Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Букаткина Лариса Михайловна

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать условия для  умения различать способы образования имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sposoby_obrazovaniya_imyon_sushchestvitelnyh.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по русскому языку: «Способы образования имён существительных».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цели урока: создать условия для  умения различать способы образования имён существительных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  (в соответствии с ФГОС)  УУД

Предметные: научатся  определять способы образования имён существительных.

Метапредметные: 

Р.:- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Р.:- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним; 

Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Р.: -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Р.: - проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

Р.: - оценивать правильность выполнения заданий.

П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий;

К.:- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий;

К.:- ставить вопросы друг другу.

К.:- слушать и понимать речь других.

Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:

- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи: развития

УУД

I. Мотивация.

Самоопределение к учебной деятельности учащихся

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя.

Весна

Еще неделя пролетит,
И март капелью зазвенит.
За ним апрель в цветах придет,
И землю солнышко зальет.
По рощам, паркам соловьи
Концерты вновь начнут свои.   Автор : В. Кудлачев
 

- Какие чувства вы испытываете, услышав слово ВЕСНА? Пусть эти чувства сопутствуют вам сегодня на уроке.

Найдите орфограммы в написании сегодняшнего числа, запишите число в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Подготовка класса к работе

Объясняют собственное понимание высказывания.

Определяют тип урока

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Р.: целеполагание;

Л.: самоопределение

II.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности  к построению учебных действий

1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему.

2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

3.Выявление уровня знаний.

1. Формулирование

Слово делиться на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый Грамотей

Собрать слово из частей.

- О каких частях слова говориться в этом стихотворении?

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается состав слова?  Морфемика

- Что такое  приставка, суффикс, корень, окончание и их роль в русском языке?

- Какие части слова помогают участвовать в образовании новых слов?

- А корни могут образовывать новые слова?

- Сформулируйте нашу деятельность.

Воспроизводят на доступном уровне ЗУНны, необходимые и достаточные для построения нового способа действия.

Выполняют самостоятельную работу  по карточкам.

Вспоминают  орфограммы.

- О приставке, суффиксе, корне, окончании.

- Приставка, суффикс.

- Да, сложные слова.

- Мы будем образовывать новые слова с помощью частей слова.

П.: умение классифицировать и определять критерий для классификации;

П.:- подведение под понятие;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения;

К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

III. Выявление места и причин затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва.

 Наблюдение

- Чтение стихотворения Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

- Что пустила, убегая Зима в прекрасное дитя?

Запишите это слово.

1.Прочитайте слова. Что объединяет эти слова?

снег – снег/корень,

Загадка

1.Человечек непростой: 
Появляется зимой, 
А весною исчезает, 
Потому что быстро тает
Снеговик 

2.Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

- Что вы можете сказать про эти слова?

- Это существительные, однокоренные слова.

- Что такое существительное?

- Какие слова мы можем назвать однокоренными?

- Какое из этих слов называют производящим, то есть, от которого образованы другие слова – производные слова? (СНЕГ)

 Слово, от которого образованно другое слово, называется  производящим, а образованное от него слово   —   производным. 

-- Что нужно сделать, чтобы определить с помощью каких частей слов образовались новые слова? (Разобрать слова по составу).

-  Сформулируйте тему урока.

- Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке? 

Соотносят свои действия с используемым способом действий и фиксируют место затруднений в громкой речи. Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему. Сталкиваются с затруднением (способы образования имён существительных)

- Эти слова относятся к имени существительному? Они однокоренные.

- Надо их разобрать

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.  Автор: Ф. И. Тютчев

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения или с помощью учителя;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

IV.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

подснежник – под/ приставка + снеж/корень + ник/суффикс,

снеговик - снег/корень + ов+ик/суффиксы ,

- Прочитайте тему урока. Чему научиться?

Научиться определять способы образования имён существительных и образовывать новые слова.

- Для этого разберите по составу.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Ставят учебные задачи.

Называют орфограмму.

Совместно с учителем проводят коллективное исследование.

Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые  им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике

П.: - умение классифицировать и определять критерий для классификации;

К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

 Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять

Организует учебное исследование, для выделения понятия.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1. Применение действий на практике.

снегопад -  снег/корень +О+пад/корень,

снегозадержание  -  снег/корень +О+ за/приставка +держ/корень +ани/суффикс

Звезда – звезд/ корень,

Созвездие – со/ приставка + звезд/ корень, звёздочка - звезд/ корень + очк/суффикс,

Звездопад - звезд/ корень + О+ пад/корень, суперзвезда – супер/корень + звезд/ корень, звездопоклонник - звезд/ корень +О+ по/приставка + клон/корень + ник/суффикс.

Проверка по образцу с доски

Выполняют задания с комментированием во внешней речи  с опорой на таблицу.

Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Р.: - контроль, коррекция, оценка;

Р.:- выполнять задание, сверять свои действия с образцом;

Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Физ-ка

«Подснежники просыпаются».

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели. (Выполняют движения по тексту)

VI.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач

Организует самостоятельную работу.

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.Самостоятельно  выполняют

1 – ряд. Учебник: с.74, упр.2. (способ суффиксальный)

2 – ряд и 3 ряд. Учебник: с.75, упр. 3. (способ сложение корней с соединительной гласной для 2 ряда – О, а для 3 ряда соединительной гласной - Е)

- Что нового вы узнали, выполняя это упражнение.

Группа У.: с.76, упр.5

Дом-музей, ковёр-самолёт, диван-кровать, вагон-ресторан, царь-колокол.

Читают правило У. с.76.

Способы образования:

- приставочный, суффиксальный, способ сложение, приставочно-суффиксальный.

 Непогода – ненастье.

Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий.

Проверяют по эталону, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Дети работают самостоятельно, а затем объясняют ребятам.

П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л.: оценка результатов учебной деятельности

              VII.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию.

Контрольно-оценивающая деятельность.

-Какая тема была сегодняшнего урока?

-Какие задачи были поставлены?

-

- Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что было интересным?

1.Корень, как в слове «письмо»

Приставка, как в слове «залез»       записка

Суффикс, как в слове «бумажка»

2.Корень, как в слове «садовник»

Суффикс, как в слове «домик»            садик

3.Корень, как в слове «молодые»

Суффикс, как в слове «певец»        молодец

4.Корень, как в слове «морозный»

Приставка, как в слове «записка»      заморозки

Суффикс, как в слове «верёвка»

5.Корень, как в слове «ходьба»

Приставка, как в слове «посадка»           поход

- Над чем надо поработать?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания.

Проверяют по эталону.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество.

Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка.

П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П.: планирование работы по устранению неуспеха;

Р.: планировать работу по устранению ошибок.

Проговаривание домашнего задания

Объясняет сущность домашнего задания.

  1. У: с. 76, упр.7.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: Род имен существительных

Представляю технологическую карту урока русского языка, проведенного мною в 3 классе УМК "Школа России", по теме "Род имени существительного" по ФГОС с использованием блок -схемы....

Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.Задачи урокаДидактические:совершенствовать знания о характерных признаках предло...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...