русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Масленникова Надежда Ивановна

Тема урока: написание  слов с удвоенными согласными.

Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.

Задачи:

-  дать определение понятию «удвоенные согласные»,  способствовать развитию умения распознавать слова с данными буквосочетаниями и  правильно обозначать на письме.

 - развивать орфографическую зоркость, внимание.

-  пробуждать интерес к родному языку, положительное отношение к учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка

учитель Н. И. Масленникова

3 класс

Тема урока: написание  слов с удвоенными согласными.

Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.

Задачи:

-  дать определение понятию «удвоенные согласные»,  способствовать развитию умения распознавать слова с данными буквосочетаниями и  правильно обозначать на письме.

 - развивать орфографическую зоркость, внимание.

-  пробуждать интерес к родному языку, положительное отношение к учебе.

9. Планируемые результаты:        

Познавательная деятельность:        

умение писать слова с удвоенными согласными;

умение приводить примеры слов с данной орфограммой;

умение различать изученные орфограммы;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать, решать проблему.

Информационно-коммуникативная деятельность:

умения самостоятельно добывать знания;

умение действовать и работать в паре.

Рефлексивная деятельность:

умение планировать свою деятельность;

умение оценивать свою деятельность;

умение оценивать свое эмоциональное состояние.

Формирование УУД:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу, способность к самооценке, осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха); связывать свои успехи (неуспехи) с усилием, трудолюбием

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Познавательные УДД: использовать модели и схемы, осуществлять анализ объектов, проводить сравнения, обобщать.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, формулировать собственное мнение.

9. Тип урока: усвоение новых знаний.

10. Форма работы учащихся: Индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

11. Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, словарь, карточки и алгоритм  для работы в парах и группах ; смайлики для рефлексии .

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-эмоционально настроиться на предстоящую деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-подготовить обучающихся к работе на уроке;

-проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;

-организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;

-создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм.

Урок начнём с игры «Подари тепло другу». (слайд 1)

Дорогие ребята! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Раскройте правую ладонь, а левой накройте ладонь соседа. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый скажет доброе слово своему соседу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе.

 

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем покорять гору под названием «Русская грамотность». Но ее плохо видно. (слайд 2)

Путь предстоит сложный. Готовы вы  отправиться в путь? Успехов вам и удач! Пусть вам помогут  сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

2

   

Актуализация знаний учащихся

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала;

-развивать познавательный интерес.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная

Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы.

1.Минутка чистописания.(слайд 3)

- Л.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь».

- Давайте поработаем над красотой письменной речи.

- Запишите соединения букв так же верно, как ин написано на доске

ру  сс кий яз зы ой од ро мо

 - Запишите каллиграфически правильно предложение:

Русский язык - мой родной язык.(записано на доске)

- Укажите над каждым словом в предложении части речи

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища.(Взаимопроверка)

Вот мы с вами и у подножия горы. (слайд 4)

2. – Давайте вспомним изученные орфограммы.

 Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (слайд 5,6,7,8)

- Вспомните полные названия этих орфограмм.

 - Как правильно писать слова с этой орфограммой, что нужно сделать?  

-  В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

 

Работа по рядам (работа в парах)(слайд 9)

- Прочитайте слова, записанные в столбики. Какая орфограмма спряталась в словах 1 столбика? 2-го? 3-го? Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.  Запиши.

- А работать мы будем в парах.

-Давайте вспомним  Алгоритм работы в паре:

(Слайд)

Алгоритм работы в паре.

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

(Слайд10)

в*р*бей            клю*                       грус*ный

*лфавит            лё*                         радос*ный

н*род               арбу*                      извес*ный

н*ябрь              сугро*                    прелес*ный

*ртист                 сапо*                       прекрас*ный

 Проверка.(по одному ученику с каждого ряда).

 - Молодцы! Вот мы с вами и забрались на маленькую горку. (слайд 11)

3

 Сообщение темы и цели урока

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цель урока;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формулирования темы и цели обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Метод: словесный (беседа)

Форма работы: фронтальная

Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

- Возьмите первые буквы каждого столбика и запишите их. (Самостоятельно)  Какие слова получились?

ванна    класс     грипп (слайд 12) 

- Что общего в написании этих слов? Как называется эта орфограмма?

