Технологическая карта урока по русскому языку «Существительные с суффиксом ок» 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фаизова Алсу Салаватовна

 

Цель урока: создание условий для формирования знаний о написании суффикса ок.

 

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Способствовать формированию знаний о написании суффикса ок;
  2. Научить применять существительные с суффиксом ок в речи.

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении алгоритма написания существительных с суффиксом ок;
  2. Развивать умение работать в коллективе во время групповой работы;
  3. Развивать речь при построении устной речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся интерес к языку и желание использовать существительные с суффиксом в своей речи;
  2.  Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам;
  3. Воспитывать аккуратность и внимательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rya_faizova_alsu_na_06.04.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 06.04.2021

Школа: МАОУ 148 лицей

Класс: 3 «м»

Урок: 2

Время:8:55-9:35            Кабинет:209

Студент: Фаизова Алсу Салаватовна

Группа: 36

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока: «Существительные с суффиксом ок»

Тип урока: урок открытия нового знания;

Цель урока: создание условий для формирования знаний о написании суффикса ок.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Способствовать формированию знаний о написании суффикса ок;
  2. Научить применять существительные с суффиксом ок в речи.

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении алгоритма написания существительных с суффиксом ок;
  2. Развивать умение работать в коллективе во время групповой работы;
  3. Развивать речь при построении устной речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся интерес к языку и желание использовать существительные с суффиксом в своей речи;
  2.  Воспитывать уважение к учителю, одноклассникам;
  3. Воспитывать аккуратность и внимательность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алсу Салаватовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. - Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы.

Ответное приветствие

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Практический:

Словарная работа

Практический:

пробное задание

Повторение.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Запишите предложение.

Во время зимних каникул Маша прочитала три рассказа Бианки.

- О ком говорится в предложении?

Выпишите из предложения слово «рассказ». 

- Ребята, что означает слово «рассказ»? 

- Давайте прочитаем орфографически это слово.

- Давайте прочитаем его, выделяя ударение.

- Где в этом слове ошибка опасное место?

- Запишите это слово в словарь и подчеркните зеленой ручкой ошибка опасное место.

- Какая это часть речи?

- Что такое существительное?

- Какие бывают существительные?

- Какие звуки называются шипящими?

- Что такое суффикс?

-Где находится суффикс в слове?

- Для чего служит суффикс?

- Спишите, выделите часть слова, где находится орфограмма, вставьте пропущенную букву.

Снеж…к, зайч…нок, горш..к флаж..к, каблуч…к.

Проверяем.
- У кого написание этих слов вызывает затруднение?

- К какой части речи относятся эти слова?

- В какой части слов находится орфограмма?

- После каких согласных встречается орфограма?

- Какие варианты написания возможны?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?

о Маше

Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

удвоенная с, -з

существительное

Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

одушевленные, неодушевленные

ч, щ, ж, ш

-часть слова

-после корня

-для образования новых слов

снежок, зайчонок, горшок, флажок, каблучок

к существительным

в суффиксе

после шипящих

о, ё

Р: отслеживать цель учебной деятельности

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

Формирующий диалог

Определение темы и цели урока, с помощью наводящих вопросов.

- А кто-нибудь догадался, какая тема урока?

- Какую цель мы можем поставить на урок?

Составление плана работы.

- Давайте составим план нашей работы.

Формулируют тему и цель урока

Тема: Суффикс -ок в именах существительных.

Цель: учиться писать суффикс

 -ок в именах существительных. 

Учащиеся  составляют план.

1.Узнать, когда в словах после шипящих пишется суффикс – ок.

2.Выработать алгоритм написания этого суффикса.

3.Закрепить изученный материал.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

беседа

Практический: анализ языкового материала,

выборочное списывание

Практические:анализ языкового материала, выборочное списывание,

формулировка вывода, чтение и анализ правила

Практический:

Работа с карточкой

Практический:

Работа с карточкой

- Откройте обратный словарь в учебнике. На –к, и найдите на –ок. Посмотрите на все слова.

- Какой суффикс есть во многих словах списка? (-ок)

- Среди этих слов найдите и выпишите, слова в которых суффикс –ок идет после корня, оканчивающегося на шипящий.

- Запишите с ними словосочетания: прил. + сущ.

- Например: красный флажок.

- Не забудьте поставить ударение в существительных, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс.

-Давайте проверим, какие словосочетания вы записали.

-Давайте посмотрим на табл. на стр. 97. Как называется табличка?

-Давайте прочитаем эти слова по цепочке. Читаем по 2 слова в ед. числе и во мн. ч. Правильно ставим ударение!

- Какого рода все существительные в 1 столбике?

- Какие окончания имеют существительные м.р. во мн. ч. И. п.?

(-а(я) и -ы(и))

- Как вы думаете, есть ли правило когда -а(я), а когда -ы(и)?

Учебник стр. 96 №108

-Откройте словарь на букву –к, на – чок. Выпишите только одушевленные существительные. выделите суффикс.

- Какие слова вы записали?

- Куда падает ударение во всех этих словах?

- Какая буква пишется в суффиксах после корня, который оканчивается на шипящую?

А у вас есть предположения почему пишется эта буква?

- От чего это зависит?

- Давайте сравним ваши выводы с правилом в учебнике. Кто прочитает?

-Как вы думаете распространяется ли это правило на слова корень, которых окачивается на букву Ш?

- Как правильно мы напишем слово: ГРЕБЕШоК или ГРЕБЕШёК?

Почему?

Давайте вспомним слова, которые вы записывали в начале урока.

Прочитайте их. Можете ли вы теперь объяснить их написание?

