Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нечаева Надежда Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: "Неопределенная форма глаголов"

 

Цели деятельности учителя:

1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей с особенностями глаголов неопределённой формой;

2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

3. Формировать активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные:

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку

Личностные:

развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Неопределённая форма глаголов»

Цели деятельности учителя:

1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей с особенностями глаголов неопределённой формой;

2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

3. Формировать активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные:

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку

Личностные:

развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

3 мин

- Новый день, новые знания, новый урок русского языка! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, просыпается природа и нашей с вами встрече я рада.

А с каким настроением вы начинаете урок, покажите. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.(слайд1)

А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем урокеисследовании.(слайд 2)

Кто такой исследователь? Прочитайте определение из словаря С.И. Ожегова.( слайд 3)

А началом нашей работы станет девиз. Прочитайте.

Лучший способ изучить что –либо – это открыть самому.(Джордж Пойа)

-Как вы понимаете это высказывание? Почему это высказывание я сделала девизом нашего урока? В конце урока мы еще вернемся к нему

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределяются, настраиваются на урок Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

7 мин

- Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе. Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

-Конечно же –это знакомый незнакомец Глагол

 -Почему я так сказала?

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Составим кластер, а помогут нам вопросы?(слайд 4)

-Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

- Молодцы ребята, вы много знаете о глаголе.

- Но сегодня мы узнаем об этой части речи что – то новое.

Два ученика - диалог- сценка о глаголе.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную частицу.

- Что бы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята на десятку знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания Цветут сады и хлеб в полях растет.

Составляют кластер о глаголе в группах

Личностные УУД: развивать навыки сотрудничества. Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД: использование знаковосимволических средств

III. Постановка учебной задачи

5 мин

- Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно на ней нет подписи отправителя, но есть адрес: остров Глаголов.

 - Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.

- Кто бы мог нас пригласить туда?

- Тогда в путь. А вот мы и на острове Глаголов.

- Но что это, все дома пусты. Что происходит?

- Мне кажется, здесь от нас ждут помощи.

- Чем мы можем помочь жителям острова?(расселить жильцов-слова по домам) На доске слова: выкопал, угрожает, убежал,побежать, теплеет, оденется, прибегут, обедать - Как доказать, что жильцы попали в свои дома?(задать к слову вопрос. Глагол выкопал отвечает на вопрос Что сделал?,значит глагол стоит в форме настоящего времени, отнесу слово в 1 домик)

- Какое слово вызвало затруднение?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения….

- Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке?(новую форму глагола).

- Какую цель перед собой поставим?(узнать чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются)

Работают по цепочке у доски, остальные в тетрадях. Проверяют с помощью сигнальных карточек

Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения. Формулируют тему урока и определяют задачи

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Принимают и сохраняют учебную задачу и цель.

Познавательные  УУД: распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Фиксируют проблему; выбирают способ решения проблемы; прогнозируют Коммуникативные  УУД: аргументируют своё мнение, достигают договоренности.

IV. Открытие нового знания

10 мин

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ на этот вопрос.

- Давайте определим время глагола- обедать(время определить нельзя) -Число?(тоже нельзя)

-Куда поместим?(в отдельный домик)

-На какой вопрос отвечает слово обедать?(что делать?) (аналогичная работа со словом побежать)

- А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число?

У: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 5 и карточку на доску) Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола Инфинитив Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – в переводе означает- начальный, начальная форма.

-Сверим своё предположение с учебником.

- Зря страницы не листай, где закладка открывай.стр.72

- Прочитайте тему урока. Дадим название нашему 4 домику

Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Личностные УУД: разрешать проблемные ситуации.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. Познавательные УУД: выделение существенной информации, структурирование знания.

V.Физминутка

5 мин

А теперь немного отдохнём. (слайд 6)

Выполняют упражнения

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин

Упр.131,стр.72

-Выпишите глаголы.

-На какие вопросы отвечают выписанные вами глаголы.

-На что оканчиваются глаголы?

-А теперь вернемся к началу нашего урока, к минутке чистописания. Что писали?

У: Некоторые ученые считают эти сочетания окончанием, а другие суффиксами. Но мы с вами будем относить их к суффиксу, как и автор нашего учебника.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?(вопросами)

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (карточку на доску)

-Сравним все сказанное о глаголе н.ф. с сообщением профессора Самоварова на с.72

-Совпадают наши высказывания со словами профессора?

-Молодцы!!! - упр. 133, стр. 73

 -Составьте пары из глаголов первого и второго столбика, так чтобы они называли похожие действия но отвечали на разные вопросы: что делать?- читать, что сделать? –прочитать.

 - Как вы думаете в каком столбике глаголы обозначают законченное действие?(во втором)

 -На какой вопрос они отвечают?(что сделать?)

-А в первом столбике, что обозначают глаголы? (незаконченное действие) -Сделаем вывод.(слайд 7 )

- А теперь внимание дифференцированное задание.(слайд 8 ) 1 уровень.

От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы. Победа – Работа – Беседа – 2 уровень. Запиши пары глаголов по образцу. Терять – находить Любить – Говорить – Входить –

 - Докажите, сразу подставляя вопросы неопределенной формы. 3 уровень.

 -Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на носу; - запомнить Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

 – Сравните себя с доской.(слайд 9)

Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Составляют видовые пары по вопросам что делать? что сделать? На доске выполняет один ученик, остальные самостоятельно. Проверка с помощью сигнальных карточек. Проверяют себя по образцу на доске

Личностные УУД:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной позитивной самооценки,

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные УУД: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе.

Познавательные УУД: ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном

Предметные УУД: использование системы научных и теоретических знаний на практике. Писать мягкий знак в гаголах н.ф.

VII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

5 мин

- Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте. (слайд 10)

У: Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.(слайд 11)

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) Оцените свою работу на полях в тетради с помощью знаков. ! - нет ошибок; + - 1-2 ошибки; ?- нужна помощь учителя

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок?

- Какую цель ставили?(узнать о новой форме глагола,и чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются) - Достигли ли её в ходе урока?

- Какую часть речи исследовали?

- Что узнали ?

 - Вернемся к девизу нашего урока.

-Подходит ли высказывание к нашему уроку? Докажите.(в девизе есть глаголы н.ф.)

-А теперь каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределенной формы. На уроке русского языка мне понравилось(что делать)…..применять полученные знания на практике, отвечать, работать в группе, думать -Оцените свою работу за урок с помощью сигнальной ленты «Светофор»(слайд 12)

- Покажите с каким настроением заканчиваете урок. (слайд 13)

Делают обобщение по теме урока

Оценивают результаты своей деятельности на уроке

Личностные УУД: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока на тему: «Формы земной поверхности» 2 класс

Конспект урока на тему: «Формы земной поверхности» 2 класс...

Конспект урока окружающего мира «Формы земной поверхности» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные:знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земно...

Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земн...