 -  Вспомните, в каком слове мы пишем эту орфограмму каждый день? (каждый день встречалась с нами в слове классная).

- давайте  сформулируем тему урока  

- Какие цели поставим перед собой?

(ответы учащихся).(Слайд13)

На доске: Тема: “Написание слов с удвоенными согласными”(слайд)

- наша главная цель- продолжать учиться правильно писать слова с удвоенными согласными.

4

Открытие нового знания (поиск  решения)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-устранение возникшего затруднения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-организовать усвоение детьми правописания слов с удвоенными согласными.

Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный

Форма работы: фронтальная

Результат: самостоятельное формулирование правила.

5. Физ.минутка

 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-снятие умственного напряжения.

Высоко на горе «Русская грамотность» в старом замке живут…Догадались что за слова?( Слова с удвоенными согласными).

- Какие согласные бывают удвоенные?

- А вот и сами близнецы- буквы, которые пишутся в этих словах.

(слайд14 )

бб, жж, рр, лл, мм, нн, сс, пп, кк

А кто может назвать слова с удвоенными согласными?

(ответы детей). Молодцы!

- Давайте определим, где находится в слове эта орфограмма? Проверяется ли она?

Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

(слайд15 )

Есть спортивная игра,

В ее названии да «к»,

Играя клюшкой шайбу бей,

Известная игра……(хоккей)(слайд16 )

(слайд17 )

С мамой в магазин ходили,

Для занятий все купили.

За ластик, ручку, пасту

Несу я деньги в … (кассу)(слайд18 )

(слайд19 )

Потрудился я вчера,

Голова болит с утра,

И чихаю и охрип,

У меня, наверно…(грипп) (слайд20 )

(слайд21 )

По долинам, по оврагам,

Мчит широкая дорога,

И она, как знают все,

Называется….(шоссе)(слайд22 )

(слайд23 )

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный …(класс)(слайд24 )

Класс, касса, грипп, хоккей, шоссе. (слайд25 )

- Чем все слова похожи?

- На какие 2 группы мы можем их разделить?

- запишите в 1й столбик слова односложные (1 уч-ся у доски)

- давайте выделим в них корень в этих словах

- в какой части слова находятся двойные согласные в данных словах?

- назовите слова двусложные

- Как их можно разделить для переноса?(запись у доски во 2й столбик)

 - Так как же нужно переносить слова с удвоенными согласными?

(слайд26 )

Эти буквы – близнецы удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А другой её начни.

- Как можно определить, что в слове необходимо писать двойную согласную?

 - Что можем сказать о произношении слов с удвоенными согласными?

- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД. Если согласный звук произносится долго, то пишем удвоенные согласные.

- Как проверить написание этих слов? (ответы детей).

- Какой сделаем вывод?

- А что же делать? (Запомнить написание этих слов)

Молодцы!Вот мы  поднялись еще немного выше по склону нашей горы под названием «Русская грамотность» (слайд 27 ) 

- и я предлагаю вам  отдохнуть.

(слайд 28)

Физ.минутка

(слайд 29 )

Работа по учебнику стр.122

- Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 236.

Прочитайте данные слова.

Давайте распределим эти слова в 3 столбика:

1 столбик –  слова, с удвоенными согласными в корне

2 столбик –  слова, с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса

3 столбик  - слова, с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса

Вывод: -  где встречаются удвоенные согласные в словах?

- Авторы учебника нам тоже предлагают на это обратить внимание, прочитайте вывод на странице 123

Лексическое значение слова перрон

6

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-развитие умения определять лексическое значение слов.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-способствовать формированию умения писать удвоенные согласные в слове;

-создать условия для развития умений самостоятельно работать.

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в паре.

Результат: закреплено умение писать слова с удвоенными согласными.

- Многие  записанные нами слова заимствованы из других языков.

- Но и в русском языке много слов с данной орфограммой.

- Вспомните и назовите слова с удвоенной согласной, которые всем нам дороги и связаны с нашей родиной, родным языком.

(Слайд30) (русский, Россия, российский)

Маша в толковом словаре нашла их лексическое значение и сейчас нам расскажет об этих словах

  - Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск.

