Послебукварный период
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Гуримская Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звонкий - глухой 13 урок

Слайд 6

Запишите предложение «Лев Николаевич Толстой — вели­кий русский писатель».

Слайд 7

Отгадки Пылесос Фотоаппарат Утюг Мороз Морковь Гриб Грипп

Слайд 8

Глухие звуки — это непоседы. Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

Слайд 9

Запишите рядом проверочное слово Мне нравится жираф: Высокий рост и добрый нрав. Жираф жирафы

Слайд 10

В поле свез навоз — с поля хлеба воз. Возвращай земле долг — будет толк. Поздний листопад к суровой долгой зиме. Рожь поспела — берись за дело.

Слайд 11

Разберите предложение Снизошел дождь на горелый лес с грозовых небес.

Слайд 12

Подведение итогов урока Понравился ли вам урок? Что было самым интересным на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились? Что нужно знать, чтобы не ошибаться в написании парных звонких и глухих согласных?

Слайд 13

Затрудняюсь. Мне нужно постараться Я отлично понял тему урока Я хорошо понял тему, но еще допускаю ошибки

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Уроки 13, 1 4. Звонкие и глухие согласные в конце слова

Задачи: формировать у учащихся умение проверн i ь наши а ние парных согласных на конце слова; учить применим, нышш о грамотном письме в самостоятельной работе; развивать навык и грамотного письма; закреплять гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой); поддержи на и, интерес и любовь к слову через поэзию и прозу русских классиков

Обучение УУД: умение различать согласные звуки в словах по их признакам; использовать инструкции к правилам и зада ниям; сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; устанавливать связь нового материала с ранее изученным.

Пропедевтика: способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине и на конце слова; фонетический анализ слов.

Ход урока 13

I.        Включение в учебную деятельность

—        Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

II.        Чистописание

  • Запишите в рабочих тетрадях по одной строке заглавных букв Г, П, Т и строчных букв г, п, т.
  • Запишите предложение «Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель».
  • Проведите орфографическую работу.

III.        Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

—        Отгадайте загадки и запишите отгадки.

1.        Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас. (Фотоаппарат.)

  1. Пыль увижу — заворчу,

 Заворчу и проглочу. (Пылесос.)

  1. Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг.)

4.        Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежные сады.
(Мороз.)

  1. Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)
  2. Землю пробуравил, Корешок оставил, Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (Гриб.)
  3. С ним чихаешь и хвораешь, Температуру измеряешь. (Грипп.)

  • Подчеркните последнюю букву в каждом слове.
  • На что вы обратили внимание? (Слова заканчивающей на парные согласные буквы.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

-        Как предупредить ошибку при написании парных согласных?

Глухие звуки — это непоседы.

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

-        Запишите рядом проверочное слово. (Выборочное письмо.)

Мне нравится жираф:

Высокий рост и добрый нрав.

Б. Заходер

  • В поле свез навоз — с поля хлеба воз.
  • Возвращай земле долг — будет толк.
  • Поздний листопад к суровой долгой зиме.
  • Рожь поспела — берись за дело.

-        Разберите предложение «Снизошел, дождь на горелый лес с грозовых небес».

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что было самым интересным на уроке?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?
  • Что нужно знать, чтобы не ошибаться в написании парных звонких и глухих согласных?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звонкие и глухие согласные в конце слова 14 урок

Слайд 2

Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С

Слайд 3

Запишите предложения Воронеж — колыбель русского флота. Андреевский флаг — гордость России.

Слайд 4

каранда ш Карандаши язы к языки города горо д заводы заво д

Слайд 5

Вывод Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, надо поставить слово во множественное число

Слайд 6

Прочитайте стихотворение Радо солнцу небушко, Полюшко по солнышку. Рада скатерть хлебушку: Он на ней как солнышко. Г. Виеру

Слайд 7

Озноб голубь шкаф овёс ястреб ночлег ельник пейзаж поход огород

Слайд 8

Проверь себя Озноб овёс ястреб ельник огород Голубь шкаф ночлег пейзаж поход

Слайд 9

Диктант. Взаимопроверка Желудь. Таня идет в лес. Там растет дуб. Под ним лежит желудь. Проверь соседа по парте.

Слайд 10

До скорых встреч!



Предварительный просмотр:

Ход урока 14

I. Включение в учебную деятельность

  • Какие парные звонкие и глухие звуки мы знаем?
  • Сколько их всего?
  • Что нужно помнить при письме, чтобы не ошибиться написании?

