Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Лавринович Екатерина Андреевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochya_programma_russkiy_yazyk_4_klass.docx80.29 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колосовская средняя школа»

Рассмотрено                                                      Утверждено

на методическом совете                                   И.О.директора БОУ «Колосовская

Протокол № 1 от 31.08.2020                            средняя школа» Л.А.Казакова ________

                                                                            Приказ № 98 от 31.08.2020 г.                                                                                        

.                                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 4 класса на 2020 – 2021

учебный год

Составитель Лавринович Е.А.

с учётом авторской программы  (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.  

Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»,

Москва «Просвещение», 2020 г.)

2020

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

У обучающегося  будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • развития  мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся  научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках);
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;
  • извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
  • передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
  • выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • владеть формой диалогической речи;
  • умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи;
  • под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца;
  • грамотно записывать текст;
  • соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
  • улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные;
  •  согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие;
  • согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие;
  •  группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

        Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);
  •  иметь представление о склонении личных местоимений;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола;
  • определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени);
  • изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
  •  изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
  • иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);
  • иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • распознавать наречия как часть речи;
  • понимать их роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
  • находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;
  • классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
  • отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
  •  использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи;
  • при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

        

2.Содержание учебного предмета

Повторение изученного (10 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (6ч).

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (17 ч)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     Имя существительное (30 ч)

           Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

            Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

            Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

            Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (25 ч)

           Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

            Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

           Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

             Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

   Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

           Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

           Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (27 ч)

            Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

             Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

            Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

            Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

            Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

           Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).                                 

Повторение изученного (14 ч)

             Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

            Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

             Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

            Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

             Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

             Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

           Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

           Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

        

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы        

№ урока

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Повторение – 10 часов

1

Наша речь и наш язык

1

01.09.

01.09.

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

1

02.09.

02.09.

3

Текст и его план

1

03.09.

03.09.

4

Обучающее изложение по тексту Е. Пермяка

1

07.09.

07.09.

5

Работа над ошибками. Текст. Типы текста

1

08.09.

08.09.

6

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

09.09.

09.09.

7

Диалог. Обращение

1

10.09.

10.09.

8

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

14.09.

14.09.

9

Словосочетание.

1

15.09.

15.09.

10

Входной диктант с грамматическим заданием

1

16.09.

16.09.

 Предложение – 6 часов

11

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие)

1

17.09.

17.09.

12

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

1

21.09.

13

Обучающее сочинение по репродукции  картины И.И. Левитана «Золотая осень»

1

22.09.

14

Работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания»

1

23.09.

15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

1

24.09.

16

Контрольный диктант 2 с грамматическим заданием по теме «Предложение»

1

28.09.

Слово в языке и речи – 17 часов

17

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение

1

29.09.

18

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

30.09.

19

Синонимы, антонимы, омонимы

1

01.10.

20

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

05.10.

21

Состав слова.

1

06.10.

22

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

07.10.

23

Упражнение в правописании  гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах

1

08.10.

24

Упражнение в написании  приставок и суффиксов

1

12.10.

25

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

13.10.

26

Контрольный диктант  с грамматическим заданием

1

14.10.

27

Работа над ошибками. Части речи.

1

15.10.

28

Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева

1

19.10.

29

Работа над ошибками. Морфологические признаки частей речи

1

20.10.

30

Имя числительное как часть речи. Глагол как часть речи

1

21.10.

31

Наречие как часть речи

1

22.10.

32

Образование и употребление наречий

1

26.10.

33

Обучающее сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

27.10.

Имя существительное - 30 часов

34

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных

1

28.10.

35

Упражнение в распознавании И.п., Р.п., В.п. неодушевлённых имен существительных

1

29.10.

36

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р.п. и В.п, в Д.п.

1

09.11.

37

Упражнение в распознавании имён существительных в Т.п. и П.п. Несклоняемые имена существительные

1

10.11.

38

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

1

11.11.

39

Обучающее сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»

1

12.11.

40

Работа над ошибками. 2-склонение имён существительных

1

16.11.

41

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

1

17.11.

42

3-е склонение имён существительных

1

18.11.

43

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1

19.11.

44

Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова

1

23.11.

45

 Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

24.11.

46

Именительный и винительный падежи

1

25.11.

47

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1

26.11.

48

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

30.11.

49

Упражнение в правописании имен существительных в родительном и дательном падежах

1

01.12.

50

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

1

02.12.

51

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

03.12.

52

Обучающее сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

1

07.12.

53

Работа над ошибками. Правописание безударных  окончаний имён существительных во всех падежах

1

08.12.

54

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» 

1

09.12.

55

Работа над ошибками. «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1

10.12.

56

Склонение имён существительных во множественном числе

1

14.12.

57

Именительный падеж имён существительных множественного числа

1

15.12.

58

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1

16.12.

59

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во множественном  числе

1

17.12.

60

Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева

1

21.12.

61

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

1

22.12.

62

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по итогам  первого полугодия

1

23.12.

63

Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно»

1

24.12.

