Урок "Имя числительное" (3 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Вартик Наталья Владимировна

Урок "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe_3_klass.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Имя числительное (общее  понятие). 3 класс

Тип и  форма урока: Урок введения  нового  знания .

Цели  урока: Познакомить учащихся с новой частью речи - именем числительным;

                         Формировать умение распознавать имена числительные.

Задачи:

Обучающие:. развивать  внимательность и орфографическую зоркость, речь учащихся.

Развивающие: Расширить кругозор, учиться объяснять и доказывать  свою точку зрения.

Воспитательные: формировать познавательную активность, навык коллективной и самостоятельной работы.

УУД:

Личностные УУД:  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель урока,

                                       проговаривать последовательность действий на уроке,

                                       учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности  класса на уроке.

Коммуникативные УУД:  правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:      общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

                                   находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

  • Проблемный диалог
  • Здоровьесберегающие
  • ИКТ

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения:

  • Проблемно-поисковые
  • Практические
  • Словесные

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • карточки для групповой работы;

 классная  доска с оформлением;

  • учебник для третьего класса: авторы:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Технологическая  карта урока.

Этап        

Содержание        

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся        

Универсальные действия

1.  Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

-Хотите вы встретить новых друзей?

О старых побольше узнать?

Садитесь удобнее поскорей.

Пора нам урок начинать.

- А кто наши друзья на уроке русского языка? (Буквы, звуки, определения, члены предложения, части речи…)

Эмоциональный настрой

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подведение к озвучиванию

темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД:  целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Выслыхали  о  магии  чисел?  

- Каждое  число   имеет  свое магическое  значение. «2» - у  человека  парные органы: 2 руки, ноги, глаза и т.д.

«3» - троекратный  повтор, святая  троица.

Таинственное  число «семь».  Оно  особое, в нем есть некое  волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.

- А  какие  вы  знаете пословицы  и  фразеологизмы  с числом  СЕМЬ?

(Семеро одного не ждут.Семь раз  отмерь, один раз отрежь. Семи пядей во лбу. До  седьмого пота.  Семь бед – один ответ.  Почувствовать себя на седьмом небе.Семь  верст до небес с все лесом. За семью печатями и др.)

Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков

Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

 формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте пословицу:

На семь дворов один топор – и тот без топорища.

- Объясните смысл пословицы.

- Запишите  пословицу, соблюдая правила соединения букв.

(Минутка  чистописания)

- Оцените выполненный этап  работы

Самооценка.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

4.Постановка учебной задачи.

1) - Укажите части речи каждого слова пословицы.

- У какого слова вы не смогли определить часть речи?

- Что называет это слово?   (Называет число)

-Какой  вопрос  можно к  нему  поставить?  (сколько?)

-Как  вы  думаете,  как  может  называться  часть  речи, которая  обозначает   число?

-  Сформулируйте  тему  урока.

2)«Имя числительное».

-  Чему будем учиться на уроке?

 – Какие  задания  мы  будем  выполнять  на  уроке?

- Сформулируйте определение, что такое имя числительное.

2) Проверьте по учебнику правильность вашего вывода.(Учебник с. 59)

3) Оцените выполненный этап  работы.

Создание проблемной ситуации.

Помощь учителя при затруднении.

Наблюдение над языковым материалом,

фиксация недостатка знаний, озвучивание,

Уточнение темы урока

Самооценка.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

 Самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

5. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Работа  с текстом.

Прочитайте стихотворение, записанное  на слайде.

- Назовите числительные. На какой вопрос отвечает каждое числительное?

– Докажите, что они являются именами числительными.

- Запишите в тетрадь названные числительные.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполненной  работы по образцу на слайде.

2) Оцените выполненный этап  работы.

– Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени)

– Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата)

2) Физминутка.

3) Обобщение знаний, полученных при наблюдении за словами.

– Выбери правильный ответ.

Тест   на  слайдах

Имя числительное – это …  

1.Член предложения;

 2.Часть речи;

 3.Часть слова.

Обозначает:

1.Предмет;

 2.Признак предмета;

 3.Количество предметов;

 4.Порядок предметов при счёте.

Отвечает на вопросы:   .

1.Кто? Что?

 2.Какой?

 3.Сколько?

 4.Что делает?

5) Формулировка правила.

– А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы.

3) Подтверждение правила по учебнику, страница 60.

Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.

Организация учащихся на взаимопроверку

Выполнение заданий. Составление  определения  понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».