II, Чистописание

  • Напишите в тетради по одной строке: в д, В, В в.
  • Запишите предложения.

Воронеж — колыбель русского флота. Андреевский флаг — гордость России.

—        Проведите орфографическую работу.

III. Постановка целей и определение темы урока

—        В чем заключается особенность произношения и написания слов с парными звонкими и глухими согласными?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

  • Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем слово, требующее проверки.
  • Слова запишите в словарь: карандаш, жираф, язык, город, завод, тетрадь, сапог, арбуз.

(Пример: медведи — медведь.)

Вывод. Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, надо поставить слово во множественное число.

—        Прочитайте стихотворение. (Устная работа.)

Радо солнцу небушко,

Полюшко по солнышку.

 Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Г. Виеру

—        Что интересного вы заметили при произношении последнего слова каждой строки? (Парная согласная в середине слова, которую не всегда можно проверить.)

-        Прочитайте с доски слова: озноб, голубь, шкаф, овес, ястреб, ночлег, ельник, пейзаж, поход, огород.

—        Спишите слова в 2 столбика: в первый — слова, начинающиеся с гласной буквы, во второй - слова, начинающиеся с согласной буквы.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

—        Напишем предупредительный диктант.

Желудь

Таня идет в лес. Там растет дуб. Под ним лежит желудь.

-        Подчеркните основу предложения.

VII.        Подведение итогов урока

—        Понравился ли вам урок?

-        Что нового вы узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание ЧА - ЩА 16 урок

Слайд 2

Что такое вышина? Тучи, ветер, тишина. А за тучами гуляют Солнце, звезды и луна.

Слайд 3

Запишите предложение Часто Чашкина Ульяна ходила в рощу. [ч'] и [щ'] - всегда мягкие

Слайд 4

коровы ворчат тигры пищат галчата мычат рыбы молчат сороки трещат Из слов, записанных на доске, составьте и запишите предложения. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос «Кто?», одной чертой, на вопрос «Что делают?» — двумя чертами.

Слайд 5

Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, гуща и свеча — Все слова на ЧА и ЩА. Запишите слова в два столбика

Слайд 6

Проверь себя! ЧА ЩА чаща куча саранча кочан туча дача свеча пища чаща гуща

Слайд 7

часовой (завод), чайный (сервиз), прощальный (звонок), дощатый (забор), частый (дождь), начальная (школа). Разделите слова на слоги

Слайд 8

Затрудняюсь. Мне нужно постараться Я отлично понял тему урока Я хорошо понял тему, но еще допускаю ошибки Итог урока

Слайд 9

спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

Урок 1 6. Правописание ЧА - ЩА

Задачи: формировать у учащихся знание о правописании ЧА -ЩА\ закрепить знание о звуках [ч'] и [щ'] (они всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать); продолжить формирование умения грамотно писать.

Обучение УУД: умение находить в тексте ошибки; вставлять пропущенные слова в формулировку правила.

Пропедевтика: проблемы грамотного письма.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-        Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и скажите, в каких словах находится орфограмма, над правописанием которой мы работали вчера.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

  • Что мы знаем о написании сочетаний ЖИ – ШИ
  • Что знаем о звуках [ж], [ш]?

II.        Чистописание

  • Напишите в тетради по одной строке: уч,УЧ.
  • Запишите предложение «Часто Чашкина Ульяна ходила в рощу».

III.        Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

Сочетания ЧА — ЩА часто создают для нас проблемы при письме. Но если вы будете помнить, что [ч'], [щ'] всегда мягкие и не дружат с буквой Я, то у вас никогда не будет ошибок.

-        Из слов, записанных на доске, составьте и запишите предложения.

коровы        ворчат

тигры        пищат

галчата        мычат

рыбы        молчат

сороки        трещат

-        Подчеркните слова, отвечающие на вопрос «Кто?», одной чертой, на вопрос «Что делают?» — двумя чертами.

-        Запишите слова в два столбика: с ЧА и с ЩА. (Текст записан на доске.)

Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, гуща и свеча — Все слова на ЧА и ЩА.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

  • Разделите слова на слоги: часовой (завод), чайный (сервиз), прощальный (поцелуй), дощатый (забор), частый (дождь), начальная (школа).
  • На какие вопросы они отвечают?
  • Что они обозначают?
  • Припишите к ним слова, отвечающие на вопрос «Что?».