Имя прилагательное – 25 часов

64

Имя прилагательное как часть речи

1

65

Род и число имён прилагательных

1

66

Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка»

1

67

Склонение имён прилагательных

1

68

Обучающее сочинение  «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

1

69

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

70

Именительный падеж имен прилагательных. Родительный падеж имен прилагательных

1

71

Дательный падеж имен прилагательных

1

72

Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных

1

73

Творительный и предложный падежи имен прилагательных

1

74

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

1

75

Склонение имён прилагательных  в женском роде

1

76

Именительный и винительный  падежи имён прилагательных женского рода

1

77

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

78

Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого

1

79

Работа над ошибками. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

80

Контрольный диктант 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе»

1

81

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

82

Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

1

83

Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имён прилагательных  множественного числа

1

84

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

85

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

86

Сочинение-отзыв по картине И.Г. Грабаря «Февральская лазурь»

1

87

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

88

Контрольный диктант 7 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

1

89

Работа над ошибками. Личные местоимения

1

Местоимение – 7 часов

90

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

91

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

92

Изменение личных местоимений по падежам

1

93

Обучающее изложение по тексту В. Железникова

1

94

Работа над ошибками.  Обобщение знаний по теме «Местоимение»

1

95

Проверка знаний по теме «Местоимение»

1

Глагол – 27 часов

96

Роль глаголов в языке

1

97

Изменение глаголов по временам

1

98

Неопределённая форма глагола

1

99

Изменение глаголов по временам

1

100

Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова

1

101

Работа над ошибками.  Спряжение глаголов

1

102

Спряжение глаголов

1

103

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

104

Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

105

Работа над ошибками.  I и II спряжение глаголов в настоящем времени

1

106

I и II спряжение глаголов в будущем времени

1

107

Проект «Пословицы и поговорки»

1

108

Правописание безударных  окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени

1

109

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени

1

110

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени

1

111

Правописание возвратных глаголов

1

112

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

1

113

Составление рассказа по серии картинок

1

114

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

115

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

116

Обучающее изложение по тексту Дж. Родари

1

117

 Работа над ошибками.  Правописание  суффиксов  глаголов в прошедшем времени

1

118

Контрольный диктант 8 с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

119

Работа над ошибками. Глагол.

1

120

Обучающее изложение по тексту К. Паустовского

1

121

Работа над ошибками. Проверка знаний по теме «Глагол»

1

122

Контрольное списывание

1

Повторение – 14 часов

123

Работа над ошибками. Язык. Текст. Речь

1

124

Предложение и словосочетание

1

125

Предложение и словосочетание

1

126

Лексическое значение слова

1

127

Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь»

1

128

Работа над ошибками. Состав слова

1

129

Состав слова

1

130

Части речи

1

131

Контрольное изложение по  тексту А.Н. Толстого «Желтухин»

1

132

Работа над ошибками. Части речи

1

133

Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

1

134

Работа над ошибками. Части речи.

1

135-

136

Звуки и буквы

Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей Речи»

1

1

Контрольно - измерительные материалы итоговой контрольной работы

 по русскому языку за 4 класс

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы  по русскому языку

у учащихся  4 классов

  1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся по  русскому языку  за  4 класс
  2. Содержание работы определяется на основе следующих документов:
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 29.12.2014г. №1576, 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»)

2) Программа  (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы.              Предметная линия учебников системы «Школа России» Москва «Просвещение», 2020 г.   3.Характеристика структуры и содержания работы

Работа по русскому языку состоит из 2 частей, содержит задания на определение уровня усвоения программного материала и включает в себя диктант и выполнение грамматических заданий.

 4. Время выполнения работы – 40 минут с учетом времени, отведенного на инструктаж обучающихся.

 5. Дополнительные материалы и оборудование – бланки с заданиями по числу  учащихся.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За контрольную работу выставляется две отдельных отметки: за диктант и выполнение грамматических заданий. Контрольная работа считается выполненной, если каждая из отметок– не менее 3 баллов.

КОДИФИКАТОР ТРЕБОВАНИЙ (УМЕНИЙ),

проверяемых заданиями работы  для оценки достижения планируемых результатов

 по  русскому языку за 4 класс

Код раздела

Код контролируемого умения

Умения, проверяемые заданиями работы

1.  

1.1

Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

2. Слово в языке и речи

2.1

Определять состав слова

2.2

Знать морфологические признаки частей речи

  3.Предложение

3.1

Определять члены предложения

Текст итоговой контрольной работы

Весна

    Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. После тёплого дождя появилась зелёная травка. Синие, жёлтые, красные цветы пóдняли головки. В зелени травы белеют ландыши. Ты вдыхаешь тонкий запах нежных цветов.

   Лёгкий ветерок играет в листве деревьев. С утра до позднего вечера поют свои песни птицы. Ты сразу узнáешь голос соловья. Как красиво он поёт! Легко льётся радостная песня. Всю ночь не смолкает самый удивительный в мире певец.

                                                                                                                                     (83 слова)

Грамматическое задание

Вариант 1

  1. Указанное предложение разбери по частям речи и  членам предложения. Выпиши словосочетания.

На берегу лесной речки  дети услышали соловья.

  1. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав.  Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный

3. Разобрать слова как части речи.

Греет, ласковое, (до) вечера.

Вариант 2

Указанное предложение разбери по частям речи и  членам предложения. Выпиши словосочетания.

Соловьи любят прятаться в густых зарослях.

  1. Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав.

Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, мостик, пришкольный, бездомный

  1.  Разобрать слова как части речи.

 Играет, радостная, (после) дождя.

        

        Критерии оценивания работы

Оценка выполнения диктанта   

        Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 ошибок, работа выполнена небрежно, имеются  существенные отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 5 ошибок.

        За ошибку в диктанте не считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове;

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками в диктанте считаются:

а) повторение одной и той же буквы в слове;

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Нормы оценки выполнения грамматического задания:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

      Примечание: исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...