Следующее ваше задание образовать слова на карточке 

Рычаг/ж\ +ок= рычаг

шажок - шаг шаг/ ж./+ок = шажок

Снежок-снег снег/ж/+ок =снежок Ф/м

Самопроверка по слайду.

- Что вы закрепляли выполняя это задание?

2 карточка

1.Судачок,казачок,мужичок,старичок,паучок,жучок,бычок,червячок,светлячок,хомячок.морячок.

2.судак/ч/+ок+…==судачок

Мужик//ч/+ок+..= мужичок

Старичок/ч/+ок +…=старичок

Взаимопроверка.

- Каким правилом вы пользовались при выполнении этого задания?

Анишит Йокоповна хочет с вами побеседовать. Слайд

- Меня интересуют два вопроса - сказала Анишит Йокоповна.- Во - первых ,куда падает ударение во всех словах из списка?

И ,во- вторых, какая буква пишется в суффиксе после корня ,который оканчивается на шипящий?

Какую закономерность вы обнаружили?

Можете сказать правило?

Это задание выполняем в парах.

Проверка.

Правило проверяем по научному источнику- учебнику.

Правы вы или нет?

Вопрос опять вам предлагает А.Й. после правила.

Ответы.Докажем с помощью учебника №110 устно.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Суффикс -ок

Произноси правильно

Мужского

- Нет, нужно запомнить или проверить по словарю!

М: выдвижение

гипотез и их

обоснование (П);

М: поиск необходимой

информации (П);

П:уметь работать с учебником

П:знать правило написания существительных с суффиксом ок

Учебная презентация

Учебник

Учебник

Раздаточный материал:

карточки

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Динамическая пауза

 «Австралийский дождь»

В Австралии поднялся ветер (ведущий трет ладони)

Начинает капать дождь (щелканье пальцами)

Дождь усиливается (поочередное хлопки ладонями)

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

Дождь стихает (Поочередные хлопки ладонями по груди)

Редкие капли дождя падают на землю (щелчки пальцами)

Тихий шелест ветра (потирание ладоней)

Солнце (руки поднимаются вверх)

Выполнение динамической паузы за учителем

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: работа с учебником

Повторение пройденного материала.

Закрепление материала

 Работа в группе.Задание:

.По алгоритму привести пример написания суффикса ок в одном слове из Обратного словаря стр.172.

Алгоритм на слайде:

1.Читаю слово.

2.Ставлю ударение.

3.Выделяю суффикс.

4.Нахожу в нём букву шипящего звука.

5.Пишу суффикс.(Если он ударный - то суффикс –ок, если безударный -ек)

Проверка работы групп.

Работают с учебником по алгоритму.

М: уметь работать в группе

П: уметь работать с учебником

Учебная презентация

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Практический: выполнение самостоятельной работы

1.На карточке я предлагаю несколько заданий .Вы должны выбрать то, какое вы считаете сможете выполнить используя изученное правило.

1.Вставить пропущенный суффикс:

Струч…к, кулач..к, хомяч…к,прыж…к,пирож…к.

2.Из списка выбрать те сущ. ,где пишется суффикс ок и вставить его.

Человеч..к, щелч…к ,горош…к, ножич…к ,кореш…к.

3.Найти слова с изученной орфограммой ,подчеркнуть и объяснить.

Куда пастушок, туда и посошок.

Пирожок лишь отломила, да кусочек откусила.

Взаимопроверка по слайду.

-Что вы закрепляли, выполняя эти задания?

Знакомятся с правилами игры Выполняют задание учителя.

М: Анализ, синтез (П)

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

И

Практический: работа с учебником

Работа с рабочей тетрадью.

-Давайте откроем печатную тетрадь на стр. 54 и выполним  № 59.

- Что нужно сделать в этом задании?

- Выпишите из текста 2 пары родственных слов, поставив их в начальную форму. В каждой паре покажи стрелками, какое слово дало жизнь другому. Подчеркните чередования в корне.

- Какие пары вы записали? Чередование каких букв в этом слове?

Работают с учебником

Записывают домашнее задание.

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Раздаточный материал, презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Предметная рефлексия

- Как называлась тема нашего урока?

- Достигли ли вы цель, которую мы ставили в начале уроке?

- Кто может повторить правило?
- Давайте  оценим свою работу на уроке. У вас на парте лежат карточки, которые нужно заполнить. Подпишите свое Имя и Фамилию.

(Я работал на уроке на оценку…..

Задания были: Легкие  

                        Трудные

                      Мне под силу.

Я научился……..

Мое настроение…….)

Подводят итоги урока.

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Раздаточный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку (Обучение письму) в 1 классе по ФГОС УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию разработку урока по обучению письму в 1 классе, оснащенный презентацией....

Технологическая карта урока по русскому языку «Простые и сложные предложения» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и с...

Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: «Изменение глаголов по временам.»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умения изменять глаголы по временам.Задачи урокаДидактические:научить определят...

Технологическая карта урока по русскому языку "Составляем развернутое значение слова" (УМК "Школа России"), 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения составлять развёрнутое толкование значения слова.Задачи урокаДидактические:1. Вспомнить изученную ин...

Технологическая карта урока по русскому языку «Что такое омонимы?»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия об омонимах,  умение  работать со словарем омонимов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое омонимы.2.Научить ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о имени прилагательномЗадачи урока:Дидактические:1.Познакомить учащихся с именем прилагательным;2.Научить отличать имя прилагательное от других час...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: "Роль суффикса в слове", 2 класс

Цель: формирование представления о суффиксе и о его роли в словеЗадачи урока: Диактические:1. Познакомить обучающихся с понятием "суффикс" и его ролью в слове;2. Научить находить суффик...