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Чу - Щу 17 урок

Слайд 2

Ну, ребята, всем молчать, Начинаем мы писать. Вы пишите, не спешите, Буквы лучше выводите.

Слайд 3

Запишите предложения Шурик Щуров щурился на солнце. Саша Чайкин наблюдал за чайкой. Щукин Женя щук ловил.

Слайд 4

Чумазый, чучело, чурбан, Чудесный, чувство и чулан, Кричу, ворчу, ищу, тащу — Я с Упишу и ЧУ, и ЩУ! Кто? Что?

Слайд 5

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет.

Слайд 6

Овчарки На даче ж..вут большее овч..рки. Они рыч..т и ворч..т на прохожих. Дощ..тая конура стоит на площ..дке у дома. Овч..рки не пускают ч..ж..х на уч..сток. и а а а а а а у и а

Слайд 7

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок 1 7. Правописание ЧУ-ЩУ

Задачи: формировать у учащихся знание о правописании ЧУ— ЩУ; закрепить знание о звуках [ч'] и [щ'] (они всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать); продолжить формирование умения грамотно писать; обогащать словарный запас; обучать навыкам словарно-орфографической работы.

Обучение УУД: умение осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация изучаемых объектов, абстрагирование и обобщение); работать над созданием проекта в группе; работать самостоятельно.

Пропедевтика: проблемы грамотного письма.

Ход урока

I.        Включение в учебную деятельность

Ну, ребята, всем молчать,

Начинаем мы писать.

Вы пишите, не спешите,

Буквы лучше выводите.

—        Над правописанием каких орфограмм мы работали на предыдущих уроках?

II.        Чистописание

  • Запишите в рабочей тетради по одной строке заглавных и строчных букв   Ш, ш    и Щ, щ.
  • Запишите предложения.

Шурик Щуров щурился на солнце.

Саша Чайкин наблюдал за чайкой.

Щукин Женя щук ловил.

  • Проанализируйте предложения.
  • Проведите слого-звуковой анализ слов «щука», «чудеса».

III.        Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

—        Запишите по памяти. (Текст читает учитель.)

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу —

Я с У пишу и ЧУ, и ЩУ.

—        Запишите два любых слова, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?».

  • Запишите 2 слова, отвечающих на вопрос «Что делаю?».
  • Запишите 2 слова, отвечающих на вопрос «Какой?».
  • Выпишите из следующего четверостишия слова с сочетаниями ЧУ- ЩУ, разделите их на слоги.

В синем небе звезды блещут,

 В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

 Бочка по морю плывет.

  • Назовите еще несколько слов, обозначающих действие предмета, с сочетаниями ЧУ – ЩУ и разделите на слоги. (Сощурился, чувствовать, учуять, пощупать и др.)
  • Подберите к данным слова, близкие по значению, содержащие сочетания ЧУ — ЩУ.

тонкий —... (щуплый)

грязный — ... (чумазый)

 скучаю -... (грущу)

 хороший — ... (чудесный)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

-        Спишите текст с доски. Вставьте пропущенные буквы.

Овчарки

На даче ж..вут большее овч..рки. Они рыч..т и ворч..т на прохожих. Дощ..тая конура стоит на площ..дке у дома. Овч..рки не пускают ч..ж..х на уч..сток.

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧК ЧН ЩН 18 урок

Слайд 2

Чистописание

Слайд 4

Замените одним словом . из кирпича — из овощей — из молока — кирпичный овощной молочный

Слайд 5

В кирпичном доме на даче Сонечка ела овощной суп и запивала молочным коктейлем.

Слайд 6

Назовите следующие слова уменьшительно кисть - плитка - Лена - щука – цепь - кисточка плиточка Леночка щучка цепочка

Слайд 7

хищный, обманщик, спорщик, зеленщик, хищница Разделите слова на слоги.

Слайд 8

стаканчик, кочанчик, чемоданчик, мандаринчик. Выделите сочетания НЧ, НЩ.

Слайд 9

Затрудняюсь. Мне нужно постараться Я отлично понял тему урока Я хорошо понял тему, но еще допускаю ошибки Итог урока

Слайд 10

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок 18. Правописание ЧК9 ЧН, ЩН

Задачи: формировать у учащихся знание о правописании сочетаний ЧК, ЧН, ЩН без Ь; закрепить знание о звуках [ч'] и [щ'] (они всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать); продолжить формирование умения грамотно писать.

