Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкие согласные звуки" (УМК «Перспектива» 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование знаний о мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.

 

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать представления об алгоритме обозначения мягкости согласных звуков на письме;
  2. Формировать умение распознавать мягкие согласные звуки.

Развивающие

  1. Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать через групповую работу;
  2. Развивать навык грамотного каллиграфического письма через минутку чистописания;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе всего урока;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу через общую работу на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мягкие согласные звуки 764 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 12.10.2021

Школа: №104

Класс: 2 Б

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 210

Студент: Петрова Валерия

Группа:  41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме.»

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование знаний о мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представления об алгоритме обозначения мягкости согласных звуков на письме;
  2. Формировать умение распознавать мягкие согласные звуки.

Развивающие:

  1. Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать через групповую работу;
  2. Развивать навык грамотного каллиграфического письма через минутку чистописания;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе всего урока;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу через общую работу на уроке.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть, УМК «Перспектива»; рабочая тетрадь Л. Ф. Климанова 2 класс 1 часть, УМК «Перспектива»;  учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный - фронтальная беседа

Приветствует обучающихся.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

Тихо сели мальчики, а еще тише девочки.

- Что означает выражение «пойдет впрок»?

Приветствуют учителя.

Слушают и настраиваются на работу.

-Пойдет в пользу.

Р: личностное включение в учебную деятельность.

Презентация.

 Актуализация знаний и мотивация

(9 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод - учебный диалог.

Наглядный -  демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации; Практический – запись словарных слов в тетрадь.

- Запишите с доски сегодняшнее число. Какие орфограммы в числе октября?

Минутка чистописания:

- Посмотрите на экран, сейчас вам нужно прописать строчную и заглавную букву «Ф», слоги «фу», «фе», «фа», «фо» каллиграфическим аккуратным почерком.

Теперь напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове?

- Каким словом можно проверить 1 безударную «о»?  а 2 «о»?

- Правильно.

Словарно-орфографическая работа:

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую.

1. Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, на скользкий лед,

На лыжи и …

2. В зимнее время,

Под номером два,

Год начинает,

Он первый всегда!

3. Чудо-лесенка в метро живёт,
Вверх и вниз людей несёт.

4. Кто борьбу с весной ведёт?

То морозит, то метёт.

Снега месяцу не жаль,

Третий сын зимы - …

5. В сказке главный персонаж,

Положительный типаж.

Враг разбит и пир горой,

Побеждает зло?

6. На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

- Можете сказать, что это за слова?

- Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски.

- У кого есть ошибки в написании словарных слов?

- Молодцы, ребята!.

- Посмотрите на слайд.

- Кто нам прочтет слова вслух?

- По каким признакам нам можно разделить эти слова?

- Давайте устно разделим слова  на 2 группы. 1 группа слова с мягким первым звуком, 2 группа с твердым звуком. Для этого по цепочке  произносите каждое слово и говорите, в какую колонку оно подходит.

- Отлично! Что мы сейчас с вами делали?

- А вы заметили, как определяется мягкость или твёрдость согласных звуков?

-Ребята, но ведь вы уже знаете, как определяется твёрдый согласный звук?

-Вспомните как определяется твердый согласный звук.

Записывают число.

-Безударная гласная о.

- Пишут букву ф и слоги.

- первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о.

- Фото. Фотограф.

- Коньки.

- Январь.

- Эскалатор.

- Февраль.

- Герой.

-Декабрь.

- Это словарные слова.

Проверяют по эталону.

Смотрят слова.

- Один читает, остальные слушают.

- По мягкости и твёрдости первого звука.

Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна.

Магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, вода, бутон.

- Определяли, какой согласный звук, твердый или мягкий.

- С помощью определённых гласных.

-Да.

-На письме твёрдость согласных  звуков обозначаются гласными буквами а, о, у, ы, э. Звуки Ж, Ш, Ц всегда твёрдые.

К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов;

П: анализ

П:анализ с  целью выделения существенных признаков.

