Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Оксана Николаевна Узюмская

Технологическая карта урока по русскому языку: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные", 2 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Узюмская О. Н.
  2. Предмет: Русский язык, 2 класс
  3. Класс: 2 класс
  4. Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
  5. Цель урока: научить распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
  6. Тип урока: урок открытия новых знаний  
  7. Форма организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, парная работа, коллективная.
  8. Дидактические средства: карточки для работы в группах, в парах.
  9. Интерактивные средства: Презентация Microsoft Power Point, проектор, ноутбук.

Задачи:

Планируемые результаты:

  1. Дидактические: 

- актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

 - смоделировать алгоритм определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных;

Предметные:

• освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам;

• освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

  • делать выводы в результате совместной работы учителя и класса

2. Развивающие: 

содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

освоение способа решения проблемного поискового характера.

Познавательные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и  оказывать  необходимую взаимопомощь ;

договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

3. Воспитательные: 

содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Личностные:

- принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей

Характеристика этапов урока:

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельност

Слайд 1

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

1.Организация начала урока.

- Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.  

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке, убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

- У нас сегодня гости. Повернитесь, ребята, улыбнитесь гостям, давайте поздороваемся. Повернитесь, улыбнулись друг другу и мне.

На улице зима, нам не хватает солнца! За каждый правильный ответ вы будете получать солнышко, а за ошибку-снежинку. Давайте поможем солнышку приблизить весну!

Настраиваются на урок. Приветствие гостей и учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Принимать и осваивать социальную роль ученика;

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Словарная работа

Фронталь

ная работа

Открыли тетради.

Запишем: число, классная работа.

2.Словарная работа

-Посмотрите внимательно на экран, какое задание, вы можете предложить?

-Пожалуйста, приступаем к работе.

Проверка работ. 

- Итак, давайте проверим работу.

- Назовите критерии оценок.

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

 - Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

Записывают число, классную работу.

Отвечают на вопросы.

Вставить пропущенные буквы.

Называют критерии оценок.

Взаимопроверка по слайду.

Освоение способа решения проблемного поискового характера.

Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Добывать новые знания, пользуясь различными источниками информацииОсвоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

3. Проблемное объяснение нового материала

Слайд 5

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы, планирование.

3.Выявление места и причины затруднения.

 - Предлагаю заполнить карточки: «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе.

 Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «-».

(Приложение №1).

Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое незнание.

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю. Я не умею».

 - Что вы узнаете сегодня на уроке?

Какая сегодня тема урока?

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «-» превратились в «+».

- Какими способами мы сможем добиться этого?

Будем обсуждать, выполнять задания, писать упражнения, тренироваться и т.п.

Учащиеся формулируют ответ:«Я не знаю. Я не умею».

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов

 

Умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: действие смыслообразова-

ния, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Открытие нового знания.

Парная работа

- Прочитайте еще раз слова, записанные на доске.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?

Все ли слова вам было легко распределить по группам?

-Какое противоречие вы заметили? (ДЕРЕВО)

Растения относятся к живой природе, а слова отвечают на вопрос что?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Оказывается, наши предки считали живым  только то, что бегает, прыгает, летает, плавает- эти предметы считались  одушевленными и отвечали на вопрос кто? Растения не двигаются. Они стоят на месте, поэтому их считали неодушевленными и ставят вопрос что?

Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы. 

-Один ум хорошо, а два лучше.

Предлагаю поработать в парах. На столах у вас карточки. Найди 6 слов и обведи их в овал.

Одна пара работает у доски

Физминутка

- К живой природе относятся человек, животные, растения.

- Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос ЧТО?

Работа в парах.

-первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

 

5.Самостоятельная работ

Слайд 11

Слайд 12

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Прочитайте правило. Сделаем вывод.

Выполним упр.80 на стр. 48.

  -Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?

-Давайте составим алгоритм «Как определить является ли существительное одушевленным или неодушевленным».

Читают правило.

Письменно выполняют упражнение. Составляют алгоритм

Точностью выражать свои мысли.

Принятие и освоение социальной роли обучаю щегося.

6. Включение нового знания в систему знаний

Слайд 13

Работа в группах Творческая работа

Ребята, я предлагаю вам поработать в группах.

 1 задание. Записать слова в два столбика.

2 задание.    

 Выпишите из данных предложений только те, в которых выделенные слова будут неодушевленными.

3 задание.

Составьте предложения с  существительных так, чтобы в одном случае это существительное было неодушевленным, а в другом случае одушевленным.

4 задание - Найди «лишнее»

Организует  проверку.

Работают в группах.

Защита работ.

Оценивают  правильность выполнения задания.

Делают вывод.

Первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование

Умение высказывать личные суждения

- навыки сотрудничества с учителем

и сверстниками..

7.  Рефлексия учебной деятельности

Слайд 13

Самооценка

Рефлексия. Если все вам понятно, покажите солнышко, если остались вопросы- снежинку.

-Вы хорошо работали, возьмите конфеты и определяете по названию одушевленные и неодушевленные имена существительные. "Коровка", «Пчелка», Аленка» и т.д.)

Награждение.

-Домашнее задание

Стр.51 упр.86 Дом задание все выполняют, а кто хочет посложнее, дополнят своими примерами.

Подводят итог урока совместно с учителем.

Ответы детей

Познав-ные:

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС. Современные образовательные технологии. Технологическая карта урока по русскому языку по УМК "Планета знаний" 1 класс

Уважаемые коллеги, хочу пополнить Вашу методическую копилку еще одной разработкой урока по русскому языку 1 класс по УМК  "Планета знаний". Представляю технологическую карту урока "Письмо заглавн...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС

Технологическая карта урока разработана  с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 2 класс "Школа России"

Разработка технологической карты урока  позволила мне понять сам принципп дифференциации учебного процесса на уроке. Карта отмечена дипломом первой степени всероссийского конкурса от Эффектико-пр...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Неодушевленные имена существительные», 2 класс

Цели деятельности учителя:познакомить с неодушевленными именами существительного;формировать умение отличать одушевленные существительные от неодушевленных.Планируемые результаты:Предметные:знать, что...

Технологическая карта урока по русскому языку: "1-е склонение имён существительных" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «1-е склонение имён существительных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о склонении имён существительных.Планируемые результат...