Обучение УУД: умение разгадывать ребусы; определять смысл пословиц; объяснять свою цель.

Пропедевтика: проблемы грамотного письма.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-        Что может смягчать звуки [ч'], [щ']? (Ничто, они и так всегда мягкие.)

IE. Чистописание

—        Напишите в рабочей тетради одну строку заглавных букв Е, Ё, З и одну строку строчных букв е, ё, з.

III.        Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

—        Замените одним словом.

из кирпича — ... (кирпичный)

 из овощей — ... (овощной)

 из молока — ... (молочный)

(На доске записано предложение.)

В кирпичном доме на даче Сонечка ела овощной суп и запивала молочным коктейлем.

  • Проведем орфографическую работу.
  • Сколько орфограмм вы выделили? Прокомментируйте их.
  • Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем сегодня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

—        Назовите следующие слова уменьшительно, кисть —... (кисточка)

плитка — ... (плиточка) Лена —... (Леночка) щука - ... (щучка) цепь —... (цепочка)

—        Разделите слова на слоги.

хищный, обманщик, спорщик, зеленщик, хищница

—        Выделите сочетания НЧ, НЩ. стаканчик, кочанчик, чемоданчик, мандаринчик

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заглавная буква в словах 19 урок

Слайд 2

В классных часах лопнула пружина. Мы отнесли их в часовую мастерскую. Часовщик обещал сделать все через час. Мы ждали и гуляли по площади. Запишем следующие предложения с комментированием.

Слайд 3

Никита Ковалев читал книгу о городах России: Костроме, Новосибирске, Курске, Кирове. Прочитайте предложения.

Слайд 4

И однажды утром рано Мы услышим в тишине: «Космонавт Егор Степанов С Марса шлет привет Луне». Выпишите только имена собственные.

Слайд 5

Проверь себя. Егор Степанов, Марс, Луна. Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы. Названия планет пишем с заглавной буквы.

Слайд 6

Затрудняюсь. Мне нужно постараться Я отлично понял тему урока Я хорошо понял тему, но еще допускаю ошибки Итог урока

Слайд 7

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок 18. Правописание ЧК9 ЧН, ЩН

Задачи: формировать у учащихся знание о правописании сочетаний ЧК, ЧН, ЩН без Ь; закрепить знание о звуках [ч'] и [щ'] (они всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать); продолжить формирование умения грамотно писать.

Обучение УУД: умение разгадывать ребусы; определять смысл пословиц; объяснять свою цель.

Пропедевтика: проблемы грамотного письма.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

-        Что может смягчать звуки [ч'], [щ']? (Ничто, они и так всегда мягкие.)

IE. Чистописание

—        Напишите в рабочей тетради одну строку заглавных букв Е, Ё, З и одну строку строчных букв е, ё, з.

III.        Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

—        Замените одним словом.

из кирпича — ... (кирпичный)

 из овощей — ... (овощной)

 из молока — ... (молочный)

(На доске записано предложение.)

В кирпичном доме на даче Сонечка ела овощной суп и запивала молочным коктейлем.

  • Проведем орфографическую работу.
  • Сколько орфограмм вы выделили? Прокомментируйте их.
  • Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем сегодня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

—        Назовите следующие слова уменьшительно, кисть —... (кисточка)

плитка — ... (плиточка) Лена —... (Леночка) щука - ... (щучка) цепь —... (цепочка)

—        Разделите слова на слоги.

хищный, обманщик, спорщик, зеленщик, хищница

—        Выделите сочетания НЧ, НЩ. стаканчик, кочанчик, чемоданчик, мандаринчик

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарный диктант 20 урок

Слайд 2

белизна, сахар – стекло, стакан — свежесть, молоко — вкус, морковь — сладость, арбуз — зелень, капуста — белый сахар стеклянный стакан свежее молоко вкусная морковь сладкий арбуз зелёная капуста Какое слово лишнее?