П: Создание и построение речевого высказывания в устной форме.

Презентация.

Постановка учебной задачи
(1 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный - фронтальная беседа.

Побуждает учащихся к формулированию темы и цели урока.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

-Давайте составим с вами план работы по словам подсказкам.

1. Повторим …

2. Узнаем …

3. Закрепим …

-Ребята, как вы считаете, первый пункт плана мы выполнили?

Организует оценивание деяельности.

-Верно. У каждого на парте лежит лист достижений. После каждого задания, будем фиксировать наши результаты звездочками.

Красная звезда – «Я не справился»

Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности»

Зелёная звезда – «Я справился отлично»

-Итак, первый пункт нашего умения «Умею распределять слова по звукам» - мы его выполнили, оцените себя в колонке достижения.

Формулировка темы и цели урока.

-Мягкие согласные звуки и их обозначение на письме.

- Узнать с помощью чего определяется мягкость согласных звуков и научиться обозначать их на письме.

  1. Повторим как обозначается твёрдый согласный звук на письме.
  2. Узнаем как обозначается мягкий согласный звук на письме.
  3. Закрепим изученный материал.

-Да

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работ

Презентация.

"Открытие" детьми нового знания
 (10 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый – анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – морфологическое упражнение.

Организует работу учащихся над упражнением в учебнике.

-Давайте выполним упражнение № 78 в учебнике на стр. 59.

-Кто прочитает задание?

-Что нужно сделать?

-Рассмотрим первое слово. Какую букву мы сюда вставим?

-Какое слово мы получаем?

-Произнесём слово хором.

-Как звучит звук? Какой он?

-Какая согласный звук здесь мягкий?

-Как мы его запишем?

-Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук.

-Запишите слово в тетрадь.

-Рассмотрим 3 слово. Какую букву мы сюда вставим?

-Какое слово мы получаем?

-Произнесём слово хором.

-Как звучит звук? Какой он?

-Какая согласный звук здесь мягкий?

-Как мы его запишем?

-Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук.

-Рассмотрим 7 слово. Какую букву мы сюда вставим?

-Какое слово мы получаем?

-Произнесём слово хором.

-Как звучит звук? Какой он?

-Какая согласный звук здесь мягкий?

-Как мы его запишем?

-Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив это упражнение?

-Посмотрите на эти слова.

М_ч           Б_лка

-Рассмотрим первое слово. Какую букву мы сюда вставим?

-Какое слово мы получаем?

-Произнесём слово хором.

-Как звучит звук? Какой он?

-Рассмотрим второе слово. Какую букву мы сюда вставим?

-Какое слово мы получаем?

-Произнесём слово хором.

-Как звучит звук? Какой он?

-Запишите слова, подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук.

-Ребята посмотрите на слова которые вы записали себе в тетрадь. Что вы заметили?

-Какие мягкие гласные у нас есть?

Организует подтверждение вывода учащихся правилом в учебнике.

-Давайте подтверди наш вывод с правилом учебника на странице 60. Кто прочитает?

-Наш вывод совпал?

-Какие мы молодцы! Ребята, пока мы с вами выполняли задание, мы сами того не замечая смогла составить алгоритм обозначения мягкости согласного звука.

Давайте прочитаем его на слайде.

-Совпадают ли наши действия с этим алгоритмом?

Организует проведение динамической паузы.

-Давайте с вами немного отдохнем.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу.

Читают задание.

-Записать слова вставляя пропущенные буквы. Ответить на вопрос: как на письме показать, что звуки [л`],  [н`],  [с`] мягкие?

-Мягкий знак.

-Конь.

-Конь.

-Мягко. Мягкий.

- Звук [н`]

-Запишем с мягким знаком.

- Мягкий знак.

-Лось.

-Лось.

-Мягко. Мягкий.

- Звук [с`]

-Запишем с мягким знаком.

- Мягкий знак.

-Галька.

-Галька.

-Мягко. Мягкий.

- Звук [л`]

-Запишем с мягким знаком.