Взаимопроверка

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД: решение проблемы.

 Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.  Первичное закрепление.

1.  Знакомство с разрядами числительных.

1) -Что нового еще узнали  из   правила  об именах числительных?

(отвечают  на  вопрос   который?)

(Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются порядковыми числительными.А имена числительные, которые называют количество предметов при счете и отвечают на вопрос сколько?, называются  количественные числительные)

2) Первичное закрепление.

Устно. Речевая  разминка. Игра   «Который?»

- От  количественных  числительных  образовать  порядковые.(три, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, семнадцать,  девятнадцать, пять,  двенадцать,  четырнадцать, шестнадцать,  восемнадцать, двадцать)

Установление осознанного восприятия. Обобщение

Решение типового задания.

 Контроль –сличение с образцом.

 Анализ ошибок.

 Коррекция.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

 Познавательные УУД: общеучебные–логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1)Работа по учебнику № 105  Оценивание.Взаимопроверка.

(Помощь учителя и затем фронтальная проверка)

7.Физминутка.

8.Работа со словарными  словами.

Отгадайте  загадки:

То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради

Знаю точно - все ей рады.(четыре)

Эта циферка с секретом.

 И зимой, и жарким летом

 Различу едва-едва,

 Где в ней ноги, голова.

 Лишь когда на бок ложится,

 В бесконечность превратится.

 И в очках она видна.

 Эта цифра нам нужна.(восемь)

-Откройте  учебники на  стр.59.

-Что  скажем  про  слова  отгадки? (словарные  слова)

-Запишем  в  словарики.

- Составим устно предложения  с  этими  словами.

-Какие   еще словарные  слова  -  числительные  вы  знаете? (одиннадцать,  шестнадцать)

Организация деятельности по применению новых знаний.

Работа  в  группах.

Самостоятельная работа.

Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД:

Умение  работать  в группах

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

10.Итог урока. Рефлексия.

- Вы все  видели  по  телевизору  передачу  «прогноз  погоды». Давайте составим рассказ- прогноз  на  завтра,  используя  числительные. Рассказывать  можно  обо  всем: о  доме,  о  школе.

- Получилось  ли  у  вас  выполнить  те  задания, которые вы  наметили  выполнить  в  начале урока?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Нарисуйте  в  тетради  лестницу  успеха  и отметьте на  ней   свои  достижения.

Закончи предложения:

Я работал с … настроением.

- Спасибо за урок.

Организация рефлексии.

Выставление оценок за работу на уроке.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

 Личностные УУД:

самоопределение

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить  универсальные учебные действия, которые формируются при организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

В ходе урока обучающиеся учатся выделять в речи новую частьречи- имя числительное;   актуализируют знания об изученных частях речи и  правописании изученных орфограмм; закрепляют умения использовать правила и алгоритмы; развивают орфографическую зоркость и творческие.способности;

Этапы урока

Формируемые универсальные 
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой

Организация учащихся, включение в деловой ритм

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

Презентация

 Формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы

3. Самоопределение к деятельности

Коммуникативные

Поисковая деятельность

владение речью в соответствии с нормами русского языка

4. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные 
Регулятивные 
Коммуникативные
Личностные

 Создание проблемной ситуации

Проблемный диалог,

 

5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

Исследование проблемной ситуации

Презентация

Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

Используются взаимоконтроль

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Реализация построенного проекта.

Личностные
Познавательные
Регулятивные Коммуникативные

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

 Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Познавательные Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

Парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

.

Используются самоконтроль

Групповая работа
взаимопомощь.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные
Личностные
Познавательные

Самоанализ, самооценка, лестница успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков

Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....

Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"

На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....

конспект урока русского языка в 4 классе ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Урок по программе "Step by step"/ Дети работают в центрах ативности, самостоятельно,в маршрутных листах,  затем проверяют себя по ключу. Оценка их деятельности на каждом этапе урока....

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...

Урок русского языка: Правописание числительных (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, посвященный Всемирному дню памяти жертв дорожных аварий...

конспект урока русского языка в 4 классе с презентацией по теме "Имя числительное"

Конспект урока составлен по учебнику русского языка авторов С.Иванова, А.Евдокимова, М.Кузнецова. Урок составлен с использованием современных технологий....

Имя числительное. урок русского языка. 4 класс.

Тип урока -урок -ознакомление с новым материалом. Основная цель урока -открыть новое знание - имя числительное, как часть речи. Ведущая технология данного урока -проблемные ситуации....