Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать условия для умения различать способы образования имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sposoby_obrazovaniya_imyon_sushchestvitelnyh.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по русскому языку: «Способы образования имён существительных».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цели урока: создать условия для умения различать способы образования имён существительных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) УУД
Предметные: научатся определять способы образования имён существительных.
Метапредметные:
Р.:- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Р.:- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним;
Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Р.: -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Р.: - проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
Р.: - оценивать правильность выполнения заданий.
П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К.: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий;
К.:- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий;
К.:- ставить вопросы друг другу.
К.:- слушать и понимать речь других.
Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:
- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задачи: развития УУД |
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности учащихся Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя. Весна Еще неделя пролетит, - Какие чувства вы испытываете, услышав слово ВЕСНА? Пусть эти чувства сопутствуют вам сегодня на уроке. Найдите орфограммы в написании сегодняшнего числа, запишите число в тетрадь, подчеркните орфограммы. | Подготовка класса к работе Объясняют собственное понимание высказывания. Определяют тип урока | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р.: целеполагание; Л.: самоопределение |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | 1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему. 2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. 3.Выявление уровня знаний. 1. Формулирование Слово делиться на части, Ах, какое это счастье! Может каждый Грамотей Собрать слово из частей. - О каких частях слова говориться в этом стихотворении? - Как называется раздел науки о языке, в котором изучается состав слова? Морфемика - Что такое приставка, суффикс, корень, окончание и их роль в русском языке? - Какие части слова помогают участвовать в образовании новых слов? - А корни могут образовывать новые слова? - Сформулируйте нашу деятельность. | Воспроизводят на доступном уровне ЗУНны, необходимые и достаточные для построения нового способа действия. Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Вспоминают орфограммы. - О приставке, суффиксе, корне, окончании. - Приставка, суффикс. - Да, сложные слова. - Мы будем образовывать новые слова с помощью частей слова. | П.: умение классифицировать и определять критерий для классификации; П.:- подведение под понятие; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; |
III. Выявление места и причин затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. Наблюдение - Чтение стихотворения Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» - Что пустила, убегая Зима в прекрасное дитя? Запишите это слово. 1.Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? снег – снег/корень, Загадка 1.Человечек непростой: 2.Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник. - Что вы можете сказать про эти слова? - Это существительные, однокоренные слова. - Что такое существительное? - Какие слова мы можем назвать однокоренными? - Какое из этих слов называют производящим, то есть, от которого образованы другие слова – производные слова? (СНЕГ) Слово, от которого образованно другое слово, называется производящим, а образованное от него слово — производным. -- Что нужно сделать, чтобы определить с помощью каких частей слов образовались новые слова? (Разобрать слова по составу). - Сформулируйте тему урока. - Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке? | Соотносят свои действия с используемым способом действий и фиксируют место затруднений в громкой речи. Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему. Сталкиваются с затруднением (способы образования имён существительных) - Эти слова относятся к имени существительному? Они однокоренные. - Надо их разобрать Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. Автор: Ф. И. Тютчев | К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения или с помощью учителя; Р.: - принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. подснежник – под/ приставка + снеж/корень + ник/суффикс, снеговик - снег/корень + ов+ик/суффиксы , - Прочитайте тему урока. Чему научиться? Научиться определять способы образования имён существительных и образовывать новые слова. - Для этого разберите по составу. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Ставят учебные задачи. Называют орфограмму. Совместно с учителем проводят коллективное исследование. Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять. Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике | П.: - умение классифицировать и определять критерий для классификации; К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания. |
V.Первичное закрепление во внешней речи. Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять | Организует учебное исследование, для выделения понятия. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 1. Применение действий на практике. снегопад - снег/корень +О+пад/корень, снегозадержание - снег/корень +О+ за/приставка +держ/корень +ани/суффикс Звезда – звезд/ корень, Созвездие – со/ приставка + звезд/ корень, звёздочка - звезд/ корень + очк/суффикс, Звездопад - звезд/ корень + О+ пад/корень, суперзвезда – супер/корень + звезд/ корень, звездопоклонник - звезд/ корень +О+ по/приставка + клон/корень + ник/суффикс. Проверка по образцу с доски | Выполняют задания с комментированием во внешней речи с опорой на таблицу. | Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Р.: - контроль, коррекция, оценка; Р.:- выполнять задание, сверять свои действия с образцом; Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; |
Физ-ка | «Подснежники просыпаются». Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Вот подснежники проснулись, Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. (Выполняют движения по тексту) | ||
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач | Организует самостоятельную работу. Организует деятельность по применению новых знаний. 1.Самостоятельно выполняют 1 – ряд. Учебник: с.74, упр.2. (способ суффиксальный) 2 – ряд и 3 ряд. Учебник: с.75, упр. 3. (способ сложение корней с соединительной гласной для 2 ряда – О, а для 3 ряда соединительной гласной - Е) - Что нового вы узнали, выполняя это упражнение. Группа У.: с.76, упр.5 Дом-музей, ковёр-самолёт, диван-кровать, вагон-ресторан, царь-колокол. Читают правило У. с.76. Способы образования: - приставочный, суффиксальный, способ сложение, приставочно-суффиксальный. Непогода – ненастье. | Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий. Проверяют по эталону, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Дети работают самостоятельно, а затем объясняют ребятам. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности |
VII. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует рефлексию. Контрольно-оценивающая деятельность. -Какая тема была сегодняшнего урока? -Какие задачи были поставлены? - - Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Что было интересным? 1.Корень, как в слове «письмо» Приставка, как в слове «залез» записка Суффикс, как в слове «бумажка» 2.Корень, как в слове «садовник» Суффикс, как в слове «домик» садик 3.Корень, как в слове «молодые» Суффикс, как в слове «певец» молодец 4.Корень, как в слове «морозный» Приставка, как в слове «записка» заморозки Суффикс, как в слове «верёвка» 5.Корень, как в слове «ходьба» Приставка, как в слове «посадка» поход - Над чем надо поработать? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Проверяют по эталону. Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество. | Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. |
Проговаривание домашнего задания Объясняет сущность домашнего задания.
| Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»
Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных
Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы....
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи...
Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.Задачи урокаДидактические:совершенствовать знания о характерных признаках предло...
Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...