Слайд 3

В сырых чащах цветут душистые ландыши цветы ландыша похожи на колокольчики их свежий аромат наполняет чащу. Спишите, поставьте знаки препинания

Слайд 4

В сырых чащах цветут душистые ландыши. Ц веты ландыша похожи на колокольчики. И х свежий аромат наполняет чащу. Проверь себя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление слов на слоги 21 урок ма-ма ре-ка до-ма ли-са

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

Из чего состоит текст? Из чего состоит предложение На какие части мы можем разделить слова? Что такое слог? Давайте вспомним:

Слайд 4

Раздели на слоги Мама, отец, бабушка, дедушка, братик, сестра, тетя, дядя, племянник, свекровь

Слайд 5

Итог урока Что вы знаете о слоге? Без чего нельзя образовать слоги?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

22 урок Основа предложения

Слайд 2

На, девочка, делает, балконе, зарядку. Девочка делает зарядку на балконе.

Слайд 3

Мальчик занимается плаванием в бассейне. Мальчик занимается.

Слайд 4

В предложении есть основа. Это слова, без которых нельзя понять, о ком или о чем говорится в предложении. Они называются главными членами предложения. Вывод

Слайд 5

Мальчик чистит зубы. Яблоки лежат на тарелке.

Слайд 6

Подлежащее — главный член предложения. Вывод На какие вопросы в предложении отвечает подлежащее? Как подчеркивается?

Слайд 7

Мальчик чистит зубы. Яблоки лежат на тарелке.

Слайд 8

Сказуемое — это главный член предложения. Сказуемое поясняет, что делает подлежащее. Сказуемое подчеркиваем двумя прямыми чертами. Что же такое сказуемое?

Слайд 9

Словарная работа К…рова дает м…локо. о о

Слайд 10

Свежая к..пуста л..ж..т на ст..ле. а е и о

Слайд 11

Затрудняюсь. Мне нужно постараться Я отлично понял тему урока Я хорошо понял тему, но еще допускаю ошибки Итог урока

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Уроки 22, 2 3. Основа предложения

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; продолжить формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы, определять в предложении подлежащее и сказуемое, правильно их подчеркивать; учить объяснять написание слов.

Обучение УУД: умение объяснять написание слов; комментировать самостоятельное письменное выполнение задания, связанного с нахождением и выделением главных членов предложения.

Пропедевтика: грамматическая основа предложения; главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

Ход урока 22

I. Включение в учебную деятельность

  • Доброе утро, ребята! С чего вы начали сегодня свой день, как только проснулись?
  • Для чего человек каждое утро делает зарядку? Какую пользу она приносит?
  • Покажите мне движения из вашей зарядки.

(Дети под музыку выполняют несколько движений из утренней зарядки. Затем учитель знакомит с комплексом стандартной утренней зарядки.)

Каждый человек, который хочет быть здоровым, бодрым, свое утро начинает с зарядки. Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнем наш уроке пальчиковых упражнений, А затем выполним чистописание.

П. Постановка целей и определение темы урока

  • Прочитайте слова, которые написаны на доске.

На, девочка, делает, балконе, зарядку.

  • Можно ли сказать, что это предложение?
  • Что мы знаем о предложении?
  • Что нужно сделать, чтобы этот набор слов стал предложением?
  • Упростите это предложение.
  • Сколько слов у вас осталось? (Два слова: девочка делает.)
  • Как мы называли два слова, которые образуют простое предложение? (Основа предложения.)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

III. Работа по теме урока

  • Прочитайте с доски предложение «Мальчик занимается плаванием в бассейне».
  • Я закрою первое слово предложения, прочитайте оставшуюся часть. Можно ли сказать, что это полноценное предложение? Если нет, то почему? (Непонятно, о ком говорится в предложении. Оставшиеся слова нельзя считать связным предложением.)

(Далее учитель последовательно закрывает каждое слово, задает аналогичные вопросы.)

  • Упростите предложение до основы. (Мальчик занимается плаванием. Мальчик занимается.)
  • Кто готов сделать вывод? (В предложении есть основа. Это слова, без которых нельзя понять, о ком или о чем говорится в предложении. Они называются главными членами предложения.)
  • Кто из вас разобрался, каким образом мы находим в предложении главные члены?
  • Потренируемся в умении находить главные члены предложения. Посмотрите на рисунки на доске. Составьте к ним по одному предложению. (Мальчик чистит зубы. Яблоки лежат на тарелке.)
  • Запишем эти предложения с объяснением написания орфограмм в словах.
  • О ком говорится в первом предложении?
  • На какой вопрос отвечает слово «мальчик»?

Это главное слово в предложении, которое отвечает на вопрос «Что?», называется подлежащим. Подлежащее подчеркиваем одной чертой.

(Ученики под руководством учителя выполняют задание — подчеркивают с помощью линейки и простого карандаша подлежащее.)

  • О чем говорится во втором предложении? (Во втором предложении говорится о яблоках.)
  • На какой вопрос отвечает слово «яблоки»?
  • Является ли это слово главным в предложении?
  • Каким словом мы научились называть главное слово предложения, отвечающее на вопрос «Что?»?
  • Как мы выделяем подлежащее в предложении? (Подчеркиваем одной чертой.)

Вывод. Подлежащее — главный член предложения.

—        На какие вопросы в предложении отвечает подлежащее? Как подчеркивается?

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство со сказуемым как одним из главных членов предложения

  • Вернемся к предложениям, которые вы составили по рисункам и в которых нашли подлежащее. Что в предложении говорится о мальчике? (О мальчике говорится, что он чистит.)
  • Вместе слова «Мальчик чистит» составляют основу предложения. Чем является слово «мальчик» в предложении? (Подлежащим.)

  • Кто знает, чем в предложении является слово «чистит»? (Дети затрудняются ответить на этот вопрос.)
  • На какой вопрос отвечает слово «чистит»?

Слово, которое в предложении отвечает на вопрос «Что делает?», называется сказуемым. В предложении подчеркиваем двумя чертами.

  • Повторите, на какие вопросы отвечает подлежащее в предложении.
  • На какой вопрос отвечает сказуемое?
  • Подчеркните сказуемое двумя чертами при помощи линейки и простого карандаша.
  • Постарайтесь самостоятельно найти сказуемое в предложении «Яблоки нежат на тарелке».
  • Какое слово мл подчеркнули двумя чертами?
  • Как называется этот член предложения?
  • На какой вопрос отвечает сказуемое?

—        Что же такое сказуемое? (Сказуемое — это главный член предложения. Сказуемое поясняет, что делает подлежащее. Сказуемое подчеркиваем двумя прямыми чертами.)

2. Словарная работа

  • Прочитайте предложение, записанное на доске.

К.рова дает м.локо.

  • Почему некоторые буквы в этих словах пропущены? (Это орфограммы.)
  • Что вы можете о них рассказать? (Пропущены гласные буквы, которые обозначают непроверяемые безударные гласные звуки. Поэтому написание этих слов нужно запоминать.)
  • Кто хочет найти основу предложения и правильно назвать главные члены предложения?
  • Прочитайте еще одно предложение.

Свежая к..пуста л..ж..т на ст.ле.

  • Объясните написание пропущенных букв.
  • Написание каких букв в словах можно проверить при помощи проверочных слов?
  • Написание какого слова следует запомнить?
  • Самостоятельно найдите главные члены предложения, подчеркните их.
  • Выполните самопроверку по образцу, данному на доске.
  • Что же мы называем сказуемым?
  • На какой вопрос отвечает сказуемое?
  • Как мы подчеркиваем сказуемое в предложении?

VI. Подведение итогов урока

  • Что нового об основе предложения вы узнали?
  • На какие вопросы отвечает подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?
  • Как мы их выделяем в предложении?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

23 урок Основа предложения

Слайд 2

Красиво падала листва. Красиво плыли пароходы. Стояла ясная погода. И праздничные торжества Справлял сентябрь. Д. Самойлов

Слайд 3

Собери предложение 1 ряд 2 ряд 3 ряд Зимой, дети, на, катаются, коньках. Быстрые, летят, с, санки, горы. Лыжник, зимнему, идет, по, лесу.

Слайд 4

Проверим себя Зимой дети катаются на коньках. 2 ряд 1 ряд Быстрые санки летят с горы. 3 ряд Лыжник идет по зимнему лесу.

Слайд 5

До скорых встреч!



Предварительный просмотр:

Ход урока 23

I. Включение в учебную деятельность

Красиво падала листва.

Красиво плыли пароходы.

Стояла ясная погода.

И праздничные торжества

Управлял сентябрь.

Д. Самойлов

—        Что я сейчас прочитала? (Отрывок из стихотворения.)

  • Относится ли стихотворение к устной речи?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Что составляет основу предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

II.        Постановка целей и определение темы урока

  • Прочитайте еще раз отрывок из стихотворения Д. Самойлова. Сколько в нем строк?
  • Сколько предложений?
  • Прочитаем каждое предложение отдельно.
  • Спишите первое предложение.
  • Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое.
  • Какая информация содержится в предложении?
  • Прочитайте второе предложение. О чем в нем говорится?
  • Что говорится о пароходах?
  • Спишите это предложение. Подчеркните главные члены.
  • Чем являются подлежащее и сказуемое в предложении? (Подлежащее и сказуемое являются основой предложения.)

III.        Чистописание

  • Спишите третье предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
  • Какое предложение в отрывке самое длинное?
  • Вы сможете самостоятельно его записать без ошибок?
  • Выполните задание. Затем вместе определим подлежащее и сказуемое.

IV.        Работа по теме урока

Дидактическая игра «Собери предложение».

(Работа в парах.)

—        На карточках напечатаны слова, из них вам нужно собрать предложения.

1-й ряд

Зимой, дети, на, катаются, коньках. 2-й ряд

Быстрые, летят, с, санки, горы. 3-й ряд

Лыжник, зимнему, идет, по, лесу.

  • Прочитайте получившиеся предложения. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
  • Выполните самопроверку по образцу, данному на доске.

V.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли нам урок?
  • Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

—        Что вы смогли повторить?

-        Если вы запомнили, как называются главные члены предложения, поднимите синюю карточку.

—        Если вы умеете правильно находить основу предложения и подчеркивать ее, то поднимите зеленую карточку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алфавитный порядок слов 24 урок

Слайд 2

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. Черные, кривые, От рожденья все немые. А как только встанут в ряд — Сразу все заговорят. Алфавит Буквы

Слайд 4

Танины игрушки Кукла, мяч, ведро, барабан, ежик, обруч, юла, шары, заяц, лодка, медведь, автомобиль, пирамидка, тетрис, мышка, тигренок, кран, пазлы, козлик, собачка, енот. Необходимо поставить слова в алфавитном порядке Автомобиль, Барабан, ведро, енот, ёжик, заяц, козлик, кран, лодка медведь, мышка, мяч, обруч, пазлы, пирамидка, собачка, тигренок, шары, юла

Слайд 5

Придумайте как можно больше слов, заменяя в каждом следующем слове первую букву чайка борт роза

Слайд 6

Репка Дед Бабка Внучка Жучка Кошка мышка

Слайд 7

Дед Внучка Бабка Жучка Кошка Мышка Репка

Слайд 8

Спасибо за урок!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные в корне слова 12 урок

Слайд 2

... за в...сной, кр…сой природы, Лето знойное пройдет – И туман и непогоды Ос...нь поздняя н...сет. А. Пушкин е а е е Кто? Что?

Слайд 3

Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет д..жди —... гр..чи —... х..лода —... ш..рфы —... л..сты —... сл..ва —... д о ждь о гр а ч а х о лод о ш а рф а л и сты и сл о во о

Слайд 4

Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов св ча - ч сло - оз ро- ст кло - гн здо - з мля - тр..па - св е чи ч и сла оз ё ра ст ё кла гн ё зда з е мли тр о пы е и е е е е о

Слайд 5

Сегодня тёплый денёк. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи. Поставить ударение над словами первого предложения. 2.Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Слайд 6

1. Понравился ли вам урок? 2. Что было самым интересным на уроке? 3. Что нового вы узнали? Чему научились? Я понял тему отлично Я понял тему хорошо Я испытываю сложность

Слайд 7

Спасибо, друзья! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безударные гласные в корне слова 11 урок

Слайд 2

Какие буквы пропущены в стихотворении? В л..су и на р..чной излуке, В р..дных п..лях, где даль св ..тла, Ты с д..бротой не будь в разлуке, Не причини природе зла. е е о о е о

Слайд 3

Пришло письмо Я очин па табе скучайу. Скора наступить висна. Будуть коникулы. Мы с сястрой прилятим в дяревньу. Как ты жевеш?

Слайд 4

Перепиши без ошибок Я один п о т е бе скуча ю . Скор о наступит в е сна. Будут к а никулы. Мы с с е строй прил е тим в д е ревн ю . Как ты ж и веш ь ?

