Доклад"Психолого-педагогические основы начального формирования орфографических навыков с опорой на словообразовательную структуру".
статья по русскому языку (4 класс)

Процесс формирования  орфографических навыков тесно  связан  с изучением словообразования.

Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи, с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы начального формирования орфографических навыков с опорой на словообразовательную структуру

Процесс формирования  орфографических навыков тесно  связан  с изучением словообразования.

Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи, с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются учащимися не путём созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем, т.е. через рассказ учителя, описания, различную информацию [4, с.44]. Для того, чтобы процесс усвоения младшими школьниками орфограмм проходил успешно, учителю необходимо, прежде всего, знать и, соответственно, учитывать те психологические особенности учащихся, которые влияют на обучение в целом.

На уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков. Активность же при усвоении материала требует внимания к содержанию  заданиям учителя формулировкам правил и заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли учащихся. Как известно, К.Д.Ушинский считал внимание «единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка». Внимание - это сосредоточенность сознания на чём-либо. Сосредоточить его нельзя без известного напряжения воли, без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, придают большое значение воспитанию у детей внимания.

В условиях обучения русскому языку воспитать внимание - значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях. Слушая речь, слышать слово к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию [4, с. 154].

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить орфограмму, опираясь на словообразовательную структуру слова?

Прежде всего, то, что память бывает разной. «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной», - писал Батюшков. Значит, есть «память сердца» - эмоциональная память и «память рассудка» - логическая, смысловая память. Кроме того, есть память на запахи и на вкусовые ощущения, память зрительная, звуковая и двигательная.

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху. В нашем случае учащиеся при таком письме должны воспроизводить в памяти словообразовательную структуру слова.

Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате, которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником [4, с. 180].

Хорошая память - залог успеха. Любая недооценка памяти, умения запоминать и воспроизводить, может принести немалый вред, особенно в начальных классах, где у детей еще мало знаний и опыта, позволяющих строить сложные цепи рассуждения, т.е. решать грамматико-орфографические задачи, делать самостоятельные выводы. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено  только запоминанием [7, с.321].

Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:

  1. установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно, или же вслух;
  2. установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» - правильного;
  3. запоминание морфемного состава слов, словообразовательных гнезд.

              Немаловажную роль играет развитие мышления. Для усвоения орфограмм на стыке морфем младший школьник, прежде всего, должен подумать, как написать то или иное слово и определить, почему оно пишется именно так, то есть от какого слова оно образовалось и с помощью чего. С этой целью необходимо проводить систематическую работу, давая детям задания, касающиеся словообразования.

Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательное выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника - тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, водителей — очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети младшего школьного возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.

Всякая учебная работа, выполняется ли она с интересом или без особого интереса, требует от учащихся определённого напряжения сил, определённой  затраты энергии. К.Д.Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах.

Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение - всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у младших школьников с опорой на словообразовательную структуру слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Доклад «Формирование графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта».

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....

Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению....