучения нового материала подразумевает насколько этапов:

1.        Орг. момент.

2.        Этап актуализации знаний.

3.        Этап введения нового материала (проблемная задача).

4.        Первичное закрепление.

5.        Самостоятельная работа (если остается время).

6.        Итоги урока.

Урок начался с организационного момента, который плавно перерос в этап актуализации знаний. Основными этапами этого урока были этапы постановки учебной проблемы и поиска решения. Этап постановки учебной проблемы начался с создания проблемной ситуации: учитель предложил детям новый материал – сделать то, чего дети еще не проходили. Учитель представил два столбика слов и предложил определить, по какому признаку слова разделены на группы: таким образом, возник разброс мнений у детей – это и была проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Из проблемной ситуации учитель выводит детей путем побуждающего диалога: почему получились разные мнения? Дети формулируют тему урока: мы не знаем, какие слова следует считать заимствованные, а какие исконно русскими.

Таким образом, этап постановки учебной проблемы начался с проблемной ситуации, из которой учитель выводил учащихся путем побуждающего диалога. Учебная проблема появилась как тема урока.

Этап поиска учебной проблемы был выполнен методом подводящего диалога, суть которого заключается в том, что учитель с помощью ряда вопросов и заданий шаг за шагом постепенно подводит детей к открытию нового материала.

Учитель предлагает детям работу с нахождения происхождения заимствованных слов: таким образом устанавливается необходимость работы со словарем. Затем учитель с помощью вопросов и заданий помогает детям установить признаки, по которым можно отличить заимствованное слово и предлагает выполнить задание на закрепление знания: дети работают в парах, ища различия между парами слов и составляя предложения.

Следующий этап урока – этап первичного закрепления. В игровой форме дети выполняли задание учителя. Каждая новая мысль детей фиксируется учителем на доске в качестве опорного сигнала. Завершается поиск решения учебной проблемы тем, что дети самостоятельно формулируют новое знание. Завершается этап возвратом к первому списку слов, теперь ученики могут самостоятельно определить со слайда презентации три заимствованных слова, связанных с темой «искусство», и установить их происхождение с помощью словаря.

Итог урока подводится в формате рефлексии.

Рекомендации для учителя

Введение нового материала на традиционном уроке характеризуется следующим образом: учитель объявляет тему урока и приступает к объяснению нового материала. Учитель работает монологически, а дети осуществляют репродуктивную учебную деятельность. На проблемном же уроке учитель работает в форме диалога, позволяя детям осуществить подлинно творческую учебную деятельность, помогает пройти детям два важнейших творческих звена: первое из них – звено установки учебной проблемы, когда дети сами формулируют тему урока или вопрос для исследования. Это звено необходимо, поскольку оно обеспечивает учебную мотивацию. Второе творческое звено при введении знаний – это поиск решения учебной проблемы. На этом этапе учитель своим диалогом помогает детям самим открыть знание и сформулировать требуемое правило или определение.


Список литературы

  1. Бунеев, Р. Н. Русский язык [Текст]: учебник для 6 класса основной школы / Р. Н. Бунеев [и др.]; под науч. ред. Академика РАО А. А. Леонтьева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009.
  2. Бунеева, Е. В. Русский язык. 6 класс [Текст]: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова. – Изд. 3-е, доп. – М.: Баласс, 2013.
  3. Барова, Е. С. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к ГИА и ЕГЭ. ФГОС [Текст]: 6 класс [Текст] / Е. С. Барова, М. Р. Богданова. – М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Презентация (англ.) 2) Шоссе (фр.) 3) Такси (фр.) 4) Метро (фр.) 5) Скамья (др. греч.) 6) Кукла (др. греч.) 7) Арфа (нем.) 1) Ладонь 2) Неделя 3) Любовь 4) Вера 5) Мать 6) Горшок 7) Медведь

Слайд 2

Тема урока: Исконно русские и заимствованные слова. Цели: 1. Научиться определять какие слова исконно русские, а какие заимствованные. 2. Узнать больше о своём родном языке.

Слайд 3

Этимология. - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. Медведь – мёд, ведать – Знающий, где мёд.

Слайд 4

1) Удвоенная согласная в корне 2) Наличие буквы «ф», «э» в корне 3) Сочетание букв «кд», «кз», «гб», «кг» 4) Сочетания букв в корне: «ге», «ке», «хе»; сочетание «бю», «вю», «кю», «мю» 5) Первая буква «э»

Слайд 5

Акварель, актриса, танец, элегия, поэзия, хореография, театр, литература, фортепиано, гитара. Для сравнения исконно русские слова: Былина, песня, пляска, басня, сказка, художник, творец.

Слайд 6

Полный Победитель Войско Вызывающий Перерыв Личный Пляска Самолет Армия Абсолютный Персональный Чемпион Авиалайнер Вульгарный Антракт Танец

Слайд 7

Домашнее задание: Упражнение 24 на странице 70. Поиск слов, заимствованных из русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и русского языка на тему "Заимствованные слова"

Интегрированный урок русского и английского языка по теме "Заимствованные слова. Англицизмы". Для начальной школы, 2 класс....

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме: "Заимствованные слова:англицизмы"

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме:"Заимствованные слова:англицизмы."УМК "Начальная школа  21 века.2 класс...

Урок русского языка "Исконные и заимствованные слова"

Предмет: Русский язык Система: Школа XXI векаКласс: 2-аТема: Исконные и заимствованные словаЗадачи: - совершенствование знания таблицы умножения/деления;- отработка понятий больше в/на, меньше в/на;- ...

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...