Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе» , УМК «Перспективная начальная школа» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кучумова Наталья Дмитриевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных III склонения в ед.ч.

Задачи урока

Дидактические:

  1. учить определять безударные падежные окончания имён существительных; различать  падежи, падежные вопросы и склонения;
  2. учить использовать алгоритм и правило, чтобы правильно писать окончания имён существительных.

Развивающие:

1.       Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.       Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнении парных задний.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс 3 часть Каленчук, Чуракова, Байкова, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата: 12.02.2021

Школа: № 95

Класс: 3‒1

Урок: 1

Время:

Кабинет: 316

Студент: Кучумова Наталья

Группа: 32

Учитель:

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных III склонения в ед.ч.

Задачи урока

Дидактические:

  1. учить определять безударные падежные окончания имён существительных; различать  падежи, падежные вопросы и склонения;
  2. учить использовать алгоритм и правило, чтобы правильно писать окончания имён существительных.

Развивающие:

1.        Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.

2.        Развивать орфографическую зоркость с помощью самопроверки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к своей работе при выполнении самостоятельного задания.
  2. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других через выполнении парных задний.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс 3 часть Каленчук, Чуракова, Байкова, презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте! Меня зовут Наталья Дмитриевна, и

сегодня я проведу у вас урок русского языка.

‒Сейчас учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в Д.п.; учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в Р.п.; учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в П.п.;

стоять на остановке (3)

побежать по дорожке (1)

выйти из дома.(2)

Приветствуют учителя.

Л: самоопределение

Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Презентация

Слайд№1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Фронтальная форма.

  1. Мотивирует на выполнение работы с заданиями.
  2. Организует запись в тетради
  3. Выдвигает проблему

 Давайте вспомним:

‒Что такое имя существительное?  ‒Сколько в русском языке существует склонений имён существительных? 

‒Какие имена существительные относятся к I склонению?

‒Какие ко II склонению?

‒И какие к III склонению?

Посмотрите на слайд

е, т, н, ь

р, а, т, т, е, ь, д

т, л, ь, м, е, е

‒Из этих букв вам нужно составить слова.

‒Какие слова у вас получились?

‒Что общего у этих слов?

‒Куда падает ударение?

‒Определите окончание в словах.

1.Отвечают на вопросы учителя

2.Высказывают своё мнение

‒ Часть речи, которая отвечает на вопросы – кто? что?, и обозначает предмет

‒В русском языке существует 3 склонения

‒ сущ. ж. и м. рода с окончаниями –а,-я

‒ сущ м.рода с нулевым окончанием и сущ ср. рода с окончаниями –о, -е

сущ ж.рода с нулевым окончанием

‒ тень, тетрадь, метель

‒ это сущ. 3 скл

П:анализ,синтез П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Презентация

Слайд№2

Слайд№3

Слайд№4

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Фронтальная форма.

1.Уточняет понимание учащихся поставленных целей и задач урока 2.Побуждает к высказыванию собственного мнения

‒Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

        

-Какие цели мы поставим?

        

-Давайте для достижения цели составим план урока?

1.С чего начнём?

2. Что будем делать дальше?

3.Чем завершим работу?

-Молодцы!

1.Определяют цели и задачи урока

‒Тема: «Безударные окончания существительных III склонения в единственном числе»

‒Цель: Узнать о правописании безударных окончаний

существительных III склонения в единственном числе

План:

1. Выполним практическую работу и составим табличку падежных окончаний сущ. 3 склонения в ед.ч.

2.Выполним упражнения для отработки составленной таблицы.

3.Сделаем выводы.

П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Презентация

Слайд№5

Слайд№6

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Фронтальная форма.

        

1.Организует работу по теме урока. 2. Отвечает на вопросы учеников

‒Откройте свои тетради, запишите дату и «Классная работа».

‒А сейчас письменно просклоняйте полученные слова. Первый ряд просклоняет слово тень, второй ряд- тетрадь, третий ряд- метель.

‒Понаблюдайте за окончаниями.

‒Давайте все вместе составим табличку падежных окончаний сущ. 3 склонения в ед.ч. Я буду писать на доске, а вы будете мне помогать, называть окончания.

‒Как вы определили окончание? Что для этого нужно сделать?

‒Давайте вспомним алгоритм.

-Молодцы!

‒На слайде изображен эталон, давайте проверим, правильно ли мы написали окончания.

‒Посмотрите на слайд. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы в окончаниях. Первый ряд запишет первое предложение, второй ряд- второе, третий ряд- третье. В скобочках укажите склонение и падеж.

‒Какие окончания вы написали?

Откройте учебники на стр 51.

Прочитайте задание №53.

‒Теперь прочитайте стихотворение.

‒Давайте разберём слова с пропущенными окончаниями.

‒Читаем первую строчку. Есть в этой строке нужное нам слово?

‒Какой предлог входит в форму этого слова?

‒Какое склонение и падеж этого слова?

‒Значит какое окончание мы напишем?

Разбирает следующие строки.

‒Списываем стихотворение, указываем над нужными словами склонение и падеж.

‒Найдите слова с орфограммой «безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»

‒Подчеркните данную орфограмму.

‒Найдите пару родственных слов. ‒Выделите корни этих слов.