Слово Россия тоже старинное, но моложе, чем слово Русь, ему 400 лет. Россией нашу страну стали называть во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал царь, русский народ называли российским.

Слова «русский» и « российский» имеют близкие , но не одинаковые значения.

«Российский» означает «относящийся к государству», например (российский флот),

А  «русский» относится к русскому народу.

-давайте запишем эти слова, подчеркните удвоенную согласную в них.

- Почему мы должны знать эти слова (Это наша родина, наша история, наше настоящее и будущее. И о своей родине, о своем народе, о своем родном языке мы должны все знать, уметь правильно говорить и грамотно писать.)

 - Давайте поработаем в группах. Для начала вспомним алгоритм работы в группах:

  • Слушать, что говорят другие.
  • Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.
  • Говорить спокойно ясно, только по делу.
  • Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.
  • Помогать товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполнять возложенную на тебя роль.

Перед вами задание: (слайд31 )

Соедините слова «русский» или «российский» стрелкой  и получите словосочетания:

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

  Проверка по эталону(слайд 32) 

2. Запишем два предложения под диктовку (у доски ученик)

Русский человек без родни не живёт.

(слайд 33 )

 - Как вы понимаете эту пословицу?

- выполните синтаксический разбор предложения и укажите части речи.

- Укажите части речи над каждым словом в этом предложении

- Молодцы! Вы справились с заданием и поднялись на самую вершину нашей горы . Как здесь красиво! (слайд34 )

7

Итог урока. Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Метод: тестирование

Форма работы: индивидуальная

Результат: выявление усвоения теоретического материала.

 - Давайте подведем итоги нашего урока

 - С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?

-  Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова? - - К чему мы должны обратиться в случае затруднения?

 (слайд 35 )

- У вас на столах лежат смайлики. Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Если вам было все понятно, и вы научились определять слова с удвоенными согласными, то возьмите в руки смайлик с улыбкой.

 - Если вам было все понятно, но не все задания показались вам легкими, вызывали сомнения, то возьмите в руки другой смайлик.

 -Прикрепите их на доску в виде горы.

- Красивая гора «Русская грамотность»? Понравилось вам покорять вершины?

- оценки за урок

- домашнее задание упр.234, записать и выучить словарные слова.

8

Домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развитие умения самостоятельно подбирать слова на изученное правило; определять их лексическое значение;

-развитие литературной речи.

 - домашнее задание упр.234, записать и выучить словарные слова.

- Спасибо, всем за урок! (слайд 36).

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

                                                                                   герб

     Русский                                                                 характер

                                                                                    лес

      Российский                                                         гимн

                                                                                    обычай

                                                                                   флаг

Алгоритм работы в группах:

  • Слушать, что говорят другие.
  • Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.
  • Говорить спокойно ясно, только по делу.
  • Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.
  • Помогать товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполнять возложенную на тебя роль.

Алгоритм работы в группах:

  • Слушать, что говорят другие.
  • Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.
  • Говорить спокойно ясно, только по делу.
  • Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.
  • Помогать товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполнять возложенную на тебя роль.

Алгоритм работы в группах:

  • Слушать, что говорят другие.
  • Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.
  • Говорить спокойно ясно, только по делу.
  • Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.
  • Помогать товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполнять возложенную на тебя роль.

Алгоритм работы в группах:

  • Слушать, что говорят другие.
  • Делать выводы об услышанном, задавать вопросы.
  • Говорить спокойно ясно, только по делу.
  • Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки.
  • Помогать товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполнять возложенную на тебя роль.

Алгоритм работы в паре.

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Алгоритм работы в паре.

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Алгоритм работы в паре.

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Алгоритм работы в паре.

1.Говорим шепотом.

2.Работаем вместе.

3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6.Оцениваем работу, благодарим друг друга.

Работа в паре

В*р*бей

*лфавит

н*род

н*ябрь

*ртист

Работа в паре

Клю*

лё*

арбу*

сугро*

сапо*

Работа в паре

Грус*ный

радос*ный

извес*ный

прелес*ный

прекрас*ный

Работа в паре

В*р*бей

*лфавит

н*род

н*ябрь

*ртист

Работа в паре

Клю*

лё*

арбу*

сугро*

сапо*

Работа в паре

Грус*ный

радос*ный

извес*ный

прелес*ный

прекрас*ный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...