Слайд 5

Запишите сверху вниз о — в о дичка, в о дяной; а — гл а за, гл а зной; я — пл я сать; е - с е ление; и - т и грята, т и гриный

Слайд 6

Как проверить написание тр о па — тр о пы сл е за — сл ё зы с е мена — с е мя кр о ты - кр о т дв о ры - дв о р

Слайд 7

малина ежевика арбуз земляника Ягоды

Слайд 8

Какие слова спрятались в слове «первоклассница» касса класс санки цирк лицо салон пони кони кино коса рис певица

Слайд 9

- Я всё понял, могу помочь другу - Я понял хорошо, иногда затрудняюсь - Я плохо понял тему

Слайд 10

Спасибо за помощь, друзья! До Скорых встреч!



Предварительный просмотр:

Уроки 11, 1 2. Безударные гласные в корне слова

Задачи: продолжить формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закрепить знания о существительных, прилагательных, глаголах (не называя данных терминов).

Обучение УУД: умение распознавать условные обозначения звуков речи; определять качество гласного звука (ударный - безударный); подбирать однокоренные слова; различать единственное и множественное число слов; оценивать собственную деятельность.

Пропедевтика: сопоставление орфографического и орфоэпического произношения слов; способы проверки написания безударных гласных в корне слова.

Ход урока 11

I. Включение в учебную деятельность

-        Ребята, мы учимся уже несколько месяцев. Кто из вас помнит, как мы учились читать и писать? С чего начинали?

(Речь. Предложение. Слово. Слоги. Звуки. Буквы. Писали слоги, слова, предложения.)

  • На какие группы мы можем делить слова? (Предлог. Союз. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»; «Что делать?»; «Какой?», «Какая?».)
  • Все ли слова мы научились писать без ошибок, правильно? (Наверное, нет.)

Тайны русского языка вы будете постигать постепенно, узнавая на каждом уроке новое или вспоминая забытое.

II.        Чистописание

—        Запишите в рабочей тетради по одной строке заглавных букв К, Н и строчных букв к, н.

III.        Постановка целей и определение темы урока

—        Какие буквы пропущены в стихотворении?

В л..су и на р..чной излуке, В р..дных п..лях, где даль св..тла, Ты с д..бротой не будь в разлуке, Не причини природе зла. (Дети указывают пропущенные буквы.)

—        Почему вы решили, что пропущены эти буквы?

—        Что вам помогло определить правильность написания гласных? (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

о целях и теме урока.)

IV.        Работа по теме урока

  • Как вы думаете, что бы было с русским языком, если бы мы писали так, как слышим?
  • Представьте, вы получили письмо. Прочитайте его.

Дарагой Бариз?

Я очин па табе скучайу. Скора наступить висна. Будуть коникулы. Мы с сястрой прилятим в дяревньу. Как ты жевеш?

—        Нам нужно переписать письмо без ошибок в тетрадь. (Работа проводится коллективно.)

  • В написании каких гласных мы чаще всего допускаем ошибки? (В написании гласных О, А, Я, Е, И.)
  • Запишите их сверху вниз:

о — водичка, водяной;

а — глаза, глазной;

я — плясать;

е - селение;

и - тигрята, тигриный.

—        Сколько безударных гласных звуков может быть в односложном слове? (Ни одного.)

  • А в двусложном? (Один.)
  • В трехсложном? (Два - мостовая.)

Очень часто безударные гласные проверяются изменением числа.

тропа — тропы слеза — слезы семена — семя кроты - крот дворы - двор

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

  • Прочитайте с доски слова. Малина, ежевика, арбуз, земляника.
  • Какая тема их объединяет? (Ягоды.)
  • Сделайте слого-звуковой анализ слов.

-        Какие слова спрятались в слове «первоклассница»? (Колесница, касса, класс, санки, цирк, лицо, салон, пони, кони, кино, коса, рис, певица.)

VII.        Подведение итогов урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что было самым интересным на уроке?
  • Что нового вы узнали? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в послебукварный период (приложение №1 к открытому уроку)

Данная презентация - один из элементов открытого урока...

Урок письма в послебукварный период (приложение №2 к открытому уроку)

Данная презентация - один из элементов открытого урока письма...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Литературное чтение Послебукварный период. Введение в литературное чтение Программа Е. И. Матвеевой 1 класс (ФГОС)

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественн...

Игровой материал по обучению грамоте в послебукварный период.

Игровой материал  по обу чению грамоте представлен в виде таблиц разных по сложности, включая обучающие таблицы. В различных комбинациях  дети ищут спрятанные слова. Задания направлены на ра...