‒Найдите в тексте выделенные слова. Какой частью речи они являются? ‒Замените эти слова подходящими по смыслу существительными.

‒Как вы думаете, выделенные слова- это разные слова или формы одного и того же слова?

Динамическая пауза.

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём. Я буду называть вам имена существительные. Если они относятся к 1 склонению, то хлопайте в ладоши, а если ко 2, то топайте ногами, если к 3- приседайте. Готовы? Начали.

Пень (топ), портрет (топ), мышь (прис), печаль (прис), дрожь (прис), велосипед (топ), рыба (хлоп), дядя (хлоп), дрозд (топ), мысль  (прис), книга (хлоп), дробь (прис), радость (прис), путь (топ)

1.Отвечают на вопросы учителя

2.Высказывают своё мнение

‒И.п.-нулевое окончание, Р.п.- и, Д.п.- и, В.п.- нулевое окончание, Т.п.- ю, П.п.- и.

Отвечают на вопросы учителя

Алгоритм:

‒1)Поставь слово в начальную форму (И. п, ед.ч)

2)Определи склонение

3)Определи падеж

4)Подбери для проверки опорное слово (то есть сущ. этого же склонения с ударным окончанием), 5).Поставь его в нужный падеж и определи окончание.

На ел…(П.п. –и) появились маленькие шишки. К ноч… (Д.п. - и) становится очень холодно. До метел…(Р.п. –и) мы должны вернуться домой.

Отвечают на вопросы учителя

Читают задание.

‒шинели

‒В шинели

‒III скл., П.п.

‒вагон, трамвайный, пассажир, трамвай, дорога

‒трамвай- трамвайный

‒местоимения

‒солдат

Отвечают на вопросы учителя

П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания М:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью М:согласоание общего решения

П: Построение алгоритма

Презентация

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

Слайд№10

Слайд№11

Слайд№12

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Парная форма.

        

1.Организация устной работы 2.Организация работы с заданиями

‒ Посмотрите на упражнение № 54.Что нужно сделать?

‒Объединитесь в пары и выполните это упражнение.

‒Заканчиваем работу

‒Посмотрите на слайд и скажите, правильно ли выполнил Незнайка это упражнение?

‒ Где он ошибся?

-Какое правило мы можем ему подарить, чтобы он больше не ошибался?

‒Молодцы!

1. Устная работа

2. Выполнение заданий

‒ Списать текст и определить склонение и падеж выделенных слов.

‒III скл. Р.п.-вести

II скл. П.п.-на свете.

II скл. П.п.- На месте

 I скл. П.п.-в газете.

 В окончаниях существительных   I   скл. и    II   скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях существительных   III   скл. – буква И.

П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму П:построение логической цепи рассуждений К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Презентация

Слайд№ 13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная

Индивидуальная форма.

1. Закрепление пройденного материала

2. Организация самостоятельной работы

‒ Давайте прочитаем задание №55 Что нужно сделать?

‒По-разному ли понимают выражение «куда глаза глядят» Светлана и её отец? Кто из них имел в виду устойчивое выражение, которое означает «идти неизвестно куда»? А кто понял эти слова буквально?

Разбирает вместе с учащимся задание.

‒ А теперь самостоятельно укажите число и падеж выделенных слов.

‒Закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте и давайте сравним ответ с эталоном.

‒Почему же у них разные окончания?

‒Папа Светланы имел в виду устойчивое выражение, которое имеет значение «идти неизвестно куда», а Светлана поняла эти слова буквально.

Выполняют самостоятельно задание.

‒Сумку (I скл., В.п.), табак (II скл., В.п.), нож (II скл., В.п.), булку (I скл., В.п.).

‒Число и падеж выделенных слов одинаковые, а окончания разные. В В.п. ед.ч. существительные разных склонений имеют разные окончания.

П: анализ,синтез П:использование знаково-символических средств П:построение логической цепи рассуждений Р:контроль

Презентация

Слайд№14

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Групповая форма

  1. Работа с учебником

‒ Посмотрите на упражнение №56. Что  нужно сделать?

‒Объединитесь в группы по 4 человека. На партах у вас лежат словосочетания, ваша задача прикрепить слово в тот столбец, к которому он относится.

‒Заканчиваем упражнение.

‒давайте обсудим, почему вы так распределили?

1.Отвечают на вопросы учителя

Читают задание.

Участвуют в беседе.

П:анализ,синтез Р:контроль, коррекция оценка К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Фронтальная форма.

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

- Мы с вами отлично поработали! ‒Откройте дневники и запишите домашнее задание. Уч. с. 55 № 57

-Ребята, скажите, достигли ли мы поставленных целей?

‒Молодцы!

Для того чтобы выяснить, как вы усвоили наш урок, я предлагаю вам поднять карточку, которая у вас лежит на столе. Красная‒ я ничего не понял. Зеленая‒ я всё понял.

‒Вы большие молодцы!

‒Спасибо за урок!

1. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, а что нет и почему)

‒Да!

П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка

Презентация

Слайд№15

Слайд№16

Слайд№17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительных 3 ...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...

Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...

Технологическая карта по русскому языку. Тема урока:« Последовательность абзацев», УМК «Начальная школа 21 века» (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения правильно составлять текст по заданным условиям.Дидактические:учить составлять текст по заданным условиям;учить корректир...

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....