-Что мягкие согласные звуки пишутся с мягким знаком.

-Мяч.

-Мяч.

-Мягко. Мягкий.

-Белка.

-Белка.

-Мягко. Мягкий.

-Согласный звук может смягчаться не только мягким знаком, но и мягкой гласной.

-е,ё, и, ю, я.

Читают правило.

-Да.

-Да.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

П: смысловое чтение.

П: структурирование знаний.

Презентация.

Первичное закрепление
(3 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный –объяснение;

Частично-поисковый – поиск мягких согласных;

Наглядный – карточки с заданием

Практический –выполнение морфологического упражнения.

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Итак, сейчас будет работа в парах. Но для начала повторим правила работы в паре.

- Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно будет составить из них предложение, а потом подчеркнуть буквы  мягких согласных зелёным. На выполнение задания у вас есть ровно 2 минуты.

береза, растет Стройная, роща, в

-Давайте проверим по эталону.

- У кого есть ошибки?

-Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы. Вы потренировались, а теперь наступило время самостоятельной работы.

Повторяют правила.

Слушают задание и выполняют.

Проверяют по эталону.

Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак.

Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и  письменной форме.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Презентация.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый – поиск слов в тексте;

Практический –упражнение.

Организует работу над упражнением в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 28 упр. 50.

- Кто прочтет нам задание?

- Что нужно сделать в задании?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 5 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

-Оцените себя в нашем листе достижений:

Красная звезда – «2 ошибки»

Жёлтая звезда – «1 ошибка»

Зелёная звезда – «Ошибок нет»

- У кого есть ошибки?

-Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы!

 

-Превратить названия предметов в слова – названия признаков.

- Да.

Выполняют упражнение.

Проверяют по эталону.

Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак.

Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

 Презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный – беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

Организует работу над словами.

- Посмотрите на слайд. Есть ли одинаковые звуки в словах моль и лес?

- Как обозначена мягкость этого звука в 1 слове? Во 2 слове?

- Какие ещё буквы, кроме мягкого знака могут обозначать мягкость согласного звука?

Организует работу в группе:

-Я вам предлагаю выполнить еще одно задание по группам. Для начала давайте вспомним правила работу в группах.

-В этой работе у каждой группы будет разное задание. Внимательно читайте задание.

-Разделимся на 5 групп.

На выполнение задания – 5 минут.

-Проверим.

-У кого есть ошибки? Где возникли трудности?

-Оцените себя в нашем листе достижений.

Красная звезда – «Я не справился»

Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности»

Зелёная звезда – «Я справился отлично»

-Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

Домашнее задание: на странице 28, №49.

- Есть, звук [лʹ].

- Мягким знаком на конце. Гласной е после согласного.

- Буквы е, ё, и, ю, я.

Повторяют правила работы в группах.

Проверяют.

Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак.

Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л: проявление активности в общей работы

Презентация.

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный – беседа.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

-Что нового вы сегодня узнали?

- Вы достигли поставленной цели?

-Посмотрите на свои листы достижений.

У кого больше красных звёздочек – обратитесь за помощью к одноклассникам или учителю.

Если больше жёлтых звёздочек – хорошо повторите тему урока.

У кого больше зелёных звёздочек – сделайте вывод по теме урока.

-Спасибо вас, за продуктивную работу. Урок окончен.

Подводят итог.

-Как определить мягкий согласный звук и как его обозначать.

-Да.

Анализируют лист достижений.

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока рус. языка 1кл. "Согласные звуки русского языка"

Урок  русского  языка  в 1 классе "Согласные  звуки русского языка". Программа 2100....

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласный звук [й’]. Буквы Й й», 1 класс ,программа "Планета знаний"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 «А» классеКласс: 1 «А»Тема: «Согласный звук [й’]. Буквы Й й».Цель: формирование представлений у обучающихся о непарном ...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б » (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуками  [б], [б,] , печатными и письменными буквами Б, б; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи у...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Согласные и гласные" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных...